История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся педагогов

Тема 1. Становление и развитие методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой 

Основные вопросы:

1. История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся педагогов

2. Русские педагоги прошлого о значении и использовании природы в становлении личности ребенка дошкольного возраста

3. Стратегия экологического образования на современном этапе

Ключевые слова: экологическое образование, концепция экологического воспитания

Актуальность темы: изучение данной темы нацелено на приобретение знаний будущих специалистов дошкольного образования о становлении и развитии методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой  

Цель – рассмотреть основные понятия

Задачи:

- изучить историю развития методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой   строение и состав Солнечной системы;

- рассмотреть современные методики формирования экологической компетентности дошкольников

История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся педагогов

Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие исторические корни. Зародыши этой идеи встречаются еще в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Она отражена в работах педагогов и мыслителей прошлого. Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли.

Из истории педагогики известно, что каждый выдающийся из дидактов прошлого затрагивал вопросы ознакомления с объектами и явлениями природы во взаимосвязи с формированием у ребенка гуманного отношения к живым существам. В их работах были четко определены мысли о необходимости введения ребенка в мир природы.

Представители классической педагогики, считая общение с природой одним из средств обучения и воспитании, подчеркивали огромную роль наблюдения в познании ребенком окружающего мира, указывали на необходимость развития наблюдательности и важность обучения наблюдению, которое позволяет ребенку не только выделять в предмете существенные признаки и свойства, но и видеть явления природы в их развитии.

Великий чешский (славянский) педагог Я. А. Коменский (1592–1670) на первое место в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста ставил предметы естественного цикла. Он предлагал с ранних лет знакомить детей с разн

В целях умственного воспитания Я. А. Коменский наметил в книге «Материнская школа» систематизированный круг первых элементарных представлений ребенка (о предметах и явлениях природы, растениях, животных, труде людей в природе, использовании ими природы), умений и навыков, который носит достаточно полный, широкий, последовательный характер. В этом можно усматривать начало организованной образовательной работы в дошкольном возрасте. Главная задача материнской школы – способствовать накоплению с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений, научить ребенка правильно обращаться с предметами, распознавать их, выделять сходные объекты и явления, то есть развивать восприятие, мышление, речь. «Нашим детям, – писал педагог, – еще в младенческом возрасте можно дать понимание природных явлений. Но каким образом? Конечно, насколько позволяет их нежный возраст, то есть сообразно с их развитием»

По мнению Я. А. Коменского, жажда знаний обнаруживается у ребенка в раннем детстве. Основой для получения знаний о природе он считал чувственное восприятие. Начало познания должно всегда исходить из чувств, «…ибо ничего не существует в познании, что раньше не было в ощущении». Поэтому и учение следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, но с предметного над ними наблюдения. «Для ума – чувства – суть лестницы к науке» – гласит золотое правило дидактики Я. А. Коменского. «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию осязанием. Если же какие-либо предметы можно сразу воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу несколькими чувствами “преподносятся”»

Я. А. Коменский считал, что в течение первых шести лег детям необходимо сообщить систему научных знаний о природе, доступных их пониманию, наиболее простых по содержанию, конкретных, неразрывно связанных с их жизнью, опытом, играми. Знакомить детей с природой надо начинать с самых простых вещей, окружающих ребенка. Он предлагает изучать данные выше изложенных наук («обо всем понемногу»), имея в виду эмпирические знания, которые доступны ребенку посредством органов внешних чувств. И при этом высказывает мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования

Если в природе невозможно показать детям те или иные предметы или явления, то следует использовать картины или модели. С этой целью он написал специальную книгу «Мир чувственных вещей в картинках», этот учебник предназначен для первоначальных занятий в семье и школе. Это был первый в истории учебной литературы учебник, снабженный многочисленными иллюстрациями

В системе Ж. Ж. Руссо природе отводилась ведущая роль, она расценивалась как средство гармонического развития ребенка. Влияние природы на личность ребенка является оздоровительным и воспитывающим, тесное бесстрашное и постоянное общение с природой «предпочтительнее общения с людьми».

Ж. Ж. Руссо первым выдвинул идею о фундаментальном значении естественной среды в формировании человеческих эмоций, о важности ее для становления личности. Он четко обозначил, что природа человека неотделима от природы, в которой тот существует. Заслуга Ж. Ж. Руссо в том, что он показал ценность природы для человека. В воспитании участвуют природа, люди и вещи. «Между тем из трех этих различных видов воспитание со стороны природы вовсе не зависит от нас, а воспитание со стороны вещей зависит лишь в некоторых отношениях». «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы. Обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, a приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет свою роль, считал Ж. Ж. Руссо, когда все три определяющие его факторы будут действовать согласованно, то есть ребенка учат природа, люди и вещи, он воспринимает их легче, ибо они согласуются с его естественными потребностями и представлениями.

Целью умственного воспитания мыслитель считал пробуждение у ребенка интереса и любви к наукам, вооружение его методами приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины.

Ж. Ж. Руссо полагал, что учебники (книги) и науки уводят человека от природы, от естественных чувств, естественных радостей. «Все, чего не имеем при рождении, дает нам воспитание. Это воспитание мы получаем от природы…». Педагог доказал, что «образовательный материал» надо искать в фактах и явлениях природы, и что первое место должно отводиться исследованиям законов природы. Являясь противиком всякого книжного обучения, он писал, что ребенок должен познавать природу через созерцание и собственный опыт – все окружающее служит для него (ребенка) книгой.

Швейцарский педагог - демократ ИХ. Песталоцци, как и Руссо, считал природу одним из решающих факторов умствен­ного, нравственного, сенсорного воспитания. В отличие от Рус­со Песталоцци рассматривал сенсорное и умственное воспита­ние в тесном единстве и считал природу одним из решающих факторов именно умственного (а не только сенсорного и нрав­ственного) развития ребенка. По теории Песталоцци изучение явлений природы должно проходить с помощью наблюдений. Выделение существенных свойств в наблюдаемых предметах и явлениях, их осмысление и выражение в речи составляют осно­ву логического мышления.

Песталоцци считал необходимым учить детей использо­вать полученные знания о природе в их практической деятель­ности, в труде. Важным для современного понимания использо­вания природы в воспитании детей является указание Песталоц­ци на необходимость руководства процессом познания природы со стороны взрослых. Без помощи воспитателя ребенок не спо­собен разобраться во всем многообразии окружающего мира.

Одним из крупнейших представителей буржуазной педа­гогики первой половины 19 века был Ф. Фребель. Фридрих Фребель, ученик и последователь Песталоцци. Он создал свою оригинальную педагогическую систему общественного дошко­льного воспитания. Считал, что воспитание ребенка должно проходить в тесной связи с природой, т.к. природа является важным средством всестороннего развития детей. По его мне­нию, постоянные наблюдения, изучение явлений живой и нежи­вой природы развивают у дошкольников наблюдательность, совершенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать.

Ф.Фребель отмечал о целесообразности обучения детей не только наблюдениям, но и осуществлению ухода за растениями и животными как важного источника знаний и опыта, как дей­ственного средства нравственного воспитания. Для развития нравственных качеств личности дошкольника, трудовых умений и навыков он рекомендовал создавать в детском саду участки. В своем произведении «Детский сад» gh писал о необходимости создания условий для самостоятельного выращивания растений детьми: «... чтобы они на опыте из неуместной рассадки узнали, что и с растениями следует обходиться только внимательно и правильно». Ф.Фребель отмечал о благотворном влиянии при­роды на образование и воспитание тех «кто рано открывает свое сердце и ум для неё».

В работах социалиста-утописта Роберта Оуэна прослежи­валась идея о необходимости воспитания детей в согласии с природой. В своем произведении «Жизнь Роберта Оуэна, напи­санная им самим», он формулирует принципы воспитания в школе Нью-Ланарка. Важной частью образования Р. Оуэн счи­тал прогулки, организуемые с целью ознакомления детей с про­дукцией садов, огородов, полей и лесов, с домашними живот­ными и с естествознанием вообще.

Прогрессивный деятель народного образования Франции, теоретик дошкольного образования Полина Кергомар пропаган­дировала необходимость формирования у детей истинных представлений о природе. Она отмечала, что ребенок должен знать название животного, пищу, которую употребляет и «... насколько возможно, его нрав и привычки. Нужно, чтобы дети знали названия деревьев, в тени которых они играют, и особен­ности, по которым они узнают деревья одной породы...».

Итальянский педагог Мария Монтессори признавала ог­ромное влияние природы на физическое воспитание ребенка и развитие любознательности. Как и Руссо, Монтессори считала природу средством сенсорного воспитания. Она особо выделя­ла, что в процессе наблюдений и труда в природе у детей воспи­тываются положительные моральные качества и заботливое отношение к живым существам.

Анализ зарубежной педагогической литературы показы­вает, что вопросы о роли природы в воспитании детей, содер­жание знаний о природе находились в центре внимания педаго­гов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: