Лекция № 3. Социальные аспекты развития зарубежной ответственности бизнеса перед обществом

Лекция № 2. Социологическая теория о функциях и характеристиках корпоративной социальной политики

В современных экономических условиях Россия не в состоянии выполнить свои социальные функции. Бизнес становится активной силой, способный нести бремя социальной ответственности, как по отношению к своим сотрудникам, так и по отношению к окружающему обществу.

Посткризисный период предъявляет новые требования к развитию корпоративной социальной политики предприятий. Происходит трехстороннее взаимодействие государства, бизнеса и общества. В современных условиях усиливается необходимость оптимизации расходов, корректировки обязательств с учетом возможностей предприятий. Конечно, многие предприятия в современных условиях стремятся сохранить прибыльность и выжить. И особо следует обратить внимание, чтобы принимаемые решения были обоснованы, понятны и сопровождались мерами по смягчению негативных последствий.

Сегодня формируются нормы, ценности и приоритеты в области корпоративной социальной политики, которые отражаются в социально ответственном поведении предприятий и уровне корпоративной культуры.

В западных странах сформировалась сложная и сбалансированная система регламентации взаимоотношений бизнеса, власти и общества в сфере реализации социальных программ. Участие бизнеса в решение социальных проблем регламентируется в рамках коммерческого, налогового, трудового, экологического законодательства, но также осуществляется добровольно под воздействием стимулов и льгот. В России этот процесс находится в стадии становления, в условиях слабого развития институтов гражданского общества и господствующих позиций государства.

Процесс формирования корпоративной социальной политики предприятий в современной России основывается с одной стороны, на возрастающей социальной нагрузки на бизнес, а с другой стороны на пассивности и незаинтересованности предпринимателей.

В современных условиях социальная политика рассматривается как деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, удовлетворение материальных и культурных потребностей и регулирования социальной дифференциации общества. Основными целями социальной политики является достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов. Корпоративная социальная ответственность стала объектом исследования зарубежных социологов во второй половине XX века. В таблице 1 представлены основные теории корпоративной социальной ответственности.
Таблица 1 Теории корпоративной социальной ответственности

Теории и принципы Основное содержание
«Корпоративного эгоизма» (М.Фридман) Социальная деятельность корпораций и небольших компаний, должна быть обусловлена одной основной целью- использовать свои ресурсы и энергию в действиях ведущих к увеличению прибыли. Социальная ответственность корпорации заключается в выполнении социальных обязательств, которые государство налагает на бизнес. Американский экономист наиболее четко описал подход к реализации социальной политики, а главное – произвел расстановку сил, направленных на достижение успеха корпоративной социальной политики. Тем не менее, рассмотрение государства как основного субъекта и движущей силы корпоративной социальной политики не позволило Фридману увидеть значение общественного запроса как основы конкуренции между компаниями. Не рассматривается ситуация, когда не государство, а сама конкурентная среда стимулирует копании участвовать в решении социальных проблем как внутри предприятия, так и вне его.
«Просвещенного эгоизма» (М.Милтон) На первый план выходит тезис о том, что текущее сокращение прибыли компании за счет социально-ориентированных трат создает благоприятное социальное окружение для компании, способствующее устойчивому развитию бизнеса. Проявление социальной ответственности позволяет улучшить имидж корпорации, отношения в коллективе, привлечь новых инвесторов, клиентов и помощников, увеличить объемы продаж продукции, стоимость акций корпорации на рынке. Однако данная теория не опровергает тезис М. Фридмана и Д. Хендерсона о рисковом характере корпоративной социальной политики. Не учитывается роль государства как субъекта, способного минимизировать эти риски.
«Добровольного участия» Суть концепции «добровольного участия» сводится к тому, что она признает добровольное стремление компаний участвовать в решении социальных вопросов. Согласно ей, общество предоставляет в распоряжение фирмы ресурсы, поэтому фирма должна учитывать интересы различных групп, а не только собственников. Однако усложнение общества и связанное с этим усложнение задач, стоящих перед управлением, в том числе и предприятием, ставят в качестве первоочередной проблемы переход к более высокоразвитым формам взаимодействия предприятия, общества и государства. В частности, учет норм корпоративной культуры компании при разработке основных направлений корпоративной социальной политики позволит ориентировать такую деятельность и на интересы общества, и на интересы предприятия.


     Таким образом, корпоративная социальная политика это: составная часть системы управления организации в рамках социальной сферы;

признание хозяйственной деятельности индивида социальным действием только в случае, если при распоряжении экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды; учет проблем взаимодействия предприятия и внешней среды, в качестве которой могут выступать общество, государство, общественные и предпринимательские объединения;

учет норм корпоративной культуры при разработке основных направлений социальной политики предприятия.

Корпоративная социальная политика - это система управленческих воздействий, направленных на обеспечение эффективного взаимодействия предприятия, общества и государства, создание системы социальных гарантий внутри предприятия, его участие в реализации социальных программ и мероприятий, формирование норм корпоративной культуры.

Объектами корпоративной социальной политики выступают:

предпринимательские объединения, разрабатывающие направления и нормы корпоративной социальной политики, стимулирующие их соблюдение;

государство - обеспечивающее эффективную поддержку и систему стимулирования;

предприятия - основные носители корпоративной социальной политики;

 сотрудники - являясь активным членом профсоюза, представителем корпоративной культуры предприятия.

Субъектами корпоративной социальной политики выступают:

сотрудники - векторы внутренней социальной политики предприятия;

процесс от возникновения потребности в обновлении социальной сферы до создания предмета ее удовлетворения, что, в свою очередь, порождает новые потребности, и так непрерывно.

На развитие корпоративной социальной политики современных российских предприятий оказывают влияние две группы факторов, определяющих эффективное функционирование корпоративной социальной политики компании. Это, во-первых, внешние (объективные факторы), связанные с воздействием внешней среды на политику предприятия.

 К ним можно отнести государственную поддержку предприятия в целом и его социальной политики в частности;

законодательную базу ведения предпринимательской деятельности, систему налогообложения предприятий, консолидацию предпринимательской среды;

 социальную защищенность предпринимательской деятельности; экономическую и социальную стабильность в стране и т.п.

Вторая группа факторов связана с деятельностью самого предприятия. Внутренние, или субъективные факторы могут оцениваться сотрудниками и руководителями предприятий.

К ним относятся такие факторы, как экономическая успешность предприятия;

эффективность деятельности профсоюзной организации;

кадровая стабильность на предприятии; эффективность кадрового менеджмента; удовлетворенность сотрудников реализацией основных направлений социальной политики на предприятии.

Важнейшим фактором развития корпоративной социальной политики в нашей стране является система государственной поддержки предпринимательской деятельности. Чем выше уровень государственной поддержки предприятия, тем более эффективно развивается корпоративная социальная политика предприятия. Приоритетными мерами государственной поддержки социальных инициатив признаются: льготная система налогообложения, льготная система кредитования и аренды помещений для социально-ответственных компаний.

Очень много проблем предпринимательства коренится в неадекватной и декларативной форме законодательных и нормативно-правовых актов федерального уровня. Можно говорить о том, что на тех предприятиях, руководители которых удовлетворены действующим законодательством в области регулирования предпринимательской деятельности, более эффективно будут развиваться основные направления социальной ответственности. Поэтому эффективность законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, будет не только фактором развития предприятия как такового, но и фактором развития эффективной корпоративной социальной политики этого предприятия.

Такая же картина наблюдается и в связи с оценкой руководителями предприятий существующей системы налогообложения предприятий. Вполне естественно, что крупный и средний бизнес, являющийся основой для развития корпоративной социальной политики в нашей стране, несет на себе гораздо более тяжелое налоговое бремя. Крупный бизнес в силу больших прибылей и стабильности может и должен финансировать развитие социальной сферы. Однако многие специалисты отмечают, что существующее в России налоговое законодательство не учитывает многие виды деятельности компаний, в том числе и социальные инициативы.

Следовательно, с точки зрения предпринимателя, именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.). Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

Корпоративная социальная политика включает в себя следующие элементы: нормы и принципы отношений между сотрудниками предприятия и его руководством, а также между предприятием, государством и обществом; установки и образцы поведения, определяющие действия руководства предприятия по решению социальных проблем как внутри предприятия, так и вне его;

корпоративная культура, представляющая собой совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации;

специальные подразделения, отделы, выполняющие функции разработки и реализации норм корпоративной социальной политики на предприятиях; материальные средства предприятия, позволяющие реализовать благотворительные, спонсорские и долгосрочные социальные программы.

К функциям корпоративной социальной политики можно отнести следующие: воспроизводство общественных отношений (корпоративная социальная политика направлена, прежде всего, на решение социальных проблем как внутри предприятия, так и вне его, поэтому ее реализация позволяет поддерживать устойчивость основных общественных систем);

интеграция общественных систем (реализация норм корпоративной социальной политики на предприятии способствует не только укреплению связей и контактов внутри предприятия, но и оптимизации взаимодействия предприятия и социума);

регуляция экономических и социальных отношений (корпоративная социальная политика представляет собой систему управленческих воздействий, направленных на обеспечение эффективного взаимодействия предприятия, общества и государства, создание и поддержание системы социальных гарантий внутри предприятия и решение социальных проблем вне его);

упорядочение социальных отношений (процесс стандартизации корпоративной социальной политики позволяет определять общие принципы социальной деятельности предприятия, оптимизировать систему оценки такой деятельности).

При оценки эффективности корпоративной социальной политики предприятия используются объективные и субъективные показатели

К объективным показателям относятся следующие:

- Участие предприятия в решении социальных проблем (реализация благотворительных и спонсорских программ, участие в реализации государственных социальных проектов, участие в развитии инфраструктуры региона, соблюдение экологических норм, объем отчислений предприятия на благотворительность);

- Социальные гарантии работникам (наличие профсоюзной организации, предоставление медицинской страховки, наличие выплат во время декретного отпуска, возможность получения льготных путевок, ипотечное кредитование, обеспечение адекватных условий труда, обеспечение достойного уровня заработной платы);

- Эффективность кадрового менеджмента (обеспечение возможностей карьерного роста, возможности для переобучения и переквалификации сотрудников, участие руководства в разрешении конфликтов);

- Корпоративная культура предприятия (разработанность общей миссии предприятия, наличие системы внутрикорпоративного информирования, наличие коллективного договора, проведение мероприятий по объединению сотрудников в сплоченную команду);

- Социальная репутация компании (предоставление социальной отчетности; эффективное взаимодействие с партнерами, соблюдение стандартов корпоративной социальной политики).

К субъективным показателям относятся:

- Удовлетворенность сотрудников предприятия реализацией корпоративной социальной политики в целом;

- Оценка работы профсоюзной организации;

- Удовлетворенность возможностями социального страхования на предприятии;

- Оценка возможностей получения путевок в санатории и дома отдыха;

- Оценка сотрудниками возможностей повышения квалификации на предприятии, возможностей карьерного роста;

- Удовлетворенность климатом в коллективе, системой менеджмента предприятия; Оценка социальной деятельности предприятий в СМИ.

Корпоративная социальная политика современных российских предприятий имеет пять направлений (см. таблица 2)

 

 

Таблица 2

Направления корпоративной социальной политики.

Направления Общая характеристика
Организация взаимодействия с государством Соблюдение правовых основ в деятельности компании. Показателями социально-ответственного поведения компании в этой сфере могут служить: соблюдение законов, установленных в данном обществе; уплата налогов согласно схемам, предусмотренным налоговым законодательством; прозрачная и открытая финансовая отчетность.
Содействие социокультурному развитию Максимальное участие института предпринимательства в создании благоприятной социальной обстановки в сообществе, его окружающем. Показателями социально-ответственного поведения в этой области могут служить: благотворительность; долгосрочные социальные программы; развитие социальной инфраструктуры города, региона.
Обеспечение природоохранной деятельности Включает в себя продуманную экологическую политику предприятия, заботу о ненанесении вреда окружающей среде. Показателями социальной ответственности в этой сфере могут служить: экологически ориентированная политика предприятия; экологически безопасное производство; участие бизнеса в экологических программах; участие бизнеса в ликвидации техногенных катастроф.
Деловое партнерство Работа в соответствии с правовыми и этическими нормами ведения бизнеса. Социально-ответственное предприятие строит свои отношения с партнерами по бизнесу на принципах соблюдения профессиональных стандартов деятельности, финансовой ответственности и так далее. Здесь могут быть реализованы такие направления, как этичное ведение бизнеса; соблюдение правовых норм предпринимательской деятельности; финансовая ответственность перед партнерами.
Организация социально-трудовых отношений Предприниматель действует в соответствии с нормами трудового права. Показателями развития этой сферы социальной политики компании могут выступать: обеспечение занятости населения; предоставление социальных гарантий сотрудникам предприятия; обеспечение достойной заработной платы; содействие обучению и формированию квалифицированных рабочих кадров; жилищное кредитование; корпоративная культура.

Основные направления корпоративной социальной политики не должны ограничиваться включением в нее только гражданской и правовой ответственности предпринимателя. Предпринимательство как социальный институт является важнейшим социальным и экономическим субъектом российского общества.

К сожалению, это не вполне осознается самими предпринимателями. Корпоративная социальная политика понимается как ответственность перед наемными работниками своего предприятия. В то же время предприниматели игнорируют такие направления корпоративной социальной политики, как благотворительность, выпуск качественной продукции, борьба с бедностью и так далее. Однако именно социальные проблемы в стране, засилье контрафактной и некачественной продукции и являются наиболее актуальными вопросами на сегодняшний день.

Приоритетной задачей государства, общественных организаций и научного сообщества должно стать формирование в предпринимательской среде наиболее полного понимания значимости социально-ответственного поведения компании, включающего все его основные компоненты.



Лекция № 3. Социальные аспекты развития зарубежной ответственности бизнеса перед обществом

Первой страной, представившей свою модель корпоративной социальной ответственности, стала Дания. И по словам старшего вице-президента датской компании "Ново Нордиск" Лизы Кинго: «…в настоящее время в развитии корпоративной социальной ответственности можно наблюдать три основные мировые тенденции:

во-первых, это возрастающие требования к компаниям со стороны общества и государства в сфере ответственности перед местными сообществами;

во - вторых, ожидание участия бизнес - сообщества в решении вопросов глобального изменения климата;

в-третьих, соблюдение компаниями финансовых стандартов».

В западном мире давно развивается корпоративная социальная ответственность и социально ответственные инициативы бизнеса имеют глубокую традицию. Для успешного ее внедрения на российских предприятиях, необходимо рассмотреть зарубежный опыт. В этой главе диплома будет рассмотрены модели корпоративной социальной ответственности в различных странах.

Германия.

В Германии социальный элемент корпоративной модели является составной частью более крупной системы - социальной рыночной экономики (именуемой также ”рейнским капитализмом”). Такой порядок, утвердился в ФРГ после Второй мировой войны и существует по нынешний день. Такой порядок направлен в основном на смягчение дисбаланса обеспеченности различных слоев населения.

Соблюдение социально - экономической справедливости в Германии изначально было не только прерогативой государства, но и традицией бизнеса. По мере расширения ответственности компаний они расширяли и границы социальной ответственности. Германская корпоративная модель отличается уникальными механизмами социального партнерства, действующими внутри предприятия, при этом немецкие концерны также активно задействованы в глобальном социальном партнерстве, направленном вовне.

Речь идет, прежде всего, о так называемой корпоративной социальной ответственности, предполагающей спонсорскую деятельность крупного бизнеса, направленную на поддержание норм безопасности окружающей среды, минимизацию социальных диспропорций, содействие учреждениям культуры и образования. Подобные начинания имеют в основном благотворительный характер и не приносят коммерческой отдачи. Однако в долгосрочной перспективе все же можно говорить об окупаемости таких вложений либо опосредованном для компании эффекте от подъема национальной экономики в целом. Осознание значимости социально направленных инвестиций свидетельствует о зрелости и высоком экономическом потенциале осуществляющих их предприятий. Конечно, должно быть понятно, что филантропические инициативы ограничиваются интересами акционеров и получением прибыли. Исследователи склонны описывать данное явление как переход от корпоративной социальной ответственности к «корпоративному гражданству», что предполагает превращение разовых благотворительных акций в подчиненное системе сотрудничество с профсоюзами, общественными организациями, международными и наднациональными органами управления, максимально возможную фокусировку стратегических целей компании на интересах гражданского общества.

Крупный бизнес в Германии заинтересован в участии в общественно -политической жизни прежде всего ради поддержания выгодного для себя климата на рынке и сохранения конкурентоспособности. Так, европейские корпорации активно лоббируют свои интересы на уровне Евросоюза, воздействуя на национальные политические курсы. Корпорации составляют более половины из 3 тыс. групп интересов, оперирующих на уровне ЕС в Брюсселе. В 1995 г. была образована крупная сетевая организация европейского бизнеса – «КСО Европа», объединившая 70 транснациональных корпораций и 20 национальных партнерских организаций. Среди корпоративных членов выделяются «БАСФ» и «Фольксваген», в качестве национального партнера от ФРГ выступает Форум устойчивого развития германского бизнеса. Это объединение, созданное в 2000 г., является платформой для получения информации о корпоративной социальной ответственности, обмена опытом, внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в немецкий бизнес, создания политических и экономических рамочных условий, стимулирующих корпоративные инновации и инвестиции. На сегодняшний день в данную сеть входят 25 ведущих транснациональных концернов, представляющих все передовые отрасли экономики ФРГ.

По оценке британской негосударственной организации ”AccountAbility”, составившей рейтинг стран по степени активности их бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности, Германия заняла 11 - е место, получив 72,7 балла из 100 возможных, уступив таким государствам, как Швеция, Дания и Великобритания.

Зайдя на интернет-сайт любой крупной германской компании непременно можно обнаружить рубрику, озаглавленную как ”ответственность”, ”гражданство”, ”обязательства” или ”устойчивое развитие”. Наличие этих категорий стало своеобразным паролем, необходимым корпорациям для признания их масштабной деятельности и оправдания экономического могущества в глазах общества. Они превратились в обязательные условия нового ”общественного договора”, возникшего под воздействием становления нового экономического порядка. Постиндустриальная экономика превратила социальные издержки в инвестиции (в человеческий капитал, образование, здравоохранение, научные разработки), которые приносят ощутимую коммерческую отдачу. Кроме того, сотрудничество с гражданским обществом и государственными институтами управления позволяет корпорациям создавать стабильную конкурентную среду.

США.

Американская модель корпоративной социальной ответственности инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада, но законодательно поощряет социальные инвестиции в выгодные для общества сферы через соответствующие налоговые льготы и зачеты, при этом государственное регулирование минимально.

Американская модель имеет историю с XIX века. Американское предпринимательство стоит в основном на максимальной свободе субъектов. Трудовые отношения, добровольность медицинского страхования являются саморегулируемыми сферами. В Америке выработаны многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества через корпоративные фонды, нацеленные на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса (спонсирование профессионального образования, пенсионных и страховых сфер для персонала). Ответственное социальное поведение и благотворительность корпораций поощряются соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне. Государственное регулирование в этих областях затрагивает лишь базисные неотъемлемые права членов общества. Соответственно, все инициативы в области корпоративной социальной ответственности являются для корпораций добровольными по своей природе.

Для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор. Несмотря на это Америка известна традициями систематического участия бизнеса и/или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов.

Континентальная Европа.

В отличие от США, где корпоративная социальная ответственность инициируется самими компаниями, выходя далеко за рамки требований законодательства в вопросах взаимоотношений компаний со своими стейкхолдерами (заинтересованная сторона), европейские корпорации более заметны в вопросах ограничения своей ответственности перед обществом. Европейская модель не является открытой линией поведения компании. Наоборот, та корпоративная деятельность, которая традиционно рассматривается в США как корпоративная социальная ответственность (т.е. проводимая исключительно по инициативе самого бизнес-сообщества), в Европе, как правило, регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств. Можно выделить несколько отличий моделей США и Европы:

- в США экономическая ответственность фокусируется на интересах акционеров и получении максимальной прибыли. В Европе ответственность распространяется дополнительно на работников предприятия и местные сообщества;

- в Европе большинство социальных вопросов сводятся к этике;

- в США более популярна благотворительность, чем в Европе;

Великобритания.

В Великобритании правительство играет ключевую роль в стимулировании вклада бизнеса в устойчивое развитие, основу которого составляет сбалансированность трех факторов: экономического, социального и экологического.

Ответственное поведение компаний должно соответствовать установленным нормам и правилам, и основная роль государства состоит в определении этих норм и стандартов по защите окружающей среды, здоровья и безопасности населения, прав трудящихся.

Также Правительство проводит политику и создает институциональные условия для того, чтобы компании были заинтересованы работать лучше, поднимаясь выше установленной планки нормативов и стандартов. Подход Правительства заключается в поощрении и поддержке практического применения корпоративной социальной ответственности на основе использования передового опыта, и, где это возможно, через регулирование и финансовые стимулы.

Правительство стимулирует компании выпускать отчеты о своих действиях по корпоративной социальной ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: