Лекция 20. Культура как философская проблема
План лекции.
1. Вместо введения.
2. Понятие культура. Основные подходы к понимаю культуры.
3. Развитие философии культуры.
4. Культура как освоение мира.
5. Методы познания культуры, культурное многообразие и проблемы культурного воспитания.
6. Наука, мораль, искусство и религия как формы культурной деятельности человека.
7. Субкультура, контркультура, массовая культура.
Вопросы:
1. Что такое культура? Можно ли назвать культурой всё, что имеет природное происхождение?
2. Каким образом связаны культура и творчество, культура и развитие личности?
3. В чем заключается различия культуры и цивилизации?
4. Чего больше приносит взаимодействие культур – пользы или проблем? Постарайтесь обосновать свой ответ конкретными примерами.
5. В чем сходство и различия науки, искусства, морали и религии как сфер культурной деятельности?
6. Охарактеризуйте свою культурную принадлежность, используя определение субкультуры, контркультуры, форм культуры (элитарной, народной или массовой).
Вместо введения
Все многообразие духовной жизни общества, все достижения человечества, как идеальные, так и материальные, охватываются единым понятием культуры. Культурой предопределяется вся жизнь человека: его знания, умения, навыки формируются не природой, а возникают в процессе приобщения к культурным ценностям, созданным предшествующими поколениями. В этом отношении можно говорить, что не только человек создаст культуру, но и сама культура творит человека.
Понятие культуры.
В повседневной жизни представления о культуре обычно связывают с литературой и искусством, образованием и воспитанием, просветительской деятельностью. Культурным называют человека, владеющего знаниями, начитанного, умеющего вести себя в обществе. Культура характеризует также степень овладения тем или иным видом деятельности. В этом смысле говорят о культуре труда, о профессиональной и бытовой культуре, о культуре общения, о культуре речи и мышления. Различают также высокую и низкую, элитарную и массовую культуру. Наконец, известно, что нации отличаются своеобразием своей культуры и существует множество различных национальных, этнических культур.
Как правило, люди не задумываются над тем, что же кроется за этим многообразием смыслов культуры, почему они могут объединяться одним и тем же понятием.
Однако не только в повседневности, но и в науке ее трактовка неоднозначна. Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, предметом которых являются различные формы сознания - искусство, мораль, религия и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура - это дошедшие до нашего времени материализованные результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография описывает особенности культуры того или иного народа во всем ее конкретном многообразии. Историк того или иного вида искусства понимает под культурой прежде всего художественные творения человека. Так что «образ культуры» в науках выглядит по-разному.
Осмыслением культуры занимается и философия. Существует даже ее особое направление - философия культуры, предметом которой является культура как некая целостность. Отвлекаясь от всевозможных деталей и частностей, философия ставит вопрос о том, что такое культура, каково ее место в жизни человека и общества
Что такое культура? Термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, обработка, воспитание, образование) возник в Древнем Риме. Первоначально он означал «возделывание почвы». В современном же смысле это слово стало употребляться только в XVIII в. За два века представления о содержании и функциях культуры существенно обогатились - в середине 20-го столетия американские культурологи А. Крёбер и К. Клакхон насчитали уже 157 различных определений культуры! А в наши дни известный российский философ и культуролог П. С. Гуревич в своем учебнике по культурологии отмечает, что в отечественной литературе можно насчитать уже более 400 определений, а в мировой их число перевалило за тысячу. Такое обилие настораживает. Оно может свидетельствовать о двух вещах: или культура представляет собой столь сложное, а главное, многогранное явление, что каждое из таких определений действительно фиксирует ее отдельную черту или свойство, или разные авторы пишут на самом деле об одном и том же, но как говорится, «не видят за деревьями леса».
В конечном счете можно вести речь о трех основных подходах к пониманию культуры. Первый - деятельностный - рассматривает культуру как способ человеческой деятельности, как преобразование природы. В этом смысле культура будет совпадать с исторически определенным уровнем развития общества, зафиксированным в типах и формах организации человеческой деятельности. Культура - социальное явление, это своеобразное противопоставление природному миру. Если человек нашел камень и видит в нем лишь кусок кремня, для него камень является природным явлением. Но если он видит в своей находке каменный топор, то камень сразу приобретает культурное измерение, становится артефактом (то есть созданием, предметом) культуры.
В этом случае камень обретет иной смысл, - он станет знаком определенной цивилизации, символом отношений в древнем обществе. Каждая вещь имеет культурное измерение постольку, поскольку она отражает человека и человеческие отношения на том или ином этапе развития. Всякая вещь - сгусток таких отношений, их символ, знак. Поэтому второй подход к определению культуры - знаковый. Культура в этом смысле понимается как набор знаковых систем, информационных кодов, которые транслируют и закрепляют программы поведения, общения и деятельности.
Культура - результат деятельности людей. Но человек создает не только предметы, идеи, теории, но и самого себя, реализует свои способности. Поэтому человек - и творец культуры, и ее творение. Третий подход как раз и подчеркивает связь культуры с человеческой субъективностью, со способностью творить новое и уникальное, неповторимое, с необходимостью быть субъектом истории, а не «винтиком» или «носителем важной для выживания информации». Такая позиция может быть названа аксиологической, поскольку акцент делается на ценности личности, ее творческого потенциала. Недаром говорят, что культура - это мера человеческого в человеке.
В культуре эти три аспекта тесно взаимосвязаны; их суммирование дает наиболее обобщенное определение культуры. К ультура есть деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности.
И так, под культурой в самом общем смысле понимается то, что дополняет природу на специфически человеческом уровне, некая «вторая природа», созданная человеком и обществом. Отсюда и центральное для философии культуры противопоставление природа — культура.
Сущность человека не заложена в его биологической природе и не записана в его генах: биологический код для нее слишком ограничен. Для социализации человека необходимо использовать более сложный и гибкий код. Программой передачи этого кода является культура, а способом его передачи — воспитание и обучение. Только в процессе культурного «облагораживания», «образования, умственного и нравственного» (т.е. в процессе усвоения культуры) индивид выходит из узких рамок природных инстинктов и становится личностью, человеком в полном смысле этого слова.
Противопоставление культуры природе выделяет смысловое ядро данного понятия, связанное с бытием человека и общества. Это бытие настолько многогранно, что представляется невозможным зафиксировать культуру в четких и строгих определениях. Однако, отталкиваясь от представления о культуре как «второй природе», можно выделить по крайней мере четыре основных аспекта ее рассмотрения: о антропологический аспект: «Культура — совокупность всего созданного (или «взлелеянного») человеком, а также небиологический, специфически человеческий образ жизни».
Развитие философии культуры
Философия культуры как особая область философского знания возникает достаточно поздно — в XVII в. в Западной Европе. Хайдеггер замечал по этому поводу:
Дух и культура как желательные и испытанные основные виды человеческого поведения существуют только с Нового времени... Отсюда не следует, что прежние века были «бескультурными» в смысле погружения в варварство, следует только вот что: схемами «культура» и «бескультурье», «дух» и «ценность» мы никогда не уловим, к примеру, историю греческого человечества в ее существе.
Платон полагал, что пайдейя (воспитание), слово которое приблизительно соответствовало современному понятию «культура», есть культивирование природных способностей, которые изначально имеются у каждого человека, а также результат этого культивирования. Так, зрение дано человеку изначально, но правильно видеть мир нужно еще научиться: «Это вовсе не значит вложить в него способность видеть — она же у него имеется, но неверно направлена, и он смотрит не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо приложить силы».
Пайдейя, таким образом, есть процесс самосовершенствования, особый путь, проходя по которому человек становится человеком. Мир в античной философии рассматривался как гармоничный космос, а человек — как составная его часть. Развитие природных задатков предполагало, что человек уподобляется космосу, достигает душевной гармонии и совершенства. У Платона эта идея была пропущена через призму идей об идеальном мире: стремление к познанию истины подразумевало движение от несовершенного мира вещей к миру красоты, истины, добра.
Итак, хотя понятие «пайдейя» и близко к понятию культуры, поскольку подчеркивает именно человеческий способ раскрытия внутренних задатков и «облагораживание» всего, что дано природой, все же оно в полной мере не отражает специфики именно человеческого бытия и образа жизни. Прежде всего это связано с космоцентричностью античной философии, где человек всегда соотносился с космосом и природой, и если даже рассматривался отдельно от нее, то никогда полностью не противопоставлялся ей.
В эпоху Средневековья также нет отчетливого противопоставления человека и природы: хотя они и различны, но имеют общий источник в божественном творении. Специфику человеческого бытия, по мнению средневековых религиозных философов, следует искать не в деятельности человека и ее результатах, а в его сотворенности и связи с богом.
Сама методология античной и средневековой философии не могла подойти к понятию «культура» в силу жесткой авторитетной предопределенности своих установок (в первом случае — космосом, во втором — богом). Считалось, что истинное знание уже дано — в «книге природы», «мире идей» или в откровении. Нужно просто правильно понять это, проанализировать изначально данное. Для появления понятия «культура» требовалось нечто иное — синтез, объединение всех разнородных составляющих человеческой жизни в единое целое. Это стало возможным только в Новое время, когда наука, отбросив авторитеты (по сути встав на место бога), смогла свободно искать основы для синтеза наблюдаемых явлений.
Термин «культура» в современном, широком его понимании впервые появляется в Новое время в работах немецкого философа Самуэля Пуффендорфа (1632—1694). Под культурой Пуффендорф понимает не только процесс совершенствования того, что дано природой (это изначально присутствует и в латинском слове cultura, и в греческом paideia), но и результаты этого процесса, которые сами становятся окружающим человека миром, «второй природой». Таким образом, культуру составляют формы деятельности человека (воспитание, обучение, ремесла, науки), а также их цели и результаты (мораль, знания, артефакты, изобретения)
Пуффендорф особо подчеркивал роль государства в формировании культуры. Не случайно в начале XVIII в. его работы в России переводились по прямому указанию Петра I: предполагалось, что они могут служить теоретическим основанием для перехода России на более цивилизованный западноевропейский путь и формирования в стране правовой и гражданской культуры.
К началу XVIII в. термин «культура» широко распространяется в европейской философии. Наиболее полную философскую интерпретацию этот термин получил к концу столетия прежде всего в трудах немецкого философа Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803). Под культурой Гердер понимает передачу традиций, а также усвоение и применение переданного:
Если человек живет среди людей, то он уже не может отрешиться от культуры, - культура придает ему форму или, напротив, уродует его, традиция захватывает его и формирует его голову и формирует члены его тела. Какова культура, насколько податлив материал, от этого зависит, каким станет человек, какой облик примет он.
Человека отличает от животных то, что от рождения он почти не обладает инстинктами, и личностью становится только в процессе усвоения культурных традиций — языка, социальных и моральных норм, обычаев, т.е. всего наследия, оставленного предыдущими поколениями. Потому история культуры — «цепь общности», социальная история человечества в целом.
Культурный процесс постоянно развивается, обогащаясь достижениями каждого нового поколения, и в этом смысле можно говорить о несомненном прогрессе в культуре. Однако данный процесс не однозначен: наблюдаются временные отступления и возвращение к пройденному, неожиданные рывки вперед и периоды застоя. Тем не менее колебания и резкие перемены не могут завуалировать поступательного движения человечества по пути прогресса: «Мы ходим, попеременно падая в левую и в правую стороны, и все же идем вперед, - таково и поступательное движение культуры народов и всего человечества...»
Цель культуры - воспитание гуманности, человечности. Все в жизни человека - его потребности и влечения, разум и чувства — под воздействием воспитания должны быть облагорожены и переориентированы в сторону высших ценностей, под которыми Гердер понимает традиционные истину, благо и красоту. Культурный процесс сложен для познания: Гердер сравнивает его с ежедневной и ежечасной борьбой, где наградой за победу служит «венец гуманности», дающий право называться человеком в истинном смысле слова.
Культура, являясь сущностной характеристикой общества, в этом смысле универсальна и принадлежит всем народам. Противопоставление культуры и некультурности, которая заставляла просвещенную Европу смотреть на остальной мир с высоты собственного положения, у Гердера снимается:
Различие между народами просвещенными и непросвещенными, культурными и некультурными - не качественное, а только количественное. На общей картине народов мы видим бессчетные оттенки, цвета меняются с местом и временем, - итак, здесь все дело в том, с какой точки зрения смотреть на изображенные на картине фигуры. Если мы примем за основу понятие европейской культуры, то, конечно, найдем ее только в Европе...
«Количественные различия» приводят Гердера к мысли о множественности и самобытности культур, каждая из которых имеет характерные особенности, ценностные основания, недостатки и достоинства. Если у народа есть язык и понятия, искусство и традиции (а они, несомненно, есть у каждого народа, даже стоящего на самой нижней ступени общественного развития), мы не только имеем право, но и обязаны говорить о его культуре.
В целом в трудах Гердера окончательно сформировалась философия культуры в классическом ее понимании, основанном на традиции гуманизма.
Как итог: философия как рефлексия направлена на культуру и историю. Но не только рефлексия прошлого интересует философию культуры, но и рефлексия над будущим человечества. Если в современной культурологии наблюдается разработка теории культуры, ее различных форм, а также исследование истории культуры, то в рамках философии культуры находит место рефлексия социокультурного опыта и прогнозирование. Философия культуры отслеживает мегатренды социокультурных процессов, формируя мировоззренческие матрицы мышления и новый концептуальный аппарат, с помощью которых конструируются нестандартные модели привлекательного будущего.
Философия культуры - это самосознание культуры, ее самореференция, раскрывающая смыслы, идеи, целеполагание, условия культурной деятельности общества. Подобное понимание философии культуры, на мой взгляд, весьма продуктивно и позволяет включить в ее исследовательское поле значимые проблемы культуры и бытия человека в их взаимообусловленности и универсальности.