Журнал «Нива» – тонкий еженедельник

Особенность журнала представлена, главным образом, его периодичностью. Существовали толстые журналы, которые выпускали один раз в месяц, таким образом, в каждом номере журнала содержались события, которые произошли в этот месяц и год, если это касается истории. Каждый находил свое в журнале. Молодой исследователь читал новейшие статьи его будущих коллег, литератор или писатель знакомился с произведениями своих коллег и так далее. Кроме "толстых" журналов выпускались и "тонкие" еженедельники. Если толстый журнал давал информация за месяц, то тонкий за семь дней, выдавал более полную картину событий. Таким образом, годичный просмотр тонких журналов даст более целостную картину представлений изучаемого объекта, нежели толстый. И, конечно, для читателя тонкий журнал был намного интереснее. Для того, чтобы проанализировать журнал «Нива», как тип русского тонкого еженедельника нужно прежде всего разобраться в том, что такое еженедельник.

Еженедельник – это периодическое издание, выходящее раз в неделю.[2] Еженедельник как тип периодического издания прошел в России длительный путь становления от информационного листка до иллюстрированного журнала. Данный процесс обусловлен влиянием общественно-политических и экономических условий, законодательных актов, процессов капитализации, а также коммерциализации СМИ, мировоззрение и личностные качества издателей, редакторов, аудитории.

Для выявления специфики его формирующих характеристик как издания нового типа, сочетающего такие ранее несовместимые черты, как энциклопедизм, массовость, ориентация на семью как целевую группу, что позволит выявить социокультурную роль данного журнала и его место в истории отечественной журналистики. Со временем более точно выработалась форма подобного издания: тонкий журнал с обязательным наличием в нем иллюстраций в качестве самостоятельных материалов издания, обязательный отдел беллетристики, обзоры публикаций за неделю по различным общественно-политическим вопросам. Журнал «Нива», как и другие еженедельники был наполнен романами и рассказами, обозрениями. В еженедельниках иллюстрации играли самостоятельную роль, не всегда подчиненную основному тексту. Для читательской аудитории подобного типа периодики важна была и его невысокая цена.

«Нива» играл важную роль в формировании представления о том, какими являются качественные и популярные еженедельники. Данный журнал является тонким русским еженедельником еще из-за того, что у него не было четкой направленности, он освещал разные аспекты жизни человека. Еженедельный выход значительно увеличивал момент ожидания у читателя, создавал устойчивые привычки, приучал к более строгой регулярности в освоении материала издания. Кроме того, особенности структуры (иллюстрации, обзор событий и беллетристика «с продолжением») вырабатывали своеобразный «темпоритм» восприятия, заставляя читателя вновь и вновь возвращаться к изданию. Все это «воспитывало» и организовывало массового читателя.

Чтобы доказать, что журнал «Нива» является тонким русским еженедельником, выведем пять принципов, которые стали очевидными при изучении понятия «еженедельник» и самого журнала. Для примера возьмем первый номер 1900-го года.

Первый принцип еженедельника это – научность. Сразу на первой полосе располагается информация о том, что к журналу идет приложение «Сборника» сочинений Н.В. Гоголя, то есть читатели смогут ознакомиться с серьезной литературой. Это послужит для аудитории и способом занять себя, а возможно и почитать детям. Вторым принципом является популярность.

 

(табл.2)

Рост тиража журнала «Нива»

 

1877г. 1878г.   1882г. 1884г. 1886г. 1891г. 1893г. 1894г. 1899г. 1904г.
30тыс. 43тыс. 70тыс. 90тыс. 102тыс. 115тыс. 120тыс. 170тыс. 200тыс. 274тыс.

 

Если проанализировать рост тиража журнала по годам, то можно заметить, что в 1900-м году тираж перевалил за 200 000 экземпляров. Именно это свидетельствует о том, что популярность сопровождала журнал на протяжении его существования. Удивительно, что многочисленные иллюстрированные журналы, пытавшиеся повторить коммерческий успех «Нивы», не выдерживали конкуренции. Такова участь «Всемирной иллюстрации», «Огонька», «Живописного обозрения», «Севера», «Родины», «Нови», «Всемирной панорамы» и других.

Третьим принципом является занимательность еженедельника, и, конечно, журнал «Нива» был максимально наполнен разносторонней информацией, что и способствовало заинтересованности аудитории.

Рис1.

На той же странице читателя встречает картина И.И. Шишкина «Заброшенная мельница». Для малообразованного, среднего читателя это возможность заинтересоваться также и  живописью, развить воображение, вглядеться в детали картины и расширить кругозор.

Про следующий пункт можно сказать совсем кратко: доступность еженедельника была очевидна, несмотря на качество. Еженедельники отличались небольшой стоимостью, а из ранее представленной таблицы 1 можно сделать вывод, что цена была приемлема для большого круга читателей. И последним принципом является разнообразие материалов. После представленной на первой полосе картины следом расположен роман русского прозаика и драматурга, который называется «Дочь курьера», продолжение которого прослеживается на протяжении нескольких номеров журнала. В номере предлагается еще несколько популярных картин, очерков и рассказов, но рассказы не сопровождаются рисунками или другими иллюстрациями. Портреты известных личностей того времени также занимают место на страницах журнала.

 

Рис.2

В журнале «Нива» размещались характеристики выдающихся лиц современности и исторических деятелей. Только за первые 30 лет существования в журнале была опубликована 2131 биография: очерки о В.Г. Белинском, Т.Н. Грановском, И.А. Крылове, Л.Н. Толстом, М.Ю. Лермо-нтове, А.С. Пушкине, У. Шекспире.

Таким образом, можно сделать вывод, что номер наполнен разносторонней информацией, полезными сведеньями, литературой, что дает читателю сделать выбор в сторону какой-либо темы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: