Возникновение буржуазного национализма и народное движение

Первые шаги иранского буржуазного национализма зарождались среди передовой части национальной буржуазии, интеллигенции и духовенства. Причём, пробуждение национального самосознания выражалось, прежде всего, в деятельности передовой части иранской интеллигенции, находящейся в эмиграции – в Англии, Турции, Египте, Индии. Иранские эмигранты издавали газеты – «Канун» («Закон») в Лондоне, «Ахтар» («Звезда») в Стамбуле, «Хекмат» («Мудрость») в Каире. В этих изданиях критиковался шахский режим, выдвигались требования ограничения самодержавия шаха, обеспечения прав личности и собственности.

В Иране одним из первых, кто стал выдвигать аналогичные требования, был Мальком-хан. Получив высшее образование в Париже, он стал чиновником иранского министерства иностранных дел. В 1890 г. при его активном участии в Тегеране было создано тайное общество «Адамийат» («Свобода»), организованное по образцу масонских лож. В общество входили главным образом представители либеральной интеллигенции, получившие образование в Европе. Общество пропагандировало идеи реформ политического строя, ограничение монархического правления, введение некоторых буржуазных свобод в Иране.

В конце XIX в. широкое распространение в Иране, как и в других странах Востока, получают идеи панисламизма, т. е. объединения мусульманских народов в единую исламскую империю во главе с халифом. Средством и знаменем этого объединения должен был служить ислам. Основатель доктрины панисламизма Джемаль эд-Дин ал-Афгани родом из Асадабада. Он долго жил в Афганистане, где в 60-х годах XIX в. занимал пост премьер-министра, побывал в Индии, Аравии, Египте. Посетил Лондон, Париж, Москву, Петербург. Тесно был связан с египетскими националистами. В Мекке он основал панисламистское общество, которое ставило своей целью созыв представителей мусульман со всего мира для избрания верховного халифа с местопребыванием в Стамбуле или Куфе. По приглашению Насер эд-Дина-шаха в 80-х годах он жил в Иране. Из-за требований по проведению реформ Джемаль эд-Дин был выслан в 1890 г. из страны (выехал в Турцию).

Доктрина панисламизма в известной мере отражала протест народных масс против закабаления Ирана иностранным капиталом. Одновременно панисламисты выступали за сохранение феодального строя. Не случайно В.И. Ленин характеризовал панисламизм как течение, пытающееся «соединить освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиции ханов, помещиков, мулл и т. п.».

В начале XX века в Иране стали создаваться тайные организации за проведение в стране буржуазных реформ. В 1901 г. в Тегеране была образована тайная организация, которая вела активно антиправительственную пропаганду. В начале 1905 г. из представителей либеральных помещиков, буржуазии, духовенства был образован «Тайный энджумен» («Энджумене махви»), цель которого, как отмечалось в уставе, – пробуждение иранцев и разработка плана реформ. В мае 1905 г. энджумен выдвинул через газеты и обращения к членам правительства требования: создания «адалят-хане» («дома справедливости») – действующего на основе справедливых законов судебной палаты; проведения реформы налоговой системы; установления порядка в армии; чёткого определения прав и обязанностей губернаторов и граждан; ограничения законами шариата деятельности министров и мулл; поощрения внутренней торговли; реорганизации таможен и увольнения Науса; защиты иранских товаров от иностранной конкуренции; строительства национальных фабрик и заводов; открытия светских школ; наведения порядка в уплате пенсий и жалования. Буржуазный характер этих требований не вызывает никаких сомнений.

После восстания бабидов в Иране до 90-х годов XIX в. не было крупных народных движений, за исключением разрозненных стихийных выступлений против шахских властей и феодалов.

С начала 90-х годов, когда последствия превращения страны в полуколонию стали проявляться всё яснее, народное движение против власти феодалов и империалистического закабаления стало более массовым и организованным.

В 1891 г. в Иране развернулось самое крупное в конце XIX в. антиимпериалистическое движение, направленное против английской табачной компании «Тальбот», охватившее Тегеран, Тебриз, Исфаган, Шираз и др. города. Под влиянием многочисленных и многотысячных митингов, и демонстраций против табачной концессии высшее духовенство в конце 1891 г. издало фетву о запрещении иранцам курить табак до отмены концессии. Табачные лавки закрылись, и курение прекратилось даже в шахском дворе. Курс акций Имперского банка упал вдвое. В конце декабря 1891 г. в Тегеране появились прокламации с призывом к «священной войне» против иностранцев, если концессия не будет отменена. О настроениях, которые господствовали среди демонстрантов, даёт представление листовка, распространявшаяся среди тегеранцев: «О, верующие! О, мусульмане! Табачная концессия ушла от нас. Река Карун ушла. Производство сахара ушло. Ахвазская дорога ушла. Банк пришёл. Трамвай пришёл. Страна попала в руки иностранцев. Шах не обращает внимания на наши интересы. Возьмём же дело в собственные руки». На многотысячном митинге в Тебризе было принято обращение к шаху: «Почему мы должны лишаться табака – этой собственности нашей по праву – и быть принуждёнными силой продавать по дешёвой цене нашу чистую и неосквернённую законную собственность неверным?». В начале января 1892 г. огромные толпы тегеранцев окружили шахский дворец. Войска открыли огонь, но это не могло остановить массовое народное движение. Шах вынужден был официально заявить об аннулировании концессии.

В отличие от движения бабидов народные выступления 1891–1892 гг. были направлены прежде всего против иностранцев.

В 1893–1894 гг. и 1898–1901 гг. в Иране прокатилась волна так называемых «голодных бунтов», вызванных неурожаем и, как следствие, дороговизной и спекуляцией хлебом. В Мешхеде, Исфагане, Ширазе, Кермане толпы горожан громили хлебные лавки и склады, чинили расправу над хлебными спекулянтами и представителями местных органов власти.

На почве роста народного недовольства 1 мая 1896 г. последователь Джемаль эд-Дин ал-Афгани пансиламист Реза Кермани застрелил Насер эд-Дин-шаха. На престол взошёл сын убитого Мозаффар эд-Дин (1896–1907), который, произведя некоторую перестановку в правительстве, продолжил реакционную политику своего отца. Влияние иностранцев на экономическую и политическую жизнь Ирана усилилось ещё больше.

В конце XIX в. возникло антианглийское партизанское движение на побережье Оманского и Персидского заливов. В 1898 г. англичане вынуждены были направить сюда военные корабли, высадить карательную экспедицию и жестоко расправиться с партизанами.

Народное движение нарастало и в начале XX в. В 1901–1903 гг. массовые демонстрации происходили практически во всех крупных городах Ирана. Демонстранты требовали отставки председателя шахского правительства Амина-ос-Султана, которого обвиняли в продаже страны иностранцам, высылки из Ирана всех бельгийских таможенных чиновников во главе с Наусом, отмены таможенных конвенций с Россией и Англией. Движение стало для властей настолько угрожающим, что Амин-ос-Султан в сентябре 1903 г. подал в отставку. Однако на его место пришёл другой реакционер Эйн эд-Доуле, который продолжил старую политику.

В 1905 г. народные волнения охватили всю страну. Резко активизировал свою деятельность «Тайный энджумен». Теперь нужен был лишь толчок, чтобы отдельные и пока ещё стихийные народные выступления вылились в революционное демократическое движение.

Таким толчком для Ирана стала русская революция, начавшаяся в 1905 году.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: