АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Щ] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Щ].
ща | щи | ще | що | щу |
щи | ще | що | щу | ща |
ще | що | щу | ща | щи |
що | щу | ща | щи | ще |
щу | ща | щи | ще | що |
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Щ].
Щавель, возвращать, угощать, пищать, прощать, трещать, площадка.
Гуща, пища, роща, щадить, площадь.
Щи, щит, щипчики, защита, плащи, трещит, лещи, пищит.
Щипцы, щипать, вещи, клещи, ящик, гонщик, выдумщик, барабанщик, каменщик, кровельщик, стекольщик.
Щель, щепка, щебет, прощение, помещение, угощение, извещение, пещера.
Щегол, ящерица.. Щёки, щёчки, щётка, щёлкать, защёлка, сгущёнка, трещотка.
Щука, щучка, щупать, щупальца.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Щ].
Дети ищут щавель. У хомяка толстые щёки. В реке лещи и щуки. Щука — опасная хищница. Вокруг дома дощатый забор. Щенки пищат в корзине. Ящерица юркнула в щель. Овчарка — опытная ищейка. В роще щебетали щеглы. Сложи вещи в ящик.
Выучить пословицы и поговорки, отработав произношение звука [Щ].
|
|
Нет друга, так ищи, а наглел — береги. Настоящий друг познаётся в беде. В настоящей дружбе так — сам пропадай, а товарища выручай.
Подготовить пересказ, предварительно отработав произношение звука [Щ] в словах.
ЩЕНЯТА ЛАДЫ
В дощатом ящике — щенята. Их мать, ищейку Ладу, увели гулять в рощу. Щенята ищут мать и пищат. Но вот Лада возвращается. Щенята рады её возвращению.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Щ] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Щ].
ащ-ыщ-ящ-ищ | ощ-ёщ-ущ-ющ | ещ-ёщ-ющ-ящ |
ыщ-ащ-ищ-ящ | ёщ-ощ-ющ-ущ | ёщ-ещ-ящ-ющ |
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Щ].
Вещь, клещ, овощ, плащ, плющ, прыщ, товарищ, хвощ, хищник.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Щ].
У Ани новый плащ. На болоте хвощ. По камням вьётся плющ.
Вова — мой товарищ. Лещ — не хищник. Лук — полезный овощ.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ЩНСНС]
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С].
ща-са | щи-сы | щё-со | щу-су |
ща-ся | щи-си | щё-сё | щу-сю |
ащ-ас | ощ-ос | ущ-ус | |
ащ-ась | ощ-ось | ущ-усь |
Проговаривать пары слов, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С].
Вес —вещь | Пласт — плащ |
Весь — вещь | Класть — плащ |
Лес — лещ | Плюс — плющ |
Лесть — лещ | Помост — помощь |
Хвост — хвощ |
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С`].
Блестящий, висящий, колосящийся, носильщик, растущий, священник, светящийся, освещение, хвостище.
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С].
На скамейке стоит ящик с овощами. Лещи, щуки и караси попались в сети. Сима посадила плющ на террасе. У Моськи слепые щенята. У Аси светло-синий плащ. У лисят хвостики, а у лисы хвостище. В роще заросли сирени. Клюв клеста напоминает клещи. Щеглы и клесты — зимующие птицы. Люся посолила овощной суп.
|
|
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [Щ].
ТОВАРИЩИ
(иллюстрация 20)
Максим и Вася — товарищи. У них есть сети. Они поставили сети на леща и щуку. Много щук и лещей попалось в сети. Вытащат сети Максим и Вася, будут угощать соседей. Вкусен суп из щуки и леща!
Выучить потешку, отработав произношение звуков [Щ], [С], [С].
Щенок в дощатый ящик
Зубную щётку тащит,
И щепку, и пищалку —
Всё в ящик, как на свалку.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ч] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ч].
ча-чи-че | ча-чо-чу | ча-чу-чи |
чи-че-ча | чи-чу-чо | чи-чо-че |
че-ча-чи | чу-че-чо | че-чи-чу |
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Ч].
Чай, час, чаша, чашка, чайник, чайка, часто, алыча, каланча, причал, мочалка, качалка, молчание.
Дача, куча, туча, удача, добыча.
Чижик, врачи, грачи, калачи.
Мальчик, ключик, пальчик, лётчик, колючий, могучий, пончик, кончик, огурчик.
Чек, ручей, качели, учение, печенье.
Черепаха, черешня, черника, человек, чердак, вечер, чертополох.
Чёлка, учёба, печёнка, чёрточка, пчёлка, бачок, бычок, волчонок, галчонок, дурачок, зайчонок, крючок, крольчонок, кабачок, плечо.
Чудо, чучело, чурка, кольчуга, дочурка, печурка.
Чудак, чугун, чулан, мальчуган, жемчуг.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Ч].
У мальчугана мячик. Мама наливает чай в чашку. Папа несёт чемодан. Девочки качаются на качелях. Над черёмухой вьются пчёлы. К вечернему чаю подавали печенье. В чулане чемодан, бечёвка, чайник и чугунок. У зайчихи — зайчата, а у крольчихи — крольчата. На черешне грачи клюют личинок. Чертополох колючий.
Выучить потешки, отработав произношение звука [Ч].
В лесочке, в лесочке
Избушка на кочке.
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост
Бубенчики, бубенчики,
Летали голубенчики.
Лели-лели-лели,
У нас в саду качели.
Черепахе чашку чая
Чебурашка наливает.
Плыли утром по реке
Два барана в челноке.
Чёрный с удочкой,
Белый с дудочкой.
Чёрный рыбку ел,
Белый песню пел.
Выучить стихотворения, отработав произношение звука [Ч].
ЧАЙНИК
Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот.
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
— Эй, люди, я с вами почайпить хочу!
(американская песенка)
БЫЧОК В КЛЕВЕРЕ
Идёт по клеверу бычок.
Его бочок, как кабачок,
Как барабан, его живот.
Он клевер целый день жуёт.
И вдруг несётся во весь дух
К бычку рассерженный пастух.
Бочком из клевера бычок.
Бочком бычок — и наутёк.
(Я. Райнис)
ПОДАРОК ЗАЙЧАТАМ
Зайчиха зайчатам купила печенье.
Зайчата не ели печенье. Мученье
Зайчат накормить!
Чтобы сытыми были,
Мы им кочерыжку с сестрой
Подарили!
ГРАЧИ
Во дворе журчит ручей,
На берёзе сто грачей.
Строят гнёзда и кричат,
Скоро выведут грачат.
Отгадать и выучить загадки, предварительно отработав произношение звука [Ч] в словах.
Чёрный, проворный,
Кричит: «Крак!»
Червякам враг.
(Грач)
Когда апрель берёт своё,
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она — через меня.
(Скакалка)
Отработав произношение звука [Ч] в словах, выучить считалку.
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Сосчитайте-ка, ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять!»
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ч].
КРОЛЬЧАТА
У крольчихи Чары родились крольчата. Крольчата маленькие, как чёрные мячики. Мы принесли Чаре кочан капусты. Пусть погрызёт, а потом накормит крольчат сладким молоком. Чара сгрызла кочан, одна кочерыжка осталась.
Отработав произношение звука [Ч] в словах, провести подвижную игру.
МЯЧИК
Раз, два, прыгай мячик | Взмахи правой ладонью, как удары по мячу |
Раз, два, и мы поскачем. | |
Девочки и мальчики | Ритмичные прыжки на носочках, руки |
Прыгают, как мячики. | на поясе |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ч] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ
|
|
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ч].
ач-ич-еч | оч-уч-ёч | . яч-юч-ыч |
ич-еч-ач | уч-ёч-оч | юч-ыч-яч |
еч-ач-ич | ёч-оч-уч | ыч-яч-юч |
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Ч].
Богач, врач, грач, задача, калач, кумач, плач, мяч, удача.
Бич, дичь, водичка, кирпич, яичко.
Меч, печь, речь, сечь, течь.
Дочь, ночь.
Луч, ключ, куча, туча.
Бочка, дочка, почка, кочка, ночка, мамочка, папочка, бабочка, удочка, тучка, кучка, внучка, Жучка, ручка, колючка, каблучки, паучки.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Ч].
Ванечка ловит бабочку. Анечка и Жучка бегут на речку. Шубу белую в колечках носит добрая овечка. Ночью прилетели грачи. У Ванечки в коробочке крючки. На тачке привезли кирпич. В лесу растут яблочки-дички. Около бочки тачка. У Сонечки новая ручка. У Валечки косичка.
У причала — могучий дуб. Мальчуган гнал в поле овечек и бычков. Девочки качались на качелях. Бабочка села на цветы черёмухи. У мальчика — тачка. Прилетели грачи, чижи и ласточки. Вовочка ел пончики. В бочке солёные огурчики. У врача чемоданчик с инструментами. Грач склевал червяка.
Выучить потешки, отработав произношение звука [Ч].
— Уточка да луговая,
Серая да полевая,
Где ты ноченьку ночевала?
— Под мостом, мосточком,
Под ивовым кусточком.
***
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик—
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызет.
***
— Водичка, водичка!
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы губки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Чики, чики, кички,
Берёзовые лычки!
Летели две птички,
Собой невелички.
***
Ай, качи-качи-качи!
Глянь — баранки, калачи,
Глянь — баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
***
С пылу, с жару, из печи
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися бараночки!
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ч].
ВМЕСТЕ ТЕСНО, А ВРОЗЬ — СКУЧНО
|
|
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра: «Не бери мой мяч!» Дети расселись по углам, но скоро им стало скучно. Отчего детям стало скучно?
(по К.Ушинскому)
РАЗБИТАЯ ЧАШКА
(иллюстрация 21)
Вовочка играл дома в мяч. Мяч отскочил от стенки и разбил чашку с блюдечком. Вечером папа спросил Вовочку: «Что случилось?» «Я случайно попал по чашке мячом»,— отвечал Вовочка. «Почему ты играл в мяч дома? Ты меня очень огорчил и не получишь ничего к чаю»,— заключил папа.
РЫБАЧОК
(иллюстрация 22)
Ещё с вечера Ванечка собрался рыбачить. Он приготовил удочку, наточил крючки, накопал червей и сложил их в баночку. На рассвете Ванечка пошёл на речку, там у него было заветное местечко. Насадил Ванечка червя на крючок, закинул удочку и тут же вытащил судачка, потом щучку. Вот она — удача!
ПТИЧКА
(иллюстрация 23)
У мальчика была птичка. Мальчик учил птичку чирикать, но птичка молчала. Мальчик спросил девочку:
— Почему птичка молчит?
— Птичка хочет на волю,— отвечала девочка.
Мальчик открыл форточку и выпустил птичку. Птичка села на черёмуху и зачирикала.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ЧНСНС]
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [С], [С].
ча-са | са-ча |
чи-сы | сы-чи |
че-сэ | сэ-че |
чё-со | со-чё |
чу-су | су-чу |
ча-ся | ся-ча |
чи-си | си-чи |
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [С], [С].
Час, часы, часок, часик, часовой, часть, частик, часто, частокол, чисто, чистить, чистый, числа, честный.
Сачок, сучок, свеча, скачок, сорочка, сумочка, семечки, синичка, саночки, сверчок, собачка, спички, Санечка, Сенечка, Симочка, Сонечка, Светочка.
Чайка — сайка | Бычок — кусок | Чудак — судак |
Чашка — Сашка | Дочка — доска | Чурка — сумка |
Качать — кусать | Точка — тоска | Волчонок — поросёнок |
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [С], [С].
У Сонечки сачок. У Санечки красная сорочка. Светочка сидит на скамеечке. У Симочки часики. Синичка клюёт семечки. Санечка катает Сенечку на саночках. Ночью стрекочут сверчки. У часиков сломалась стрелочка. На ночном столике стоит свечка. Мама наливает чай через ситечко.
Выучить потешки, отработав произношение звуков [Ч], [С], [С`].
Наступила ночка,
Ты устала, дочка.
Дочку ждёт кроватка,
Спи, дочурка, сладко.
Киска, киска, киска, брысь!
На песочек не садись;
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.
Ночью стрекочет за печкой сверчок,
Днём он в чулане хранит свой смычок.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [С], [С`]..
Сидел старик, пил чай.
Пришёл внук, сказал:
— И мне дай чаю! Старик чаю дал и сказал:
— Чай пей, на землю не лей!
(по Л.Толстому)
Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песенку.
(по Л.Толстому)
СУДАЧОК
Утром мальчики с удочками и сачками пошли к речке. На берегу они сели на мосточек и забросили удочки. Скоро Вовочке попался судачок. Саня сачком помог Вовочке вытащить судачка.
Мама сварила из судачка суп.
Отработав произношение звука [Ч] в словах, провести подвижную игру.
ЛАСТОЧКИ
Ласточки летели, | Бегут по кругу, взмахивая |
Все люди глядели. | руками, как крыльями |
Ласточки садились, | Приседают, руки складывают |
Все люди дивились. | за спину |
Сели, посидели, | Опять бегут по кругу, |
Взвились, полетели, | изображая полёт ласточек |
Полетели, полетели, | |
Песенки запели. |
Отработав произношение звука [Ч] в словах, провести пальчиковую гимнастику.
ЛАСТОЧКА
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла? —
За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красну!
На каждую строку большой палец дважды «здоровается» с каждым пальчиком, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ЧЦШТ']
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [Т], [Т'].
ча-тя | тя-ча | ча-та-ча |
чи-ти | ти-чи | чи-ты-чи |
че-те | те-че | че-те-че |
чё-тё | тё-чё | чо-то-чо |
чу-тю | тю-чу | чу-ту-чу |
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [Т], [Т'].
Читать, почта, почтальон, почтовый, птичка, птичник, ткач, ткачиха, туча, тучка, точка, тачка, печать, печатный, пятачок, толочь, мачта, мечта, точно, течение, отлично, отличник, чинить, чертить, качать, отвечать.
Чашка — тяжко | Крольчата — котята | Врач — врать |
Чайник — тянет | Бочонок — ботинок | Мяч — мять |
Чижик — тише | Значок — знаток | Печь — петь |
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [Т], [Т'].
У волка — волчата, у кота — котята. У крольчихи — четыре крольчонка. За печкой начал стрекотать сверчок. Небо закрыли тучи. Танечка сидит на стульчике. Вовочка нёс веточку. На веточке четыре листочка. Девочки пели частушки. На лодочке мачта. У Тонечки чёрные перчатки.
Выучить потешки, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].
Летит над полем птичка.
Чирик-чик-чик.
А что несёт синичка?
Чирик-чик-чик.
Несёт она травинку.
Чирик-чик-чик.
Зачем нужна травинка?
Чирик-чик-чик.
Несёт травинку птичка.
Чирик-чик-чик.
Гнездо совьёт синичка. Чирик-чик-чик.
(осетинская народная песенка)
Л е ли-ле ли-ле ли.
В саду висят качели.
Пока ребята спят,
Качает кот котят.
У речки на поляне
Гулял козёл в кафтане.
Подсел козёл к костру —
Прожёг козёл дыру.
Бежит коза кафтан чинить, -
Кафтан чинить, козла бранить.
Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].
Ждёт письма мой старший брат.
Я журналу буду рад.
Папа ждёт газету.
Где же взять всё это?
Принесёт нам это он —
Наш знакомый почтальон.
Грач с грачихой на рассвете
В гнёздышко грачатам-детям
Носят в клювах червячков
И личинок, и жучков.
Чтоб росли грачатки —
Чёрные ребятки.
МЕЧЕНОСЕЦ
Ярко-красный или чёрный,
Очень резвый и проворный.
Длинный острый хвостик носит
И зовётся меченосец.
ПАУЧОК
По прозрачной паутинке
Паучок спускается.
На прозрачной паутинке
Медленно качается.
«Лифт не нужен пауку,—
Мне сказала галка,—
У него, у паучка
В животе спускалка».
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].
НОВЫЙ ПЕРЕДНИК
Катя решила подарить Танечке новый передничек. Достала материю, нитки, иглу и приступила к работе.
— Очень просто сшить передничек. Через полчаса он будет готов,— говорила Катя.
Но передничек не был готов и к вечеру.
— Где же передничек? — спросили её.
— Я бы сшила передничек, только нитку в иголку вдеть не смогла,— отвечала Катя.
- Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'], [С], [С`].
НЕУДАЧНАЯ ОХОТА
(иллюстрация 24)
Паучок-старичок плетёт паутинку-сеточку, тянет тонкие ни точки от веточки к веточке, от листочка к листочку. Хочет паучок-старичок поймать бабочку или жучка. Летела птичка-синичка, не видела тонкой сеточки, порвала паутинку. Остался паучок-старичок без добычи.
Отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'] в словах, провести пальчиковую гимнастику.
ПЧЕЛА
Прилетела к нам вчера | Машут скрещенными ладонями |
Полосатая пчела. | Произнося названия |
А за нею шмель-шмелёк | насекомых, загибают по |
И весёлый мотылёк, | одному пальчику |
Два жука и стрекоза, руках | на обеих руках |
Как фонарики, глаза. | Делают «очки» из пальчиков. |
Полетали, полетали | Машут скрещенными ладошками |
От усталости упали | Роняют ладони на стол. |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[Ц]
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч] и [Ц].
ча-ца | ач-ац |
чи-цы | ич-иц |
че-це | еч-ец |
чо-цо | оч-оц |
чу-цу | уч-уц |
ца-ча | ац-ач |
цы-чи | иц-ич |
це-че | ец-еч |
цо-чо | оц-оч |
цу-чу | уц-уч |
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч] и [Ц].
Цветочек, цепочка, цыплёночек, волчица, горчица, молочница, птичница, учительница, черепица, перечница.
Заяц — зайчик | Птица — птичка |
Палец — пальчик | Синица — синичка |
Курица — курочка | Улица — улочка |
Сестрица — сестричка | Спица — спичка |
Водица—водичка |
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч] и [Ц].
На полянке цветочки. Моя мама — учительница. Птичница кормит уточек. Тоня нарисовала цыплёночка. Вымой лицо водичкой. Ванечка выпил целую чашку молочка. У волчицы — волчата. Курочка снесла яйцо. Молочница принесла нам молочка. Кузница крыта черепицей.
Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ц], [Ч].
СКВОРЕЧНИК
Мы не ели и не пили,
Мы скворечник мастерили.
Очень в гости ждём скворцов,
Пусть выводит, там птенцов
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч] и [Ц]..
ЗАЙЧАТА
Зайчата родятся у зайчихи ранней весной. В отличие от других животных, зайчата родятся зрячими и в тёплых шубках. Зайчиха накормит зайчат молочком, и они разбегутся, попрячутся под кочками. Дня через четыре чужая зайчиха снова накормит зайчат молочком. Так уж ведётся у зайчих: всех зайчат кормить. А через неделю зайчата начнут травкой кормиться.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[Щ]
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].
чча-ща | ач-ащ |
чи-щи | ич-ищ |
че-ще | еч-ещ |
чо-що | оч-ощ |
чу-щу | уч-ущ |
ща-ча | ащ-ач |
щи-чи | ищ-ич |
ще-че | ещ-еч |
що-чо | ощ-оч |
щу-чу | ущ-уч |
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].
Чаща, щёчки, щёточка, щеночек, щепочка, ящичек, вещички, часовщик, точильщик
Качать — пищать | Мячик — ящик |
Кричать — угощать | Чепчик — щепка |
Встречать — прощать | Чеснок — щенок |
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].
В дощатом ящичке — овощи. У дочки румяные щёчки. В лесу рыщет волчица. По ручейку плывут щепочки. В бочке — мочёные яблочки, а в ящике — копчёные щучки. Почисти юбочку щёточкой. Часовщик чинит часы. На щенка напали злющие пчёлы. Опусти письмо в почтовый ящик. Точильщик точит ножи.
Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ч], [Щ].
—У ищейки три щеночка:
Два щенка и крошка-дочка.
У щенков, как бочки, щёчки,
У сыночков и у дочки.
В роще со щенком гуляли,
В роще мы под дождь попали.
Мой щенок залез под плащ,
Я же вымок весь, хоть плачь.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Щ].
РОЗКА
У Розки были щенки. Розка ушла. Дети взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. Потом нашла щенка и выла подле печки. Дети дали щенка Розке. Розка снесла щенка во рту на место.
(по Л. Толстому)
ЁЖ
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались черви, скрылись ящерицы. В тёплые осенние дни готовит ёж зимовище, таскает в нору сухие листочки. Скоро он заберётся в зимовище на ьвсю зиму.
(по И.Соколову-Микитову)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Ч]-[Щ]
Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звуки [Ц], [Ч], [Щ].
ца-ча-ща — цапля — чайка — щавель
цы-чи-щи — циркуль — чибис — щиплет
цо-чё-щё — цоколь — чёртик — щётка
яц-ач-ащ — паяц — богач — плащ
иц-ич-ищ — шприц — клич — свищ
ец-еч-ещ — отец — печь — лещ
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ц], [Ч], [Щ].
Ящерица юркнула под кучу щепок. В ящике лежат луковица и кочан капусты. Щенок гонится за мальчиком. Отец потерял ключ от почтового ящика. В чаще заяц прячется от лисицы. Девочки гонят овец на пастбище.
Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А. Пушкин)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
(А. Плещеев)
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].
ЖАЛОБЫ ЗАЙКИ
Серенький зайка, под кустиком сидючи, плачет: — Нет доли, хуже моей, серенького зайца! И кто только не точит зубов на меня: и хищная птица — ястреб, и пучеглазая сова. Отовсюду мне грозит беда, а защищаться нечем. Прячешься по кустам, по за кочкам. Одно только у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке хватать не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться. Пошёл бы и утопился.
(по К.Ушинскому)
ЗАЯЦ
Заяц прячется от лисицы в чаще. Он затаится и не шелохнётся, а потом вдруг вскочит и понесётся прочь через рощу. Выскочит заяц на пастбище, а лисица за ним. Но ей не угнаться за быстрым зайцем.
Отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ] в словах, провести подвижные игры.
ВЕТЕР
Ветер, ветерок, ветрище | Бегут по кругу на цыпочках, |
Ты чего по свету рыщешь? | поставив руки на пояс. |
Лучше улицы мети | Останавливаются, делают взмахи руками. |
Или мельницы крути! | Делают круговые движения руками. |
(Я.Аким) |
ПАСТУХИ
Цок, цок, цок, стучат копытца, | идут по кругу, высоко |
Надо нам поторопиться. | поднимая колени. |
Гоним мы своих овечек | Идут по кругу, ритмично |
Вдаль на пастбище, на речку. | смахивая правой рукой. |