Психолого-педагогическая литература

Актуальность данного исследования обусловлена ​​тем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на высшем государственном уровне. В.В. Путин на встрече с общественными организациями сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочной основе. И такой основой является патриотизм. По данным Федерального                                                               штат В образовательном стандарте дошкольного образования (ГЭФ ДО) образовательные учреждения должны воспитывать граждан и патриотов, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Обратимся к анализу основной концепции нашего исследования.

«Патриотизм - это моральная позиция, выраженная в любви к Родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять свою независимость перед лицом завоеватели, чтобы пожертвовать жизнью ради своей независимости и свободы № 28]. Патриотизм предполагает гордость за достижения и культуру своей родины, стремление сохранить свой характер и культурные особенности и отождествление с другими представителями своего народа, стремление бороться за интересы своей Родины.

В последнее время в рамках этого направления очень широко распространилось представление о патриотизме как о важнейшей ценности, объединяющей не только социальную, но и духовную.


 

моральный, культурный, исторический и другие составляющие. Подводя итог, можно сказать, что патриотизм - это моральный принцип, моральная норма и моральное чувство, которое выражает чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу, которое характеризует высочайший уровень развития личности и проявляет себя в его активно-активной самореализации на благо Отечества.

Одной из основных задач дошкольного воспитания является формирование у детей патриотических чувств, основой которых является развитие нравственных чувств.

С.А. Козлова отмечает, что патриотическое воспитание дошкольников является педагогическим воздействием, направленным на личность ребенка, так что ребенок обогащает свои знания о родине, формирует навыки и умения нравственного поведения, а также развивает потребности во всеобщем благе [33],

Л.Е. Никонова считает, что патриотическое воспитание - это процесс усвоения наследия традиционной русской культуры, формирования отношения к стране и государству, в котором живет человек [48].

И.Ф. Харламов определяет как - взаимосвязанную сумму сторон поведения и моральных чувств, в которую входит любовь к Отечеству, исход труда в труд на благо Родины, повышение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и традициям Родины, преданность Отечеству, стремление упрочить честь и достоинство Родины, готовность и умение защищать ее, мужество и отвагу, единство и дружбу народов, недопустимость расовой и национальной вражды, уважение традиций и менталитета. других стран и народов, готовых к отношениям с ними [52].

Н.В. Ипполитова считает, что патриотическое воспитание - это взаимодействие учителей и учеников, направленное на формирование патриотических чувств, установок и устойчивых норм патриотического поведения.


 

В российском обществе целью патриотического воспитания является развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, формирование граждан, обладающих позитивными качествами и ценностями, которые могут применять их в творчестве в интересах Родины, укреплять страну, обеспечить его жизненные интересы и надежное развитие.

Патриотизм включает в себя: любовь к Родине, к земле, где он родился и вырос, гордость за исторические достижения своего народа. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чувством всеобщей солидарности с народами всех стран [22].

Обратимся далее к анализу понятий «чувства», «патриотические чувства». Чувства - одна из основных категорий психологии, которая активно изучается отечественными и зарубежными психологами. П.П. внес особый вклад в изучение чувств. Блонский, В. Вундт, В. Джеймс, Б. И. Додонов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд, П. М. Якобсон и другие.

Следующее определение дано в психологическом словаре под ред. А.В. Петровский: «Чувство - это: 1. Способность воспринимать, испытывать внешние воздействия, результат такого воздействия. 2. Внутреннее психическое состояние человека (например, чувство гордости, патриотизм). 3. Ментальный лифт, волнение. 4. Осознание своего отношения к чему-либо»[93].

Определение патриотизма как любви к Отечеству из словаря В.И. широко известно. Даль. «Патриот», по словам В.И. Далу, - «любитель отечества, ревнитель своего благополучия, любящий человек, уроженец или тесть». С. И. Ожегов определяет патриотизм как преданность и любовь к своей стране, своему народу.

Учитывая приведенные выше определения понятия «чувства», можно выделить особый вид чувств - патриотические чувства. Патриотические чувства - эмоционально окрашенное отношение к себе


 

Отечество, которое имеет практическую направленность и выступает внутренним стимулом для человеческой деятельности, касающейся высших духовных ценностей.

Исходя из психологических особенностей, период дошкольного детства является наиболее подходящим для формирования патриотических чувств, поскольку ребенок верит и доверяет взрослому, для него характерны внушаемость, подражание, эмоциональная чувствительность, подлинные чувства. Впечатления, которые ребенок пережил в детстве, остаются с ним на всю жизнь.

Мы, вслед за Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским, Е. И. Водоносом, считаем, что необходимо начинать формировать патриотические чувства у детей дошкольного возраста. Эти авторы рассматривали идею национальности как основную идею воспитания.

В связи с этим в федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается область социально-коммуникативного развития, в которой основным направлением является формирование патриотических чувств с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Большинство отечественных учителей объясняли патриотизм любовью к Отечеству. В формировании патриотических чувств российские ученые выделяют этапы, которые следует учитывать при формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Давайте обратимся к их рассмотрению.

Первый этап - это инстинктивный патриотизм, который выражается словами: «Я люблю свою родину, за которую не знаю себя». Инстинктивный характер патриотизма отражен в идее национальности К.Д. Ушинского:

«Точно так же, как нет человека без гордости, нет и человека без любви к отечеству, и эта любовь дает правильный ключ к сердцу человека и мощную поддержку для борьбы против его злых природных, личных, семейных и племенных наклонностей. Опора на инстинктивный характер


 

Патриотизм в воспитании детей очень важен, поскольку он является основой для развития сознательного патриотизма у детей.

Второй этап - потребность в любви к любимым, которая характеризуется привязанностью к социальной среде - людям, которые ее окружают, своим традициям, мировоззрению, нравам, обычаям [17].

Третий этап - привязанность к окружающей среде (водоемы, климат), которая проявляется в зависимости от природы, играх от рождения, которые вызывают у взрослого теплые воспоминания из детства.

Четвертый этап - привязанность к духовной среде: фольклору, искусству, науке и т. Д. Знание и уважение к родному языку является важной составляющей в формировании патриотических чувств. Эту идею высказали многие белорусские писатели и педагоги. А. Пашкевич писал, что родной язык «... как цемент, связывает людей, он дает им лучший способ понять друг друга, с одной мыслью жить, искать одну судьбу» [17].

Пятый этап - объективная оценка туземцев, для которых характерно формирование гражданства как высшее выражение патриотизма. Важным вопросом является гармонизация прав детей и взрослых в семье. Равенство в семье будет только тогда, когда они живут общей жизнью, и вместе я испытываю горе и радость. Совместная деятельность в повседневной жизни гарантирует духовную связь в семье.

Шестой этап - изучение истории и культуры развития других народов. На этом этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и международного образования молодого поколения. Компонентом патриотизма является исключение враждебности по отношению к другим народам и стремление работать на благо Отечества [17].

Седьмой этап - активный патриотизм, который проявляется в практической деятельности по труду на благо Отечества.


 

Основным этапом в формировании патриотических чувств является повышение у ребенка социального опыта жизни в его государстве и принятие установленных в нем правил поведения.

Одним из важных условий формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте является знакомство с событиями общественной жизни. Это требует педагогической работы, предполагающей вовлечение дошкольников в различные виды деятельности, использование специальных приемов и методов воздействия на сенсорную сферу детей. Ведущий компонент в дошкольном возрасте - эмоциональный [34].

Логика научного исследования заключается в обнаружении исторических основ происхождения концепции и явления, которые лежат в основе проблемы, которую мы изучаем. В связи с этим считаем необходимым проанализировать предпосылки появления термина «патриотические чувства у дошкольников» в психолого-педагогической литературе и его реализации в контексте модернизации российского образования (таблица 1).

Таблица 1 Ретроспективный анализ формирования и развития концепции

«Формирование патриотических чувств у дошкольников»

 

Нет. период Педагогические мировоззрения по проблеме
1 Философский этап (до XVI в.) В учении Конфуция наряду с другими общечеловеческими ценностями, такими как уважение к старшим, соблюдение традиций, любовь к семье, людям и стране. В трудах Перикла идеал человека - это полноценный гражданин, сочетающий свои интересы с государством, защищающий этические основы политики, характеризующийся высоким гражданским сознанием и богатством духовной культуры. Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть моральный человек, умеренный во всем и действующий в соответствии с общественными обязанностями. В античный период сформировались основные представления о патриотизме как о долге перед государством, а также о патриотическом воспитании как необходимом моральном аспекте формирования высокодуховной и гармонично развитой личности. Эти понятия и вышли на следующий этап.
  Генерал Торети этап Я.А. Коменский отметил, что одним из основных направлений воспитание детей должно быть                                                                                   

 

  (XVII в. - 1917. XX в.) использовать их услуги как можно большему количеству людей. К.А. Гельвеций По его мнению, истинной целью образования является формирование глубокого понимания и личного общественного блага для каждого человека: если сердца граждан открыты для человечества, а разум для знаний, то появится поколение «новых людей - патриотов»., А.Н. Радищев отметил, что «истинный человек и сын Отечества - одно и то же», он «... если он уверен, что его смерть принесет крепость и славу отечеству, он не боится пожертвовать своей жизнью». " А. Ф. Афанасьев считал, что образование должно подготовить человека к обществу, к жизни в государстве, должно «... вырастить и сформировать в нем концепцию, чувства и волю в духе, закон и требования общества, в котором человек будет жить, на просторах той области, в которой он намерен действовать» Н.М. Карамзин Считал, что любовь к отечеству должна быть активной, творческой. К.Д. Ушинский Считается, что патриотизм является не только важной задачей образования, но и мощным образовательным инструментом. А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский утверждал, что патриотизм имеет социальные корни и отвечает интересам народа.
  Советский этап (1918- 1991 год XX в.) В И. Ленин: «Патриотизм - это одно из самых глубоких чувств, которое на протяжении веков и тысячелетий хранилось в отдельном отечестве. В.А. Сухомлинский Считается, что школа должна воспитывать стремление молодежи к самоотверженному служению родине, активному труду и общественной деятельности.
  Постсоветский 1-й этап (90-е годы XX века - первый десятилетие XXI век.) В И. Лутовинов отмечает: «Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, устойчивых ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высочайший уровень его развития и проявляет себя в его активной самореализации на благо Отечества. Н.В. Ипполитова рассматривает патриотизм в нескольких аспектах: в философском - как социально-исторический феномен, обусловленный, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой - социально-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества; в социально-педагогической - как социально-нравственная ценность, отражающая отношение человека к Родине и Отечеству; в психолого-педагогическом - как сложное моральное качество.

Сегодня понятие «патриотизм» имеет много определений и содержания. В целом, нынешние определения включают в состав патриотизма личностные и деятельностные аспекты. К. Биекенова, А. Садвокасова рассматривают патриотизм как ценностное отношение, Т. Калдыбаева, Ф. Ф. Лоюк как сознание, И. Ф. Харламов как убеждения, И. С. Кон, Т. Калдыбаев, Е. Столяров как чувство,


 

Т. Калдыбаева как мотив, Ю. Альжанова, И. Ф. Харламов как качество личности.

Исследователь Е. Ривина пишет, что нужно учить детей, так как дошкольный возраст, искренне уважают государственный герб, флаг, гимн.

Понятие патриотизма включает в себя когнитивные, эмоциональные, поведенческие компоненты, которые реализуются в сфере общества и природы.

Более того, для дошкольников ведущим компонентом является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент обеспечивает содержание, а поведенческий компонент выполняет контрольно-диагностическую функцию.

Таким образом, подводя итоги этого пункта, мы заключаем:

1. Проанализировано состояние проблемы формирования патриотических чувств у дошкольников в педагогических и психологических исследованиях, уточнено понятие «патриотические чувства».

2. Под патриотическими чувствами мы понимаем (Е.К.Суслова) эмоционально окрашенное отношение к нашему Отечеству, которое имеет практическую направленность и выступает внутренним стимулом для человеческой деятельности, касающейся высших духовных ценностей.

Патриотические чувства у дошкольников не возникают сами по себе. Это является результатом долгосрочного целенаправленного образовательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, которое формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.


 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: