Русские педагоги прошлого о значении и использовании природы в становлении личности ребенка дошкольного возраста

К.Д. Ушинский, известный основатель русской педагогики, считал природу великим педагогом, который оказывает значительное влияние на формирование патриотизма и эстетических чувств. Он считал, что логика природных явлений наиболее доступна для знания, он высоко ценит важность естественных наук в начальном образовании детей, полагая, что он способствует развитию образного и логического мышления, формирует любопытство и наблюдение. Воспитание детей должно основываться на принципах гражданства посредством изучения законов природы считал К.Д. Ушинский. Он выделил задачу обучения детей наблюдению, то есть обогащению детей яркими образами, которые становятся элементами мыслительных процессов.

Требования к выбору материала о природе, о последовательности ознакомления детей с миром природы. Ушинский определил в своей книге «Родное слово». Знакомит с явлениями природы, животными, растениями. Исследование начинается с домашних животных, затем дети учатся отличать домашних животных от диких животных, знакомиться с четвероногими животными и птицами, учатся разделять на классы. Животные разделяются по виду корма: плотоядные и травоядные; на домашних, хищных и певчих разделяются птицы. по классам: грибы, травы, цветы группировались растения. Деревья: плодовые, простые и кустарники.

Таким образом, Ушинский определил содержание знаний о природе. Он подчеркнул необходимость использования системы управления знаниями на основе знаний. К.Д. Ушинский определил методы наблюдения. Он выделил условия развития наблюдательности: наглядность обучения, изложение материала в системе и последовательности. Ушинский предложил научиться находить, перечислить и излагать в виде признаков объекты, находящихся перед детьми. Важным этапом проведения наблюдения он считал сравнение предметов: начиная с различий, а затем сходством. Он отмечал, что необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.

 Идеи К.Д Ушинского нашли свое отражение в работах его учеников. В.И. Водовозова дает знания по общим вопросам природоведения. В 1866 году А.С. Симонович издает книгу «Детский сад», где рассматриваются вопросы подготовки детей к школе по естествознанию.

Е.И. Тихеева подчеркнула силу образовательного воздействия природы на ребенка. Она считала природу неисчерпаемым источником, из которого дети получают содержание игр, наблюдений, труда. По её мнению, чем больше органов чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем лучше он познает окружающий мир. Как и К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева считала, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности. Она предложила средства, формы и методы познания окружающей среды, рекомендации к проведению экскурсий, бесед, требования к уголку природы. Большое значение Е.И. Тихеева придавала отбору знаний для дошкольников и планированию работы. В предложенном ею плане-программе материал о природе выделен в специальную главу. План предусматривает усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Е. И. Тихеева предложила целостный подход к изучению природы, что является наиболее полезным и доступным для детей дошкольного возраста. Вместе с тем она переоценивала роль природы в эстетическом воспитании, считая, что только она дает образцы «вечной и неизменной красоты»

Огромное наследие в области воспитания детей дошкольного возраста с помощью природы оставил выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский. Он был особенно заинтересован в развитии личности ребенка. Он сказал, что ребенок должен видеть, понимать, чувствовать, переживать, понимать посвящение жизни в природе как великую тайну мира природы с неограниченным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» рекомендует проводить занятия в природе, наслаждаться природой, прочувствовать ее, в поле в парке в лесу, отмечает, что выводить дошкольников в природу гораздо сложнее, чем проводить занятия в учреждении. В.А. Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только общение с ней. Он был удивлен, что восхищение детей красотой переплетается с равнодушием к судьбе прекрасного. Первый росток доброго чувства, которое нужно развивать, превращается в активное стремление к деятельности, - это восхищение красотой. Сухомлинский предлагает создать живое пространство для реального воплощения, где все дети будут принимать участие в уходе за животными, растительными деревьями. Сухомлинский пишет, что опыт показывает, что хорошие чувства должны укореняться в детстве, а человечество, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в работе, заботы, беспокойства о красоте окружающего мира. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно с самого начала прививать эти чувства. Таким образом, опыт работы В.А. Сухомлинского в «Школе радости» подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а основой воспитания человечности, доброты, бережного и заботливого отношения ко всему живому являются знания об окружающем.

3. Основные направления развития дошкольного экологического образования на современном этапе.

В 90-е годы с выходом в свет законов РФ «Об охране ок­ружающей природной среды» и «Об образовании», «Указа Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992 г.) постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образователь­ных учреждениях Российской Федерации» (30.03.1997 № 4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Разработки по усовершенствованию программ по экологическому образованию дошкольников ведут такие видные ученые, как Н.Н.Кондратьева Л.М.Маневцова С.Н.Николаева, НА. Рыжова и др.

В России создана законодательно-правовая база, обеспе­чивающая экологизацию образования и воспитания в дошко­льных учреждениях. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН и ратифицированная в 1990 г. Российской Федерацией провозгласила четыре основных требо­вания:

· Право ребенка на жизнь.

· Право на развитие (образование, отдых, досуг, участие в культурной жизни).

· Право на защиту.

· Право на активное участие в жизни общества (право на ин­формацию и свободу выражения мнения, свобода слова, совести, религии).

Ниже приводится список законодательных и норматив­ных документов, обеспечивающих экологизацию образования и воспитания в дошкольных учреждениях.

· Конституция РФ.

· Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 3 июля 1998 г).

· Материалы Межправительственной конференции по обра­зованию в области окружающей среды (14-26 окт. 1977 г., Тб.)-

· Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1034-1 от 19.04.1991 в ред. Закона РФ от 02.06.93№50764, Федерального Закона 89-ФЗ от 19.06.95.

· Постановление Правительства РФ "1208 от 03.11.94 «О ме­рах по улучшению экологического образования населения».

· Дошкольное образование в России. (Сборник действую­щих нормативно-правовых и научно-методических материалов). Под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: ACT. 1997. 336 с.

· Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России. (Материалы первоначального доклада Российской Федерации Комитету по правам ребенка ООН). М. 1993.

· поста­новлением Правительства РФ №1207 от 19.02.97.

В 90-х годах XX в. под влиянием ряда объективных факторов (смена государственного устройства, процессы демо­кратизации в обществе, пересмотр идеологических позиций, активная интеграция России в мировое сообщество) измени­лись стратегии экологического образования. Можно выделить следующие тенденции в развитии экологического образования.

1. Гуманизация образования, означающая создание усло­вий для свободного и гармоничного развития личности ребенка (Закон РФ «Об образовании»).

Гуманизм в широком смысле - исторически изменяющая­ся система воззрений, признающая ценность человека как лич­ности, его право на свободу, развитие и проявление своих спо­собностей. Принцип гуманизации исходит из признания лично­сти каждого ребенка высшей социальной ценностью.

Гуманизация процесса экологического образования пред­полагает:

- свободу выбора через организацию широкого поля дея­тельности для активного познания, взаимодействия с природой, социальных контактов, творчества детей; личностную ориентацию образовательно-воспитательного процесса в направлении, обеспечивающем удовлетворение ведущих жизненных потребностей ребенка, полноценное развитие, личностное самоутверждение, самовы­ражение в разных видах деятельности;

- создание условий эмоционально-положительного ком­форта в процессе изучения природы, который развертывается как субъективно переживаемая, увлекательная, интересная дея­тельность, укрепляющая чувство доверия ребенка к миру.

2. Гуманитаризация образования, направленная на при­оритетное развитие общекультурных компонентов в содержа­нии образования.

Гуманитарные науки исследуют то, что сотворено людьми (культура, искусство). Гуманитарное познание ориентировано па индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям. В противоположность этому «есте­ственнонаучный» традиционно рассматривается как ценностно-нейтральный. Мир классической науки сам по себе лишен со­страдания, заботы и других субъективных человеческих качеств и чувств, нуждается в дополнении человеческими ценностями и смыслами. Стремление заложить в содержание начального есте­ствознания основы наук привело к формированию у детей кар­тины мира, лишенной человека. Гуманизация, по сути, направ­лена на формирование «очеловеченной» картины мира.

Гуманитаризация распространилась на методы обучения и. способы познания детьми окружающего мира. Гуманитарное познание, в отличие от естественнонаучного, предполагает пе­реход от факта к смыслу, от предмета к его ценности, от объяс­нения к пониманию. А понимание - это не только знание, но и соучастие, сопереживание другому. Понимание основано на заинтересованном отношении и связано с личным опытом, нравственными установками, ценностными ориентациями. В практике экологического образования стали широко использо­ваться приемы «вживания в образ» изучаемого объекта, «эмпатии», «выражения личностного отношения» и др.

3. Вариативность образования, которая отражает его ори­ентированность на индивидуальные запросы разных людей, а также интересы социальных групп. Разработаны вариативные программы экологического образования и воспитания детей, обеспечивающие развитие разных сфер личности ребенка.

4. Технологизация обучения детей, которая предполагает проектирование образовательного процесса, исходя из конкрет­ных условий и ориентируясь на заданный результат, предусмат­ривает четкую алгоритмизацию и диагностику деятельности учащихся. При новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной позна­вательной деятельности детей. Среди разнообразных педагоги­ческих технологий наиболее адекватными задачам экологиче­ского образования являются: технологии обучения в малых группах сотрудничества, исследовательские технологии (метод проектов и др.), технологии «игрового моделирования», ТРИЗ-технологии.

5. Регионализация образования, направленная на удовле­творение образовательных потребностей жителей каждого кон­кретного региона России. Несмотря на общность политических и экономических процессов, происходящих в разных регионах нашей страны, между ними имеются большие различия в при­родных условиях, в структуре экономики, характере хозяйст­венной деятельности, в традициях и культуре населения. Регио­нальный компонент содержания необходимо учитывать при отборе учебного материала.

В настоящее время в России действует система непрерыв­ного экологического образования, первым звеном которой явля­ется ДОУ. Ребенок, начиная с дошкольного возраста, включает­ся в систематическое экологическое образование, с учетом пре­емственности. Работа дошкольных учреждений в системе не­прерывного экологического образования улучшает координа­цию дошкольных учреждений с другими организациями, что позволяет получить более эффективные результаты.

Экологическое образование дошкольников по своему со­держанию и методам отличается от других звеньев системы экологического образования, что, прежде всего, обусловлено психофизиологическими особенностями данного возраста. С точки зрения дошкольного экологического образования важно целостное восприятие окружающего мира (ребенок еще не вы­деляет себя из окружающей среды), которое с возрастом теряет­ся.

В 1998-99 г.г. творческий коллектив московских ученых, педагогов и специалистов Центрального совета Всероссийского общества охраны природы разработали научно-практические рекомендации по комплексной экологизации деятельности до­школьных учреждений «ДЕТСКИЙ САД - ЭТАЛОН ЭКОЛО­ГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» (Т.В, Потапова и др.).

В рекомендациях отмечается, что экологическое образо­вание как база перехода общества на путь устойчивого развития должно трактоваться в широком смысле слова как междисцип­линарная реформа всей системы образования на всех уровнях и для всех возрастов, вооружающая каждого индивидуума спо­собностями решать жизненные задачи, опираясь на ЭКОЛОГИ­ЧЕСКИЙ ПОДХОД к ним.

Национальный план действий по охране окружающей среды РФ на 1999-2001 г.г. предусматривает разработку и внедрение новых подходов к содержанию и организации экологического образования. Основные направления государственной политики в этой области включают:

· организацию всеобщего непрерывного экологического об­разования и обеспечение широкого экологического просвеще­ния всех социальных групп населения;

· распространение достоверной экологической информации СМИ, издание экологической литературы и учебно-методических пособий;

· развитие общественных экологических движений детей, молодежи, взрослого населения;

· информирование широких, слоев населения о возможных путях экологизации производственной и непроизводственной деятельности;

· разъяснение экономических аспектов взаимоотношений природы и общества: разрушать природу не только аморально, но и экономически невыгодно;

· усиление подготовки специалистов по техническим вопро­сам экологизации производственной и непроизводственной дея­тельности;

• расширение просветительской деятельности по устойчивому

развитию.

К настоящему времени разработано несколько концепций и множество программ экологического образования и воспитания дошкольников.

Концепция и программа Т.В. Потаповой «Надежда» (ком­плексная программа подготовки дошкольников к обучению основам экологии, природопользования и правам человека).

В основу Концепции авторы положили целостное представ­ление о ДОУ как информационно-культурной и хозяйственной структуре, способной реализовать основные принципы устойчи­вого развития и стать в этом отношении для местного населения образцово- показательной действующей моделью – «эталоном экологической культуры». К обеспечению экологической безо­пасности и созданию условий для воспитания экологической культуры детей в ДОУ важно привлечь как можно более широ­кий круг организаций.

Основные цели дошкольного экологического образования и воспитания:

· Развить в ребенке восприимчивость к явлениям в своей среде обитания.

· Обеспечить ребенка знаниями о природе и о месте чело­века в окружающем его мире,

· Дать навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человечества.

· Привить нравственные принципы, моральные и этиче­ские нормы человека будущего, способного жить в гар­монии с обществом и окружающей средой.

Принципы обеспечения экологического образования и вос­питания ребенка в дошкольном детстве:

максимальное обеспечение экологической безопасности ребенка;

создание для ребенка максимально эффективной эколого-развивающей среды.

Содержание работы по воспитанию экологической культу­ры.

· Приобщение детей к здоровому образу жизни.

· Созидательная работа детей с бросовым материалом (при­родным и вторичным сырьем).

· Активное участие детей в природоохранной и природо- восстановительной деятельности, оборудовании и дизайне поме­щения и территории.

Концепция и программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». Николаева делает акцент в экологическом воспитании до­школьников на их ознакомлении с живыми организмами и при­родными системами (сообществами). Доказывает, что на основе представлений о взаимосвязях в природе, специфики живого у детей закладываются правильные формы отношения к природе: интерес к её познанию, готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.

С.Н. Николаева подчеркивает, что понимание специфики живого, постоянное общение с животными, выращивание рас­тений - это необходимые условия для воспитания у детей забот­ливого, гуманного отношения к природе.

В содержание экологических знаний о живых существах С.Н.Николаева включила следующее:

1.Знания о связи растений с внешней средой.

2.Размножение, рост и развитие растений.

3.Многообразие растений.

4.Связь животных с внешней средой.

5,Размножение, рост и развитие животных.

6.Многообразие животного мира.

Ведущим методом экологического воспитания СН.Николаева определяет наблюдение. Она выделила требова­ния к ним, разработала циклы наблюдений за обитателями уголка природы, определила типы занятия по ознакомлению с природой: первично-ознакомительные; углубленно-

познавательные; обобщающие; комплексные. С.Н. Николаева отмечает, что в воспитании любви к природе большую роль играют прогулки, экскурсии, детские праздники, игры с приро­доведческим знанием, и условия её реализация в детском саду. Его издано много пособий для воспитателей и родителей по ор­ганизации работы по экологическому воспитанию в детском саду и дома.

Концепция и программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - при­рода». Н.А. Рыжовой определен комплекс задач в области эко­логического обучения, воспитания и развития ребенка:

• формирование системы элементарных научных эко­логических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознан­но-правильного отношения к природе);

• развитие познавательного интереса;

• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для са­мого ребенка поведения;

· воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

· формирование умений и навыков наблюдений за при­родными объектами и явлениями;

· формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общении с природой);

· освоение элементарных норм поведения по отноше­нию к природе, формирование навыков рационального приро­допользования в повседневной жизни;

· формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

· формирование элементарных умений предвидеть по­следствия некоторых своих действий по отношению к окру­жающей среде.

Содержание программы включает несколько блоков: «Вода», «Воздух», «Растения», «Животные», «Я и природа», которые позволяют педагогу дать ребёнку в увлекательной для него форме знания о природе, её законах, взаимосвязях природ­ных объектов. Знания являются средством для формирования у детей экологического мировоззрения, заботливого и ответст­венного отношения к природе.

С целью экологического образования, воспитания в де­тях эмоционального отношения к природе, сочувствия к ней Н.А. Рыжова разработала экологический проект «Дерево». Его реализация предусматривает интегрированный подход: дети много рисуют, сочиняют сказки, участвуют в играх, слушают музыку. При этом все виды деятельности связаны с результата­ми наблюдений ребят за деревьями.

Концепция и программа Н.Е. Черноивановой «Экология ДО экологии» направлена на культурно-экологическое образова­ние дошкольников средствами фольклора. Цель - развитие у ребенка основ экологической культуры на основе постижения самоценности природы. Отличительной особенностью содержания программы является ее культурологическая основа, обеспе­чивающая интеграцию экологического и фольклорного аспектов, что помогает ребенку многогранно познавать мир природы. В программе смещены акценты с охранительных тенденций в дошкольном экологическом образовании к природосозидающим, суть которых состоит в приобретении способов и опыта взаимодействия с природой на основе осознания ее самоценно­сти, сохранения, созидания и воспроизведения природных бо­гатств.

Таким образом, в наши дни вопросы экологического воспитания детей приобрели новую актуальность. Многие современные концепции и программы направлены на экологиче­ское образование детей. Несмотря на определенные различия в подходах к реализации экологического образования, большин­ством специалистов признается необходимость включать рас­смотрение экологических проблем практически во все учебные программы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: