Социальная защита и проблема преодоления бедности

Обеднение российского населения в результате социально-экономических трансформаций доказано многочисленными эмпирическими исследованиями. Масштабы бедности даже по официальным подсчетам достигали величины более трети населения Российской Федерации. Проблема преодоления бедности и увеличение численности среднего класса считается одной из важнейших социальных задач государства в настоящее время. Ее решение связывается с результатами экономического роста и созданием эффективной системы социальной защиты.

Недостатком существующей системы социальной защиты является величина социальных пособий, не покрывающая элементарных потребностей физического выживания. Однако простое увеличение объема социальных выплат может смягчить, но не решить проблему снижения бедности в связи с недостатками существующей системы начисления социальных пособий, механизм которой несет на себе печать конъюнктурных решений политиков периода кардинальных социально-экономических преобразований. Речь идет об отсутствии дифференциации выплат между различными категориями нуждающихся и значительных различиях в объеме социальной поддержки внутри одной и той же социальной группы, безадресность социальной защиты, и главное – перекос и деформация перераспределительных потоков в системе социальной защиты Многочисленные данные, собранные различными авторами, свидетельствуют о парадоксальной ситуации перераспределения основных социальных трансфертов небедным слоям населения.

Эксперименты в области адресных социальных программ начаты в 90-е годы (предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставление помощи малоимущим). Исследования эффективности функционирования данных социальных программ показало слабую эффективность и недостатки организации – низкий уровень охвата нуждающихся, высокую степень утечки средств. Кроме того, размеры социальной помощи не столько способствуют ее преодолению, сколько ведут к ее консервации, заключению человека в репродукционный круг бедности. Вывод: очевидна необходимость изменения организационной структуры социальной защиты, снижения коррупционной составляющей системы, а также необходимость оценки современных факторов депривации (сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности) и социального расслоения, изменивших лицо российской бедности. В настоящее время она уже не является всеобщей и одинаково глубокой. Ее главная черта – выделение «застойных» сегментов, имеющих как пространственную локализацию, так и связь с составом семьи, характером труда, уровнем образования. Организация социальной защиты должна быть направлена не столько на возмещение бедным последствий эксклюзии, сколько на преодоление социальной депривации и преобразование сегментов бедности.

Направления совершенствования института социальной защиты

Современная система социальной защиты должна учитывать как ситуативные проблемы и риски, так и факторы формирования сегментов застойной бедности. Предоставляемые государством обычные способы социальной защиты, такие как социальные пособия, адресная социальная помощь, жилищные субсидии необходимы, но не эффективны, а в ряде случаев выступают условиями консервации бедности.

Российские сегменты застойной бедности вычленяются, в первую очередь, по демографическому и территориально-отраслевому профилю: это семьи, имеющие двух и более детей, нетрудоспособных членов семьи, это сельские территории и монопрофильные поселения. Наиболее значимым фактором бедности выступает состояние регионального рынка труда и низкая зарплата. В результате проведенного анализа стало очевидным, что единственная возможность преодоления застойной бедности в таких сегментах, как монопрофильные города и сельские территории, заключается в развитии этих территорий на основе концепции устойчивого развития, т.е. качественного поэтапного преобразования базовых параметров социально-территориальной системы в целях повышения благосостояния и качества жизни населения за счет экономического роста. Ключевыми задачами социальной защиты в условиях устойчивого социально-экономического развития территории выступает расширение доступа к образованию, что обеспечивает для людей возможность реализации права на достойный труд и достойную жизнь. Устойчивое развитие обеспечивает существенное улучшение занятости и доходности, давая импульс дальнейшему экономическому росту и укреплению рынка квалифицированного труда. Таким образом, будут запущены механизмы постепенного преодоления застойной бедности и формирования системы социальной защиты в рамках целостной концепции социальной политики, как комплексное решение проблем социальной защиты и социального развития.

Очевидно, что дальнейшее развитие системы социальной защиты должно включать не столько увеличение/уменьшение доли государственного участия в защите граждан, сколько трансформации модели государственного регулирования системы социальной защиты: диверсификация форм государственного участия, внедрение многосубъектных организационно-правовых форм, повышение взаимной ответственности государства и личности, переориентации населения на самозащитные технологии, в том числе и переориентацию с роста потребления на повышение сбережений и инвестирование.




double arrow
Сейчас читают про: