Глава 2. Анализ выпусков журнала «Нива»

2.1. Оформление журнала

 

Отличительной особенностью тонкого русского еженедельника «Нива» являлось большое количество иллюстраций. Иллюстрация как явление восходит к первым векам христианства. Они знакомили читателя с событиями и современниками, расширяя восприятие информации за счет иллюстрации. Изображение или картинка теперь стали не просто украшать, а пояснять и дополнять текст. Постепенно создавались технические и социальные предпосылки для появления еженедельных периодических изданий, и стали формироваться первые черты, отличающие еженедельник от остальных типов периодики.

С первых номеров издания его направленность, структура и оформление не менялись на протяжении долгого времени. Этот факт подтверждает то, что концепция журнала «Нива» была тщательно разработана еще до выхода первого номера в свет.

Посредствам иллюстрации в журнале «Нива» со временем стала решаться одна из главных задач активное просвещение читателя. С первого номера иллюстрация неотъемлемо являлась инструментом информационной политики журнала. Только менялись функции иллюстрации: если в начале выхода журнала она сопровождала материал, то со временем картинка начала жить собственной жизнью на страницах «Нивы», и порой текст лишь сопровождал ее.

Для дальнейшего анализа будут представлено несколько выпусков журнала. Следует начать анализировать первый выпуск журнала, который был показан в 1870 году. Номер вышел с материалом под названием «Царицыно», где рассказывалось о том, что это поселение появилось при Петре I как загородная дача. Гравюра (рис.3) сопровождала исторический рассказ и имела вспомогательное значение как иллюстрация дворцовых построек - такова была роль информационного изображения на первых порах.

(рис.3)

Всего в первом номере расположилось лишь две иллюстрации по всю полосу.

С 1872 года на страницах «Нивы» стали появляться портреты, все личности, о которых писалось в номере, были также представлены графически. Но положение самой картинки и ее значимость пока еще не меняется. Если сравнить обложку журналов 1870 и 1872 (выпуски №1), то сразу будут заметны различии в оформлении, как шрифтов, так и общей концепции в целом.

 

 

 (рис.4) Обложка 1870г. №1

 (рис.5) Обложка 1872г. №1

Всего за два года обложка приобрела более современную концепцию, более актуальные шрифты, иллюстрации стали контрастней, краска насыщенней, значит все выглядит значительно качественней.

Можно заметить в выпуске 1872 года, что появилось оглавление, в котором четко расписаны рубрики и разделы, находящиеся в журнале.

К 1880 году на страницах «Нивы» начинают происходить некоторые изменения. Иллюстрация занимает все больше места на страницах издания. Связано это было с технологическим развитием печати, которое позволяло насыщать журнал большим количеством иллюстраций, что, конечно, украшало его и выделяло из ряда выпускаемых в то время тонких журналов. Посредством качественной иллюстрации издатель мог вполне успешно решать главную задачу журнала – просвещения своей аудитории, что и реализовывалась А.Ф. Марксом на протяжении всего времени. Издатель постоянно просвещал свою публику, а посредством иллюстрации стало возможным просветить ее не только в области журналистики и литературы, но и художественной культуры.

 

(рис.6)

На рисунке 6 показано интересное решение, которое решили использовать работники журнала «Нива». Это одна из страниц первого выпуска 1880-го года. Крупный портрет русского поэта В.А. Жуковского перекрывает текст, при этом это не мешает прочтению информации, размещенной на полосе. В отличии от выпуска 1870-го, в котором помещено лишь две иллюстрации, спустя 10 лет в первом выпуске появляется уже 6 полноценный и крупных художественных произведений.

Начало нового века в «Ниве» было ознаменовано тем, что с 1901 года все номера «Нивы» размещали иллюстративные материалы на самой обложке, тем самым безошибочно привлекая внимание потенциальных читателей и способствуя формированию их вкуса и самостоятельного мнения.

Иллюстрации на страницах журнала «Нива» были абсолютно разные и имели различное назначение. Можно разделить их классификацию по следующим параметрам:

• по предмету изображения:

1. Чертежи;

2. Пейзажи;

3. Карты;

4. Портреты;

• по технике исполнения:
1. Гравюры;
2. Репродукции;
3. Фотографии.

Чертежи в «Ниве» появлялись крайне редко, а если они и публиковались, то только в разделе «Смесь», сопровождая информацию о каком-то интересном предмете, который использовался в обиходе других народов, с подробным объяснением того, как его соорудить. Карты сопровождали текст, повествующий о военных действиях в России или за рубежом, они помогали автору статьи раскрыть стратегию действий армии.

Пейзажам отводилось много места на страницах еженедельника «Нива». В каждом номере появлялся пейзаж современного популярного художника, давая читателю возможность либо познакомиться с каким-то городом или конкретным местом, либо насладиться совершенством созданного художником эстетического образа.  

Портреты были представлены в «Ниве» широко, но не в каждом номере. Они, как правило, сопровождали материалы об известных или интересных читателю личностях, например, в «Ниве» №1 за 1902 год был представлен материал, подготовленный к столетию журнала «Вестник Европы», о редакторе М.М. Стасюлевиче, сопровождалась информация портретом(рис.7).

(рис.7)

Появление в издании таких картин, как «Бабушкина сказка» и «Гусляр» К.Е. Маковского, «Зимний вечер» Ю.Ю Клевера, «Сосновый лес» и «Березовая роща» И.И Шишкина, «Демон» и «Тарас Бульба» М.А. Зичи являлись своего рода эпохами как в полиграфическом деле, так и в художественном развитии аудитории. А плюсом являлось то, что картины сопровождались кратким анализом и описанием, что помогало читателям понять более глубже художественный мир. Кроме того, в качестве приложений к журналу издавались альбомы с картинами И.К. Айвазовского и И.Е. Репина, что давало возможность украсить свое помещение. Это становилось очень популярным и вырабатывало у читателей хороший вкус.

К концу XIX началу XX века, фотография занимает до 90% места, где раньше публиковались рисунки и гравюры. Фотография получила массовое распространение в журнале и стала основным источником трансляции визуального образа. Ниже представлена фотография из первого номера 1915 года.

 (рис.8)

Отдельно нужно выделить оформление логотипа. Для примера был взят №43 1886 года выпуска. (рис.9)

(рис.9)

Логотип издания выполнен в стилистике второй половины XIX века. Слово «Нива» набрано декоративным шрифтом, щедро украшено растительными виньетками и двумя рисунками по бокам. На одном из них изображена семья, читающая журнал (образ целевой аудиторию) – журнал для всех и обо всем. Важный элемент: как и у всех изданий, на обложке идет отсчет лет от начала выхода. От книжной традиции осталась сквозная – из номера в номер – нумерация страниц для создания годовых подшивок, обложки к которым своевременно распространялись редакцией. В основном на полосах преобладает мелкий шрифт с засечками (жирный и полужирный), но его перебивают декоративные шрифты, которые гармонично подобраны.

2.2. Содержание

 

 


[1] [1;10]

[2] [толковый словарь]






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: