Доместикация образа зомби в массовой культуре

 

В конце 90-х — начале 2000-х «зомби-ренессанс» в кинематографе начал затихать. Стало появляться всё меньше и меньше боевиков и фильмов ужасов о зомби с драматическими сюжетами. На смену им пришли комедийные фильмы и сериалы о зомби. Такой тип кинематографической продукции выпускается в намного меньших количествах, чем «серьезные» зомби-триллеры, но всё равно остается очень популярным у зрителей.

В некоторых фильмах комедийный эффект достигается с помощью того, что убийство зомби изображается как простое и веселое занятие (напр. в «Кокни против зомби», «Маленьких чудовищах» и многосерийном фильме «Зомбиленд»). Комичность, как правило, в таких фильмах заключается не в самом факте убийства зомби, а в необычности способа совершения этого убийства. О зомби снимаются и абсурдистские трэш-комедии (напр. «Бобры-зомби», «Мертвые не умирают», «Стриптиз от зомби» и «Задница зомби: туалет живых мертвецов»). Некоторые комедийные фильмы выводятся на уровень абсурда с помощью добавления зомби в какой-то классический литературный или исторический сюжет – это является характерной чертой жанра «мэш-ап» (напр. «Гордость и предубеждение и зомби» («Pride and Prejudice and Zombies», 2015) -- снятый по одноименному роману Сета Грэма-Смита -- и «Авраам Линкольн против зомби» («Abraham Lincoln vs. Zombies», 2012). Стали появляться фильмы и сериалы о зомби, которые носят комедийный характер, потому что зомби в них изображены добрыми и разумными (например, фильм «Тепло наших тел» и сериал «Я—зомби» (“iZombie”, 2015--)).

Комедийные фильмы о зомби начали появляться в 90-е, когда в целом стали распространены фильмы-пародии на хоррор-кинематограф (например, «Рука-убийца» («Idle Hands», 1999), «Страшилы» («The Frighteners», 1996), «Юный экзорцист» («Teenage Exorcist», 1991) и «Премутос — падший ангел» («Premutos -- Der gefallene Engel», 1997)). Такой взлет в продукции пародийных фильмов ужасов можно объяснить тем, что в 70-х—80-х снималось очень много хоррор-фильмов, в том числе и малобюджетных. В такой кинематографической продукции чаще всего был банальный сюжет и много сцен с неоправданным утрированным насилием. У многих зрителей такие фильмы, несмотря на заявленную серьезность, вызывали лишь смех. Некоторые режиссеры это поняли и начали снимать кино, высмеивающее популярные сюжетные клише этого жанра.

Начиная с 2010-х годов, зомби стали регулярно фигурировать в детских мультфильмах (напр. «Паронорман» («ParaNorman», 2012), «Монстры на каникулах» («Hotel Transylvania», 2012), «Как приручить зомби» («Papá, soy una zombi», 2011) и «Франкенвинни» («Frankenweenie», 2012)). В таких мультиках загробная жизнь обычно тоже показывается в комедийном ключе, а живые мертвецы представляются нестрашными и даже чаще всего дружелюбными.

Так образ зомби был доместицирован. В работе З. Фрейда «Жуткое» (1919) описывается процесс, при котором в человеческом сознании страхи теряют свое значение ужасного, становятся “обжитыми”. В современных исследованиях такой процесс называется доместикацией. Образ зомби почти полностью потерял свою семантику «жуткости» после увеличения количества пародийных хоррор-фильмов и детских мультиков с участием зомби. Дети перестали испытывать такой сильный страх перед живыми мертвецами после того, как увидели их в забавных мультиках и комедиях. Несмотря на это, для детей образ зомби остается не полностью доместицированным. Зомби все ещё являются героями многих страшных фильмов, которые дети смотрят, и страшилок, которые они друг другу рассказывают. Зомби частично сохраняет семантику страха, и поэтому интересует детей, как запретная и опасная тема, но уже не пугает их так сильно. Таким образом зомби-заражения становится основой для сюжетов детских игр.

 

Глава IV. Зомби в современном фольклоре

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: