Оценка политического положения и общих тактических задач социал-демократии 4 страница

Классовое положение пролетариата совершенно исключает для него возможность «делиться» привилегиями или бояться потери их кем бы то ни было. Поэтому корыст­но-узкий, убогий и тупоумный реформизм совершенно чужд пролетариату. А крестьян­ская


СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ_______________________________ 79

масса, — с одной стороны, безмерно угнетенная и вместо привилегий видящая голо­довки, а с другой стороны, безусловно мелкобуржуазная, — колеблется неизбежно ме­жду либералами и рабочими.

Таково объективное положение.

Из этого положения вытекает с очевидностью, что лозунг открытой рабочей партии, по своему классовому происхождению, есть лозунг контрреволюционных либералов. В нем нет ничего, кроме реформизма; — нет и намека на то, что пролетариат, единствен­ный вполне демократический класс, сознает свою задачу борьбы с либералами за влия­ние на всю демократию; — нет и мысли об устранении самой основы каких бы то ни было привилегий крепостников, «бюрократии» и т. д.; — нет мысли об общих устоях политической свободы и демократической конституции; — в нем есть зато молчаливое отречение от старого, а следовательно, ренегатство и распущение (ликвидация) рабочей партии.

Говоря короче: этот лозунг несет в рабочую среду в эпоху контрреволюции пропо­ведь именно того, что делает в своей среде либеральная буржуазия. Поэтому, если бы ликвидаторов не было, то умные буржуа-прогрессисты должны бы были отыскать или нанять интеллигентов для несения в рабочий класс такой проповеди!

Только безголовые люди могут сравнивать слова ликвидаторов с мотивами ликви­даторов. Надо сравнивать их слова с делами либеральной буржуазии и с ее объектив­ным положением.

Взгляните на эти дела. В 1902 году буржуазия — за подполье. Струве послан ею из­давать подпольное «Освобождение». Когда рабочее движение приводит к 17 октяб­ря49, либералы и кадеты бросают подполье, а затем отрекаются от него, объявляют его ненужностью, безумием, грехом и безбожием («Вехи»). Вместо подполья у либе­ральной буржуазии является

В сборнике «Марксизм и ликвидаторство» слово «Вехи» опущено и вставлено следующее под­строчное примечание:

«Есть замечательная книга «Вехи», выдержавшая массу изданий и дающая прекрасную сводку этих идей контрреволюционного либерализма». Ред.


80___________________________ В. И. ЛЕНИН

борьба за открытую партию. Это — исторический факт, подтверждаемый неустанны­ми попытками легализации кадетов (1905—1907) и прогрессистов (1913).

У к.-д. мы видим «открытую работу и тайную организацию ее»; добренький, т. е. бессознательный, ликвидатор А. Власов только пересказал «своими словами» дела ка­детские.

Почему же либералы отреклись от подполья и приняли лозунг «борьбы за открытую партию»? Не потому ли, что Струве — изменник? Нет. Как раз наоборот. Струве пере­метнулся, потому что повернула вся буржуазия. А она повернула, 1) ибо получила при­вилегии 11 декабря 1905 г. и даже 3 июня 1907 г. получила положение терпимой оп­позиции; 2) ибо сама смертельно испугалась народного движения. Лозунг «борьба за открытую партию» в переводе с «высокой политики» на простой и наглядный язык значит вот что:

— Господа помещики! не думайте, что мы вас сжить со свету хотим. Нет. Подвинь­тесь чуточку, чтоб и нам, буржуа, сидеть можно было (открытая партия), — мы тогда вас будем защищать впятеро «умнее», хитрее, «научнее», чем Тимошкины и саблеров-ские батюшки.

Подражая кадетам, лозунг «борьбы за открытую партию» приняли мелкие буржуа, народники. В августе 1906 года г. Пешехонов и компания «Русского Богатства» отре­каются от подполья, провозглашают «борьбу за открытую партию», урезывают из сво­ей программы последовательно демократические, «подпольные», лозунги.

В результате реформистской болтовни этих мещан о «широкой и открытой партии» они явно для всех остались без всякой партии, без всякой связи с массами, а кадеты бросили даже и мечтать о такой связи.

Так и только так, через анализ положения классов, через общую историю контррево­люции, можно прийти в пониманию ликвидаторства. Ликвидаторы — это мелкобуржу­азные интеллигенты, посланные буржуазией нести либеральный разврат в рабочую среду. Ликвидаторы — изменники марксизма и изменники демократии. Лозунг «борь­бы за открытую партию» у них (как


СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ_______________________________ 81

и у либералов, как и у народников) есть прикрытие отречения от прошлого и разрыва с рабочим классом. Это — факт, доказанный и выборами по рабочей курии в IV Думу и историей возникновения рабочей газеты «Правда». Связь с массами явно для всех ока­залась только у людей, которые от прошлого не отрекались и исключительно в его ду­хе, для его усиления, укрепления и развития умели использовать «открытую работу» и всяческие «возможности».

В эпоху третьеиюньской системы это и не могло быть иначе.

Об «урезывании» программы и тактики ликвидаторами (т. е. либералами) мы пого­ворим в следующей статье.

V. ЛОЗУНГ «БОРЬБЫ ЗА ОТКРЫТУЮ ПАРТИЮ»

В предыдущей статье («Правда» № 122) мы рассмотрели объективное, т. е. опреде­ляемое отношением классов, значение лозунга «открытая партия» или «борьба за от­крытую партию». Этот лозунг есть рабское повторение тактики буржуазии, для кото­рой он является правильным выражением ее отречения от революции или ее контрре­волюционности.

Рассмотрим некоторые, особенно ходкие у ликвидаторов, попытки защищать лозунг «борьбы за открытую партию». И Маевский, и Седов, и Дан, и все «лучисты» старают­ся смешать открытую партию с открытой работой или деятельностью. Такое смеше­ние есть прямо софистика, игра, обман читателя.

Во-первых, открытая деятельность с.-д. для периода 1904—1913 гг. есть факт. От­крытая партия есть фраза интеллигентов, прикрывающая отречение от партии. Во-вторых, партия неоднократно осуждала ликвидаторство, т. е. лозунг открытой партии. Но партия не только не осуждала открытой деятельности, а напротив — осуждала тех, кто забрасывает ее или отрекается от нее. В-третьих, в 1904—1907 гг. открытая дея­тельность была особенно развита у всех с.-д. Но ни одно течение, ни одна фракция с.-д. не выдвигала тогда лозунга «борьбы за открытую партию»!


82___________________________ В. И. ЛЕНИН

Это — исторический факт. Над ним надо подумать тем, кто хочет понять ликвида­торство.

Мешало ли открытой деятельности в 1904—1907 гг. отсутствие лозунга «борьбы за открытую партию»? Нисколько.

Почему у с.-д. не возникало тогда подобного лозунга? Именно потому, что тогда еще не было разгула контрреволюции, увлекшей часть с.-д. в оппортунизм крайней степени. Тогда слишком ясно было, что лозунг «борьбы за открытую партию» есть оп­портунистическая фраза, есть отречение от «подполья».

Вникните же, господа, в смысл этого исторического поворота: в эпоху 1905 года, при блестящем развитии открытой деятельности, нет лозунга «борьбы за открытую пар­тию»; в эпоху контрреволюции, при более слабом развитии открытой деятельности, по­является у части с.-д. (вслед за буржуазией) лозунг отречения от «подполья» и «борьбы за открытую партию».

Неужели смысл и классовое значение такого поворота могут еще быть неясны?

Наконец, четвертое и самое главное обстоятельство. Открытая деятельность воз­можна (и наблюдается) двоякая, в двух диаметрально противоположных направлениях: такая, которая ведется в защиту старого и целиком в духе его, во имя его лозунгов и тактики, и такая, которая ведется против старого, во имя отречения от него, умаления его роли, его лозунгов и так далее.

Наличность этих двух принципиально враждебных и непримиримых видов открытой деятельности есть самый бесспорный исторический факт для эпохи с 1906 года (кадеты и г. Пешехонов с К0) до 1913 года («Луч», «Наша Заря»). Можно ли поэтому без улыб­ки слушать простачка (или человека, прикидывающегося на время простачком), когда он говорит: о чем тут спорить, ежели и те и другие ведут открытую деятельность? Именно о том тут спорят, любезнейший, в защиту ли «подполья» и в его духе или в умаление его, против него, не в его духе, следует вести эту деятельность! Спор идет только — всего «только»! — о том, в либе-


СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ_______________________________ 83

ральном или в последовательно демократическом духе ведется данная открытая работа. Спор идет «только» о том, возможно ли ограничиваться открытой работой: вспомните господина либерала Струве, который не ограничивался ею в 1902 году и вполне «огра­ничился» в 1906—1913 годах!

Наши ликвидаторы из «Луча» никак не могут понять, что лозунг «борьбы за откры­тую партию» есть проведение в рабочую среду либеральных (струвенских) идей, при­наряженных в лоскутья «почти марксистских» словечек.

Или вот возьмите рассуждение самой редакции «Луча» в ее ответе Ану (№ 181):

«... С.-д. партия не исчерпывается теми немногими товарищами, которых действительность вынужда­ет работать в подполье. Ведь если бы подпольем исчерпывалась партия, то сколько же членов она на­считывала бы? 2—3 сотни? А куда же делись бы те тысячи, если не десятки тысяч рабочих, которые фак­тически на своих плечах выносят всю с.-д. работу?».

Для думающего человека одного этого рассуждения достаточно, чтобы признать его авторов либералами. Во-первых, они говорят заведомую неправду о «подполье»: в нем далеко не «сотни». Во-вторых, везде в мире число членов партии «узко» по сравнению с числом рабочих, ведущих с.-д. работу. Например, в Германии в с.-д. партии только 1 миллион членов, а голосов за с.-д. подают около 5 миллионов, пролетариев же около 15 миллионов. Пропорция числа членов партии к числу с.-д. определяется в разных стра­нах различием исторических условий. В-третьих, ничего другого, заменяющего «под­полье», у нас нет. Значит, «Луч» против партии ссылается на беспартийных или вне­партийных рабочих. Это и есть обычный прием либерала, старающегося отколоть мас­су от ее сознательного передового отряда. «Луч» не понимает отношения партии к классу, как не понимали этого «экономисты» 1895—1901 годов. В-четвертых, «с.-д. ра­бота» пока у нас только тогда есть действительно социал-демократическая работа, ко­гда она ведется в духе старого, во имя его лозунгов.


84___________________________ В. И. ЛЕНИН

Рассуждения «Луча» есть рассуждения либеральных интеллигентов, которые, не же­лая войти в действительно существующую партийную организацию, пытаются разру­шить эту организацию, натравливая на нее беспартийную, распыленную, малосозна­тельную толпу. Так поступают и немецкие либералы, говорящие, что с.-д. не предста­вители пролетариата, ибо у них «только» пятнадцатая часть в «партии»!

Возьмите еще более обычное рассуждение «Луча»: «мы» за открытую партию, «как и в Европе». Либералы и ликвидаторы хотят конституции и открытой партии, «как в Европе» сегодня; но они не хотят того пути, которым Европа пришла к этому сегодня.

Ликвидатор и бундист Косовский в «Луче» учит нас примеру австрийцев. Он забы­вает только, что у австрийцев конституция есть с 1867 года, и ее не могло быть без: 1) движения 1848 года, 2) без глубокого государственного кризиса 1859—1866 годов, ко­гда слабость рабочего класса позволила Бисмарку и К0 выпутаться посредством зна­менитой «революции сверху». Что же выходит из поучений Косовского, Дана, Ларина и всех «лучистов»?

Только то, что они помогают разрешению нашего кризиса в духе непременно «рево­люции сверху»! Но подобная их работа и есть «работа» столыпинской рабочей партии.

Куда ни кинь — везде мы видим у ликвидаторов отречение и от марксизма и от де­мократии.

В следующей статье мы рассмотрим подробно их рассуждение о необходимости урезать наши, социал-демократические, лозунги.

VI

Нам предстоит рассмотреть урезывание марксистских лозунгов у ликвидаторов. Лучше бы всего взять для этого решения их августовской конференции, но по понят­ным причинам разбор этих решений возможен только в зарубежной печати. Здесь же приходится


СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ_______________________________ 85

взять «Луч», который в статье Л. С. (№ 108 (194)) дал замечательно точное изложение всей сути, всего духа ликвидаторства. Г-н Л. С. пишет:

«... Депутат Муранов пока признает только три частичных требования, те три кита, на которых, как известно, была основана избирательная платформа ленинцев: полная демократизация государственного строя, восьмичасовой рабочий день и передача земли крестьянам. На этой точке зрения продолжает сто­ять и «Правда». Между тем мы, как и вся европейская социал-демократия» (читай: «мы, как и Милюков, уверяющий, что у нас есть, слава богу, конституция»), «в выдвигании частичных требований видим аги­тационное средство, которое только тогда может иметь успех, когда оно считается с повседневной борь­бой рабочих масс. Только то, что, с одной стороны, имеет принципиальное значение для дальнейшего развития рабочего движения, а с другой, может стать злободневным для массы, — мы считаем возмож­ным выдвинуть, как именно то частичное требование, которое в данный момент должно сосредоточить на себе внимание социал-демократии. Из трех требований, выдвигаемых «Правдой», только одно — восьмичасовой рабочий день — играет и может играть роль в повседневной борьбе рабочих. Другие два требования в данный момент могут служить предметом пропаганды, но не предметом агитации. О раз­нице между пропагандой и агитацией смотри блестящие страницы в брошюре «Борьба с голодом» Г. В. Плеханова» (не туда попал Л. С: ему «больно» вспомнить полемику Плеханова в 1899—1902 гг. с «эко­номистами», коих Л. С. переписывает!).

«Кроме восьмичасового рабочего дня таким частичным требованием, выдвинутым как потребностями рабочего движения, так и всем ходом русской жизни, является требование свободы коалиции, свободы всяческой организации, с относящейся сюда свободой собраний и слова, устного и печатного».

Вот вам тактика ликвидаторов. «Злободневным для массы», изволите видеть, не яв­ляется; «потребностями рабочего движения» и «всем ходом русской жизни» не выдви­гается — ни то, что Л. С. описывает словами «полная демократизация и т. д.», ни то, что он называет «передачей земли крестьянам»!! Как стары эти рассуждения и как они знакомы тем, кто помнит историю русской марксистской практики, ее многолетнюю борьбу с «экономистами», отрекавшимися от задач демократии! Как талантливо пере­писывает «Луч» взгляды Прокоповича и Кусковой, пытавшихся тогда увлечь рабочих на либеральный путь!


86___________________________ В. И. ЛЕНИН

Но разберем внимательнее рассуждение «Луча». С точки зрения здравого смысла, это рассуждение прямо какое-то сумасшедшее. Неужели, в самом деле, можно, не сой­дя с ума, утверждать, что указанное «крестьянское» (т. е. в пользу крестьян направлен­ное) требование не «злободневно для массы»? не «выдвигается потребностями рабочего движения и всем ходом русской жизни»? Это не только неправда, это — вопиющая не­лепость. Вся история XIX века в России, весь «ход русской жизни» выдвинули этот во­прос, сделали его злободневным и злободневнейшим, это отразилось и на всем законо­дательстве России. Как мог «Луч» прийти к такой чудовищной неправде?

Он должен был прийти к ней, ибо «Луч» порабощен либеральной политикой, а либе­ралы верны себе, когда они отвергают (или отодвигают — подобно «Лучу») крестьян­ское требование. Либеральная буржуазия делает это, ибо ее классовое положение за­ставляет ее подлаживаться к помещикам и быть против народного движения.

«Луч» несет рабочим идеи либеральных помещиков и совершает измену по отноше­нию к демократическому крестьянству.

Далее. Неужели «злободневна» только свобода союзов? а неприкосновенность лич­ности? а отмена усмотрения и произвола? а всеобщее и т. д. избирательное право? а единая палата? и т. д.? Всякий грамотный рабочий, всякий, помнящий недавнее про­шлое, прекрасно знает, что все это — злободневно. В тысячах статей и речей все либе­ралы признают, что все это — злободневно. Почему же «Луч» объявил злободневной одну, хотя бы и важнейшую us свобод, а коренные условия политической свободы, де­мократии и конституционного строя вычеркнул, отодвинул, сдал в архив «пропаган­ды», убрал прочь из агитации?

Потому и только потому, что «Луч» не приемлет неприемлемого для либералов.

С точки зрения злободневности для масс потребностей рабочего движения и хода русской жизни нет разницы между тремя требованиями Муранова и «Правды»


СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ_______________________________ 87

(скажем так для краткости: требования последовательных марксистов). И рабочие, и крестьянские, и общеполитические требования одинаково злободневны для масс, оди­наково выдвинуты и потребностями рабочего движения и «всем ходом русской жизни». С точки зрения «частичности», любезной нашему поклоннику умеренности и аккурат­ности, все три требования тоже одинаковы: они «частичны» по отношению к конечно­му, но они очень высоки по отношению, например, к «Европе» вообще.

Почему же «Луч» принимает 8-часовой рабочий день и отвергает остальное? Почему он решил за рабочих, что 8-часовой рабочий день «играет роль» в их повседневной борьбе, а общеполитическое и крестьянское требования не играют такой роли? Факты говорят нам, с одной стороны, что рабочие в повседневной борьбе выдвигают и обще­политическое и крестьянское требования, — ас другой стороны, что борются они час­то за более скромные сокращения рабочего дня.

В чем же дело?

Дело в реформизме «Луча», который эту свою либеральную ограниченность свали­вает, по обычаю, на «массы», на «ход истории» и пр.

Реформизм вообще состоит в том, что люди ограничиваются агитацией за измене­ния, не требующие устранения главных основ старого, господствующего класса, — из­менения, совместимые с сохранением этих основ. Восьмичасовой рабочий день со­вместим с сохранением власти капитала. Русские либералы, чтобы привлечь рабочих, сами готовы подписать («по возможности») это требование. Те же требования, за кото­рые «агитировать» «Луч» не желает, несовместимы с сохранением основ докапитали­стического, крепостнического времени.

«Луч» изгоняет из агитации именно то, что неприемлемо для либералов, не желаю­щих устранения помещичьей власти, но желающих только дележа власти и привилегий. «Луч» изгоняет именно то, что несовместимо с точкой зрения реформизма.

Вот где зарыта собака.


В. И. ЛЕНИН

Ни Муранов, ни «Правда», ни все марксисты не отвергают частичных требований. Это — пустяки. Пример — страхование. Мы отвергаем обман, народа посредством болтовни о частичных требованиях, посредством реформизма. Мы отвергаем, как уто­пический, корыстно-лживый, построенный на конституционных иллюзиях, полный ду­ха раболепства перед помещиками, либеральный реформизм в современной России. Вот в чем соль, которую запутывает и запрятывает «Луч» фразами о «частичных требова­ниях» вообще, хотя сам признает, что и Муранов и «Правда» не отвергают известных «частичных требований».

«Луч» урезывает марксистские лозунги, подгоняет их под узкую, реформистскую, либеральную мерку, проводя таким образом буржуазные идеи в рабочую среду.

Борьба марксистов с ликвидаторами есть не что иное, как выражение борьбы пере­довых рабочих с либеральными буржуа из-за влияния на народные массы, из-за поли­тического просвещения и воспитания их.


89

КУЛЬТУРНЫЕ ЕВРОПЕЙЦЫ И ДИКИЕ АЗИАТЫ

Известный английский с.-д. Ротштейн рассказывает в немецкой рабочей печати об одном поучительном и типичном происшествии в английской Индии. Лучше всяких рассуждений показывает нам это происшествие, почему так быстро нарастает револю­ция в этой стране, имеющей свыше 300 миллионов жителей.

Английский журналист Арнольд, издающий газету в Рангуне, большом городе (свыше 200 000 жителей) одной из провинций Индии, поместил статью под заглавием: «Издевка над британским судом». В статье был разоблачен местный английский судья Эндрью (Andrew). Арнольда приговорили за эту статью к году тюрьмы, но он повел де­ло дальше и, имея связи в Лондоне, «дошел» до высшей инстанции в Лондоне. Прави­тельство Индии само поспешило «понизить» наказание до 4-х месяцев, и Арнольд очу­тился на свободе.

Из-за чего загорелся сыр-бор?

Полковник английской армии Мак-Кормик имел любовницу, а у нее прислугой была 11-летняя индианка по имени Анна. Блестящий представитель культурной нации зама­нил Анну к себе, изнасиловал ее и запер у себя дома.

Случилось так, что отец Анны лежал при смерти и послал за дочерью. В деревне уз­нали тогда обо всей истории. Население было вне себя от возмущения. Полиция выну­ждена была сделать постановление об аресте Мак-Кормика.


90_____________________________________ В. И. ЛЕНИН

Но судья Эндрью освободил его под залог, а затем после ряда бесстыднейших изде­вок над законом оправдал Мак-Кормика! Блестящий полковник утверждал, как делают в этих случаях все господа благородного происхождения, что Анна проститутка, и в доказательство выставил пятерых свидетелей. А восьмерых свидетелей, выставленных матерью Анны, судья Эндрью не пожелал и допрашивать!

Когда судили журналиста Арнольда за клевету, то председатель суда «сэр» («его вы­сокородие») Фокс не позволил Арнольду проверять дело свидетельскими показаниями.

Всякому ясно, что подобные истории случаются в Индии тысячами и миллионами. Только совершенно исключительные условия дали возможность «клеветнику» Арноль­ду (сыну влиятельного лондонского журналиста!) вырваться из тюрьмы и добиться ог­ласки дела.

Не забудьте, что во главе управления Индией английские либералы ставят своих «лучших» людей. Недавно вице-королем Индии, главой Мак-Кормиков, Эндрью и Фоксов, был Джон Морли (Morley), известный радикальный писатель, «звезда европей­ской науки», «почтеннейший человек» в глазах всякого европейского и русского либе­рала.

В Азии проснулся уже «европейский» дух: народы Азии стали демократически-сознательными.

«Правда» №87, 14 апреля 1913 г.                                                        Печатается по тексту

Подпись: W.                                                                              газеты «Правда»


91

КУПЕЦКИЕ РАСЧЕТЫ

Тузы-миллионеры, воротилы нашей крупной промышленности, объединены «сове­том съездов представителей промышленности и торговли». Этот совет съездов издает свой периодический орган: «Промышленность и Торговля»53. В тяжеловесных, напы­щенных и большей частью малограмотных статьях этого журнала ведется защита инте­ресов наших Кит Китычей.

Особенно недовольны они несправедливостью земского представительства и зем­ского обложения. Обижает помещик-крепостник бедненького Кит Китыча, да и только! Вот поучительная таблица о составе гласных в уездных земских собраниях («Промыш­ленность и Торговля», 1913 г., № 3):

Число                   0/

гласных

От 1-го избир. собрания (дворяне-                    . „„„                     «4

помещики)....................................................                                                   '

От 2-го избир. собрания (торгово-                     ι одд                   ι? {,

пром. предпр. ит. д.)..................................                                                   '

От 1-го и 2-го избир. собрания совмест­
но....................................................................                290                     2,8

От сельских обществ................................             3 216                   31,2

В 34 земских губерниях всего                 10 308                100,0

Действительно, несправедливость земского представительства вопиющая. Вывод от­сюда ясный и бесспорный: земства в России целиком отданы в руки крепостников-помещиков.


92_____________________________________ В. И. ЛЕНИН

Всякого грамотного человека эти интересные данные наводят на мысль о тех усло­виях, которыми вызывается такая неравномерность представительства.

Но, конечно, смешно было бы ожидать, что Кит Китычи и их наемные писаки спо­собны думать об общих политических вопросах и интересоваться политическим знани­ем. Интересуется Кит Китыч только тем, что он платит «много», а дворянин — «мало». Писатель, нанятый Кит Китычем, приводит сумму земских сборов (раскладочных), вносимых 1-ым избирательным собранием — 24 /г млн. руб. в 34-х земских губерниях;

— 2-ым избирательным собранием — 49 млн. руб. и сельскими обществами — 45 /г
млн. руб. Эти сборы он делит на число гласных и определяет таким образом «стои­
мость одного ценза»!! Выходит, что дворянский ценз «стоит» 4!/г тыс. руб., купцовский

— 38 тыс. руб., крестьянский — 14 тыс. руб.

Вот как рассуждают наемные купецкие защитники: избирательное право преспокой­но рассматривают, как предмет купли-продажи. Как будто плательщики земских рас­кладочных сборов покупают себе этим право посылать гласных!

На самом деле неравномерность земских сборов, конечно, вопиющая. Но вся тя­жесть этой неравномерности ложится не на промышленников, а на крестьян и на рабо­чих. Если крестьяне со своих плохих, истощенных, выпаханных земель платят 45 /г млн. руб., а помещики — 247г млн. руб., так это прямо означает, что с «мужичья» берут десятки миллионов рублей дани в виде земских сборов, помимо всего прочего!

Кит Китычи этого не видят. Они хотят только, чтобы не одни дворяне имели приви­легии, а — «равномерно» и купцы.

«Правда» № 90, 20 апреля 1913 г.                                                       Печатается по тексту

Подпись: В. Φ.                                                                             газеты «Правда»


93

ОДНА ИЗ ВЕЛИКИХ ПОБЕД ТЕХНИКИ54

Всемирно-знаменитый английский химик Вильям Рамсей (Ramsay) открыл способ непосредственного добывания газа из каменноугольных пластов. Рамсей ведет уже пе­реговоры с одним владельцем каменноугольных рудников о практической постановке дела.

Одна из великих задач современной техники близится, таким образом, к разреше­нию. Переворот, который вызовет ее решение, громаден.

В настоящее время, чтобы использовать энергию, заключающуюся в каменном угле, его развозят по стране и сжигают в массе отдельных предприятий и домов.

Открытие Рамсея означает гигантскую техническую революцию в этой, едва ли не самой важной, отрасли производства капиталистических стран.

Рамсей открыл способ непосредственно, на месте нахождения угля, без извлечения его на поверхность земли, превращать этот уголь в газ. Подобный прием, только гораз­до более простой, употребляется иногда при добыче соли: ее не извлекают на поверх­ность земли прямо, а растворяют водой, и уже рассол поднимают потом по трубам.

Способ Рамсея превращает каменноугольные рудники как бы в громадные дистил-ляционные аппараты для выработки газа. Газ приводит в движение газовые


94___________________________ В. И. ЛЕНИН

моторы, которые дают возможность использовать вдвое большую долю энергии, заклю­чающейся в каменном угле, чем это было при паровых машинах. Газовые моторы, в свою очередь, служат для превращения энергии в электричество, которое техника уже теперь умеет передавать на громадные расстояния.

Стоимость электрического тока понизилась бы, при таком техническом перевороте, до одной пятой, а может быть даже до одной десятой теперешней стоимости. Громад­ная масса человеческого труда, употребляемого теперь на добывание и развозку камен­ного угля, была бы сбережена. Использовать можно было бы даже наиболее бедные и неразрабатываемые ныне залежи каменного угля. Расходы на освещение и отопление домов понизились бы чрезвычайно.

Переворот в промышленности, вызванный этим открытием, будет огромен.

Но последствия этого переворота для всей общественной жизни в современном ка­питалистическом строе будут совсем не те, какие вызвало бы это открытие при социа­лизме.

При капитализме «освобождение» труда миллионов горнорабочих, занятых добыва­нием угля, породит неизбежно массовую безработицу, громадный рост нищеты, ухуд­шение положения рабочих. А прибыль от великого изобретения положат себе в карман Морганы, Рокфеллеры, Рябушинские, Морозовы — с их свитой адвокатов, директоров, профессоров и прочих лакеев капитала.

При социализме применение способа Рамсея, «освобождая» труд миллионов горно­рабочих и т. д., позволит сразу сократить для всех рабочий день с 8 часов, к примеру, до 7, а то и меньше. «Электрификация» всех фабрик и железных дорог сделает условия труда более гигиеничными, избавит миллионы рабочих от дыма, пыли и грязи, ускорит превращение грязных отвратительных мастерских в чистые, светлые, достойные чело­века лаборатории. Электрическое освещение и электрическое отопление каждого дома избавят миллионы «домашних рабынь» от необ-





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: