Нарративы о зомби: одержимость и риск

Образ зомби в современном массовом сознании – это образ лиминальных, промежуточных существ: ни полностью мертвые, ни полностью живые. Они — оживленные трупы, которые можно назвать “нежитью” (Leverette, 2008). При таком понимании зомби их кинематографическое изображение опирается на неявные, подразумеваемые представления о социальных аспектах личности, а особенно – о распространенных страхах, так или иначе связанных с самоощущением, идентичностью и стигматизацией.

В самых ранних картинах зомби-кинематографа (особенно в эпоху «Белого зомби» зомби) потеря индивидуальности является доминирующей темой. В таких фильмах страхи, связанные с зомби, выражаются через повествование об одержимости, в котором главной угрозой обычно является контроль жреца вуду над человеческой волей с помощью сверхъестественных сил. В таких фильмах потеря человеком личной автономии является основным лейтмотивом, отражающим массовый страх перед порабощением авторитарными хозяевами, обычно способными осуществлять контроль с помощью паранормальных средств. В эпоху после Второй мировой войны эти фильмы считались нарративным отражением боязни фашизма и коммунизма (Gunn, Treat, 2005). Кроме того, у этих фильмов есть еще один важный подтекст: абсолютное следование чужой воле свидетельствует о потере отчетливого чувства собственного "я".

Поскольку зомби являются одновременно нежитью и существами, лишенными индивидуальности, в понимании зрителя они являются радикально «нечеловеческими». Другие сверхъестественные существа, которые появляются в фильмах, не несут такой же коннотации. Вампиры, например, являются нежитью, но также, и это особенно важно, они сохраняют индивидуальность и изображаются гораздо более человечными (George, Hughes, 2013). Как свидетельствует популярная серия фильмов «Сумерки» (первый фильм, «Twilight» -- 2008), вампиры в современной культуре гораздо более привлекательны, чем дегуманизированные зомби. Более того, превращение в вампира, в отличие от превращения в зомби, может быть для героев даже желанным – например, в той же серии «Сумерки» или в фильме «Вампирши» («Vamps», 2011).

По мере того, как фильмы о зомби все больше выходили за рамки повествования об одержимости, потеря индивидуальности в них стала ассоциироваться с рисками, характерными для специфически современного мира. Начиная с «Ночи живых мертвецов» 1968 года, на место отдельных представителей нежити приходят огромные орды безымянных, безликих зомби, преследующих, заражающих и превращающих живых в деиндивидуализированное множество. Угроза заражения зомби, «зомбирования», становятся актуальной не только для отдельных людей, но и для целых сообществ, наций и даже цивилизаций. В фильмах о зомби XXI-го века эти повествования приобрели более апокалиптический оттенок; угроза заключается не только в потере индивидуального "я", но и в возможности уничтожения самосознания на уровне общества и исчезновения человеческой индивидуальности как важнейшей характеристики homo sapiens.

Стая безликих зомби в сериале «Ходячие мертвецы» (2010-…) Реж.-ры: Майкл Кудлиц, Грег Никотеро, Дарнелл Мартин и др.

В современных киносценариях темы одержимости соединяются с нарративами, говорящими о недостатках и опасностях современных технологий. Причиной пандемии зомби обычно является катастрофа человеческого происхождения, будь то радиоактивный зонд (как в «Ночи живых мертвецов») или выброс специально сконструированного вируса с высокой вирулентностью (как в «Зомбилэнде», «28 дней спустя» и фильмах франшизы «Обитель зла»). В современном зомби-кинематографе индивидуальность остается пугающе уязвимой, но эта угроза имеет апокалиптические коннотации. Как предполагают исследователи, страхи перед рисками, обусловленными научно-техническим прогрессом, являются социологически значимым источником интереса к зомби в современной массовой культуре.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: