Основными средствами воспитания специфической выносливости являются так называемые «целевые упражнения», или «целевая деятельность». Этими терминами обозначаются физические упражнения, по отношению к которым повышается специфическая выносливость. Так, в спорте целевыми являются соревновательные упражнения, а например, в играх, где человек выполняет многие упражнения, оправданным будет применение термина «целевая деятельность».
В базовом физическом воспитании «целевые упражнения» представлены главным образом жизненно важными двигательными действиями типа бега, прыжков, метаний, ходьбы на лыжах, плавания и т.д.
2. Специально-подготовительные упражнения — это упражнения сходные с целевыми по некоторым существенным параметрам. Так, если целевое упражнение — бег на 100 м, то специально-подготовительными упражнениями в этом случае будут любой длины спринтерские отрезки дистанции или Даже прыжковые многоскоки. Как правило, в тренировочном процессе доля разнообразных специально-подготовительных упражнений в ряде видов спорта намного выше, чем в соревновательном.
|
|
3. Общеподготовительные упражнения также совершенно Необходимы при воспитании специальной выносливости. Назначение их сводится главным образом к повышению аэробных возможностей как основы, необходимой для улучшения анаэробной производительности.
2.3 Методы развития анаэробной выносливости.
Методы развития анаэробной выносливости, остановимся на изложении методики совершенствования анаэробно-гликолитической и анаэробно-алактатной выносливости.
Анаэробно-гликолитический режим развития специфической выносливости направлен на совершенствование способности организма противостоять неблагоприятным сдвигам, в связи с большим накоплением в нем кислородного долга и избытка молочной кислоты.
Основным в совершенствовании этого вида выносливости является интервальный метод. Его специфика в данном случае состоит в соблюдении ряда методических требований, в частности:
1. Интенсивность работы должна быть достаточно высокой, на уровне 90—95 % от максимальной для выполняемого отрезка. После нескольких повторений в результате наступившего утомления скорость передвижения может заметно уменьшиться. Однако она должна быть близкой к предельной для текущего состояния организма.
2. Продолжительность одного повторения должна находиться в пределах от 30 сек до 2 мин (в беге — это дистанции от 200 до 600 м).
3. Интервалы отдыха между повторениями в одной серии следует сокращать с 5—8 мин между 1-й и 2-й попытками, до
1— 4 мин между предпоследней и последней попытками. Это связано с тем, что максимум молочной кислоты в крови наблюдается не сразу после окончания попытки, а спустя несколько минут. Причем от повторения к повторению время максимума лактата приближается к окончанию работы. Поэтому сокращаемые интервалы отдыха вызывают макси- сальные величины молочной кислоты в организме, что и приводит к совершенствованию работоспособности человека в таких явно неблагоприятных условиях.
|
|
Интервалы отдыха между сериями могут увеличиваться до 15—20 мин, чтобы ликвидировать молочную кислоту.
4. Характер интервалов отдыха должен быть предельно малоактивным, однако нецелесообразен и полный покой.
5. Число повторений в одной серии не должно превышать
2— 4 раз, т.к. уже при этом в крови накапливается достаточно много молочной кислоты. Если попытаться дальше продолжать работу, то гликолитический механизм энергообеспечения исчерпает свои возможности. Работа может быть продолжена только за счет аэробных реакций, что приведет к снижению интенсивности. А это уже не будет способствовать совершенствованию анаэробно-гликолитического механизма. Поэтому ограничиваются таким малым числом повторений в одной серии, а также общим числом серий — от
2— 3 до 4—6 — даже у хорошо подготовленных спортсменов.
При описанном выше режиме нагрузок и отдыха в крови увеличивается содержание молочной кислоты. Систематическое упражнение подобным образом постепенно адаптирует организм к выражено неблагоприятным сдвигам во внутренней среде и совершенствует его физическую и психическую устойчивость при работе субмаксимальной мощности.
Анаэробно-алактатный режим тренировки выносливости связан с совершенствованием ее скоростных проявлений в работе максимальной мощности, продолжающейся не более 20-25 сек. Такая нагрузка осуществляется в анаэробном, практически бескислородном режиме за счет АТФ и креа- тинфосфатных механизмов энергообеспечения.
Совершенствование спринтерской выносливости осуществляется также с помощью интервального метода. Основные Параметры нагрузки приобретают следующие ориентировоч-
ные черты:
1. Интенсивность работы должна быть близкой к предельной, на уровне 95 % от максимума. Некоторое снижение скорости вызывается необходимостью, во-первых, избежания образования «скоростного» барьера, во-вторых, возможностью осуществления контроля за техникой движений.
2. Продолжительность одного повторения не должна превышать 8—10 сек. Увеличение продолжительности упражнения нежелательно, т.к. организм перейдет на гликолитический механизм энергообеспечения, что в этом случае нецелесообразно.
3. Интервалы отдыха между повторными нагрузками в одной серии назначаются в пределах 2—3 мин, между сериями
— 7—10 мин.
4. Число повторений определяется возможностями организма поддерживать заданную высокую интенсивность при всех попытках. В одной серии число повторений на первых этапах занятий не более 3—4, в дальнейшем может возрасти до 4—5 раз. Дело в том, что уже к 3—4-му повторению фосфатные механизмы исчерпывают свои ресурсные возможности. Число серий может колебаться от 3—4 до 5—6 (в зависимости от уровня подготовленности занимающегося).
5. Характер отдыха — малоинтенсивная физическая нагрузка, обычно это спокойная ходьба, чередуемая с упражнениями на расслабление и дыхание.
Рассмотренные методы интервального упражнения предъявляют к организму занимающихся крайне жесткие требования. Поэтому применять их нужно постепенно, после предварительно хорошо развитой общей выносливости и отсутствии каких-либо отклонений в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
|
|
2.4 Тестирования уровня развития анаэробной выносливости на уроках в школе.
Критерием оценки специальной выносливости служит главным образом два фактора: умение проявлять достаточную быстроту и силу (мощность) отталкиваний и поддерживать этот уровень длительное время. Особое значение имеет взаимосвязь развития силовой и общей выносливости - основных компонентов. Только после того, как произойдут сдвиги в уровне развития силовой выносливости, следует воздействовать на рост общей выносливости. Как только повысится роль оптимальной частоты движения, нужно вновь сделать акцент на развитие силовой выносливости. Для объективной оценки качественного изменения развития силовой выносливости спортсменов можно использовать одни из самых доступных и вместе с тем объективных тестов
1) Подтягивания. Используются для оценки уровня развития силы и выносливости мышц-сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса. Показатель силы - количество подтягиваний.
2) Поднимание туловища из положения лёжа с согнутыми ногами. Используется для оценки уровня развития силы и выносливости мышц брюшного пресса.
Процедура тестирования. Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой и согнув ноги в коленях так, чтобы вся поверхность стоп касалась пола (партнёр удерживает его стопы в этом положении).
Критерий оценки количество раз за 1 минуту.
3) Удержание туловища. Тест для оценки показателя силовой выносливости мышц спины.
Процедура тестирования. Испытуемый принимает исходное положение лёжа на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов, туловище под углом 40 градусов к поверхности пола, руки за головой, пальцы переплетены. Партнёр удерживает стопы испытуемого. Задача - сохранить такое положение как можно дольше.
4) 10-ой прыжок с места. Тест для оценки силовой выносливости нижних конечностей. Показатель - дальность прыжка.
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1. Штрафной бросок. Оборудование: Секундомер, свисток. Процедура тестирования. Учащиеся разбиваются по парам: один подает мяч, другой с линии штрафного броска выполняет броски в кольцо 10 раз подряд. Затем партнеры меняются ролями. В младших классах расстояние меньше. Результат: Засчитывают каждый попавший в кольцо мяч.
|
|
2. Передача мяча обеими руками от груди в стену. Оборудование: Секундомер, свисток. Процедура тестирования. Учащиеся располагаются в 3 м от стены и по сигналу учителя в течение 30 сек. выполняют передачи в стену обеими руками от груди. По свистку передачи заканчивают. Задание можно выполнять двумя группами: одна группа учащихся выполняет передачи, другая считает; затем группы меняются местами.
Результат: Подсчитывают количество выполненных передач за 30 сек.
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Эти тесты делятся на четыре основные группы:
- для оценки быстроты простой и сложной реакции; - для оценки скорости одиночных движений; - для оценки максимальной частоты движений в разных суставах;
- для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
1. Как варианты применяется ловля различных гимнастических палок. Испытуемый должен поймать падающую палку за наиболее короткое время (определяется по наименьшему расстоянию).
2. Время удара, передачи, одного шага.
3. Частота движений рук и ног оценивается с помощью простейших приборов (теппингтестов). Результат - число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5 -- 20 с.
4. Бег на 30, 50, 60,100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Оборудование: Секундомер, свисток. Результат: Время бега.
Заключение.
ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность человека противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
В практике физической культуры выделяют общую и специальную выносливость. Под ОБЩЕЙ понимают выносливость к продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе, может выполнять и другую работу в таком же темпе (ходьба на лыжах). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость является предпосылкой для развития специальной выносливости.
Если человек выполняет какие-либо напряженную работу, то через некоторое время он ощущает, что выполнять ее становится все труднее. Наступает утомление. В зависимости от специфики видов деятельности различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное (связано с органами чувств), эмоциональное и физическое. Нас в большей мере интересует утомление физическое. Продолжительность работы до полного утомления можно разделить на 3 фазы:
1.Фаза компенсированного утомления.
2.Фаза декомпенсированного утомления.
3. Фаза полного утомления.
Уровень развития и проявление выносливости зависит от следующих факторов:
Биоэнергетические факторы.
Факторы функциональной и биохимической экономизации.
Факторы функциональной устойчивости.
Личностно-психические факторы
Наследственные факторы
.
Специальная, или анаэробная, выносливость — это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Анаэробная выносливость – это способность человеческого организма некоторый промежуток времени не использовать получаемый кислород, справляясь с физической нагрузкой при помощи той энергии, которая получена без применения воздуха. Самыми выдающимися навыками такого вида обладают профессиональные спортсмены.
Виды анаэробной выносливости:
1.Скоростная выносливость. 2.Скоростно-силовая выносливость. 3.Координационная выносливость.4. Силовая выносливость.
Основные задачи: 1. Улучшение аэробных возможностей путем совершенствования деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем как существенных факторов повышения анаэробной производительности.
4. Повышение анаэробных возможностей организма путем совершенствования лактатного и алактатного механизмов энергообеспечения работы.
5. Расширение физиологических и психологических границ устойчивости организма к неблагоприятным сдвигам его внутренней среды, вызванных напряженной работой.
Методы развития анаэробной выносливости, остановимся на изложении методики совершенствования анаэробно-гликолитической и анаэробно-алактатной выносливости.
Анаэробно-гликолитический режим развития специфической выносливости направлен на совершенствование способности организма противостоять неблагоприятным сдвигам, в связи с большим накоплением в нем кислородного долга и избытка молочной кислоты.
Основным в совершенствовании этого вида выносливости является интервальный метод.
Анаэробно-алактатный режим тренировки выносливости связан с совершенствованием ее скоростных проявлений в работе максимальной мощности, продолжающейся не более 20-25 сек. Такая нагрузка осуществляется в анаэробном, практически бескислородном режиме за счет АТФ и креатинфосфатных механизмов энергообеспечения.
Совершенствование спринтерской выносливости осуществляется также с помощью интервального метода.
Тестирования уровня развития анаэробной выносливости на уроках в школе.
Критерием оценки специальной выносливости служит главным образом два фактора: умение проявлять достаточную быстроту и силу (мощность) отталкиваний и поддерживать этот уровень длительное время. Особое значение имеет взаимосвязь развития силовой и общей выносливости - основных компонентов.
1) Подтягивания. 2) Поднимание туловища из положения лёжа с согнутыми
3) Удержание туловища
4) 10-ой прыжок с места.
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1. Штрафной бросок. 2. Передача мяча обеими руками от груди в стену.
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Эти тесты делятся на четыре основные группы:
- для оценки быстроты простой и сложной реакции;
- для оценки скорости одиночных движений;
- для оценки максимальной частоты движений в разных суставах;
- для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
1. Как варианты применяется ловля различных гимнастических палок.
2. Время удара, передачи, одного шага.
3. Частота движений рук и ног оценивается с помощью простейших приборов (теппингтестов).
4. Бег на 30, 50, 60,100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта).
Список использованных источников.
1. Теория и методика физической культуры: учебник / .Ф.Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.