Педагогические условия формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

В предыдущих параграфах мы рассмотрели и проанализировали понятие «патриотические чувства», его структурные компоненты и психолого-педагогические особенности их формирования у старших дошкольников. Исходя из этого, мы предположили, что при определенных педагогических условиях процесс формирования патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста будет более эффективным. В этом разделе мы рассмотрим


 

Желательно раскрыть условия, которые мы выбрали на теоретическом уровне, на основе анализа психолого-педагогической литературы.

Чтобы определить педагогические условия, обратимся к понятию «условие».

В литературе по философии условие:

- среда, в которой он находится и без которого не может существовать объект или явление; среда, в которой что-то происходит, требования, из которых следует исходить.

Методологи в условиях понимают совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т. Д.), Необходимых для возникновения, существования, изменения любого объекта [23].

В педагогических исследованиях под педагогическими условиями, способствующими эффективному формированию патриотических чувств, понимается совокупность мер, обеспечивающих достижение детьми необходимого уровня их формирования (Е.В. Коробова).

Существует несколько подходов к определению понятия.

«Педагогические условия» направлены на решение проблем, возникающих при реализации целостного педагогического процесса. В связи с этим считаем необходимым провести детальный анализ концепции

«Педагогические условия», которые рассматриваются известными учеными и интерпретируются в различных аспектах.

1) В И. Андреев определяет педагогические условия как совокупность мер, включающих содержание, методы, организационные формы обучения и воспитания [1].

2) И И. Девять рассматривает понятие как комплекс объективных возможностей, содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [2].

3) Н.М. Яковлева включает в понятие комплекс объективных возможностей педагогического процесса [3].


 

4) Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева связывают педагогические условия с построением педагогической системы, в которой они выступают компонентом педагогической системы, что отражается в следующем сочетании: а) внутренних элементов, обеспечивающих развитие личностного аспекта субъекты образовательного процесса; б) внешние, способствующие реализации процедурного аспекта системы элементов, обеспечивающих ее эффективное функционирование и дальнейшее развитие, то есть компоненты педагогической системы, которыми являются содержание, организационные формы, учебные пособия и характер отношения между учителем и учениками [4].

5) Для исследователей Б. В. Куприянова и С. А. Дыни педагогические условия представляют собой систематическую работу по выяснению закономерностей как устойчивых звеньев образовательного процесса. Эта работа должна предоставить возможность контролировать результаты научно-педагогических исследований, в то время как ученые указывают на необходимость компетентности в педагогических условиях, которая должна быть проверена в рамках гипотезы одного исследования [5].

В соответствии с гипотезой нашего исследования, эффективность формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста обеспечивается выполнением следующих педагогических условий:

­ партнерство между дошкольной образовательной организацией и семьей было организовано на основе принципа учета этнокультурных особенностей семейного воспитания детей;

­ создал развивающую предметно-пространственную среду, обогащенную педагогическими средствами патриотического воспитания детей;

­ привлечение родителей (законных представителей) и детей к досуговой деятельности дошкольного учреждения как основа обучения


 

чувство долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и социальной активности.

Следуя логике нашего исследования, мы обратимся в этом разделе к анализу педагогических условий формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Рассмотрим более подробно каждое из перечисленных условий. Первое условие, которое мы определили в ходе изучения философской, психолого-педагогической, методической литературы, а также постановочного эксперимента, было определено следующим образом: партнерское взаимодействие между дошкольной образовательной организацией и семьей было организовано по принципу принятия Учет этнокультурных особенностей семейного воспитания детей.

«Взаимодействие» - это совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественная и эффективно организованная взаимная коммуникация, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем [32].

Оказание психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в развитии и воспитании, охране и укреплении здоровья детей является одной из основных задач федеральных государственных образовательных стандартов. Эти задачи по-новому определяют работу Детского сада с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей - до формирования компетентного родителя и осознанного воспитания - составляющих успешной социализации ребенка. Целью взаимодействия является установление партнерских позиций учителей и родителей, привлечение родителей к активной жизни DOE.

Компетентностный подход позволяет реализовать скрытый образовательный потенциал семьи путем вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольного образования. Важно, чтобы родители действовали как полноправные участники этого процесса. Главный


 

установка этого подхода может быть выражена в виде формулы: активность + осведомленность + независимость. Эти параметры представляют новый уровень отношений между родителями и учителями, и они характеризуются преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции.

Семья имеет руководящую силу и является образцом для подражания. Она играет огромную роль в формировании личности ребенка. Это первая команда, которая дает ребенку понимание ценностей и жизненных целей. Семья изучает правила, регулирующие его поведение, приобретает практические навыки во взаимоотношениях с людьми [12].

По нашему мнению, этнокультурный подход к воспитанию и социализации учащихся в общеобразовательных учреждениях представляет собой педагогическую стратегию, которая представляет собой сочетание принципов этнокультурализма, охраны природы, культурного творчества, диалога культур, толерантности, реализуемых в образовательном процессе и обеспечение развития школьника как гражданина на основе развития этнических культур страны, представителя этноса и мира, готового к успешной деятельности в этнокультурной и мультикультурной среде.

Семья является социальным институтом воспитания, она осуществляет преемственность поколений, социализацию детей, что включает передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Семья всегда была и остается необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей ребенку.

Остановимся подробнее на втором педагогическом условии, обеспечивающем процесс формирования патриотических чувств - создании пространственной среды, обогащенной педагогическими средствами патриотического воспитания дошкольников.


Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения является наиболее актуальным на сегодняшний день, поскольку важным развивающим критерием деятельности дошкольной организации по ГЭФ является созданная развивающая предметно-пространственная среда.

В связи с этим целью нашей работы является формирование патриотических чувств у дошкольников путем создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Концепция развития предметно-пространственной среды представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, которая функционально моделирует содержание его духовного и физического развития.

ФГОС ДО направлен на решение проблем (на современном этапе дошкольного образования перед педагогами стоит довольно сложная задача: не отклоняться от содержания образовательной программы МЭ по реализации комплексного тематического планирования в соответствии с ФГОС):

- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- Формирование личности и культуры детей, развитие физических, интеллектуальных, эстетических, нравственных, социальных качеств, самостоятельности, ответственности детей;

- Объединение воспитания и обучения в единый образовательный процесс, основанный на духовных и социокультурных ценностях, нормах и правилах поведения, принятых в обществе

- Создание условий, благоприятных для развития способностей и творческого потенциала дошкольников, которые соответствуют индивидуальным, возрастным особенностям и наклонностям каждого ребенка.


 

Разделы, включенные в патриотическое воспитание: семья, детский сад, родная улица, район, родной город, страна, его столица, символы, права и обязанности [19].

Для осуществления работ по формированию патриотических чувств необходимо создание развивающей среды учителями.

Среда развития в группах может включать в себя следующие материалы: альбомы («Моя семья», «Мой любимый город»), создание семейного древа, плана города и карты, уголок патриотического воспитания, краеведческий центр, мини-музеи («Русская Изба», «Во что играли наши бабушки»), игровая библиотека игр разных народов России, Углы изобразительного искусства, театральные уголки, уголок муммеров, библиотека, в которой расположены сказки народов России. музыкальный уголок, экологический уголок, спортивный уголок, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры (атрибуты к ним).

Правильная организация среды в группах DOU позволяет детям найти занятие, которое им нравится, поверить в свои способности, найти информацию о своей родине, стране, людях, народных традициях России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, распознавать и оценивать свои действия и чувства.

При создании объектно-игровой среды должны соблюдаться гигиенические, педагогические и эстетические требования: достаточное освещение, целесообразность размещения и доступности экспонатов, научный характер и достоверность материала, предоставляемого в соответствии с возрастными характеристиками детей, эстетика, красочность и привлекательность [23].

В качестве третьего важного условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста мы выдвигаем следующий тезис - участие родителей (законных представителей) и детей в досуговой деятельности ДОО как основы


воспитание чувства долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и социальной активности.

ГЭФ перед основной задачей является развитие целостной личности ребенка. Это предполагает необходимость помочь дошкольникам формировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. Культурные и развлекательные мероприятия способствуют проникновению ребенка в культуру посредством творчества «18».

С.А. внес значительный вклад в педагогическое исследование, уточнив определение понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование. Шмаков М.Г. Бушканец, Б.А. Титов, В.А. Воловик, И.А. Новикова, В.Я. Суртаев, Е.В. Соколов, А.Ф. Воловик и др.

Исследователи понимают «досуг» как возможность, которая предоставляется человеку для участия в различных мероприятиях в свободное время, чтобы удовлетворить свои потребности и интересы. В их работах указано, что досуг является фактором погружения человека в культуру, самореализации, самовыражения, самосовершенствования, способом использования свободного времени в средствах активного отдыха и развития личности.

Досуговая деятельность - сознательная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании своей личности и мира, реализация которых происходит в условиях свободного времени от работы.

Праздники в детстве оставляют яркий след в душе ребенка. Они не только позволяют ребенку веселиться, но и развивают способность жить в команде, создают накопленный опыт в социальном поведении.

Эффективных результатов в воспитании и воспитании детей можно достичь только в сотрудничестве с семьей. Семья играет важную роль в жизни ребенка, поэтому важно вовлекать родителей в культурные и развлекательные мероприятия дошкольной организации. Поэтому есть


 

необходимость ставить перед собой конкретные цели: знакомство родителей с процессом духовного, нравственно-патриотического воспитания детей в семье и детском саду, организация досуга детей и родителей, воспитание морально, физически и психически здоровых и хорошо подготовленных детей к школа. [54]

На основании работ М.В. Колесникова можно уточнить понятие социальной активности - это сложное условие и в то же время свойство человека осуществлять сознательную, напряженную, самостоятельную внутреннюю (психическую) и внешнюю (практическую) деятельность направлены на преобразование себя и общества в соответствии с задачами общественного развития.

Термин «коллектив» происходит от латинского коллектива - коллектив. Это социальная группа, объединенная на основе социально значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности [5]. Российская педагогическая энциклопедия дает свое определение. Коллектив - это социальная общность людей, которых объединяет социально значимая цель, общие ценностные ориентации, общение и совместная деятельность «13».

Взаимодействие DOE и семьи позволяет сочетать педагогическое воздействие на ребенка. Необходимо добиться увеличения числа родителей, принимающих участие в совместных культурно-досуговых мероприятиях. Утренник должен быть насыщен совместной деятельностью, в которой участвуют и ученики, и родители, и родственники. Необходимо провести общий праздник, в котором радостное настроение как детей, так и родителей заключается в том, что они поют, танцуют, играют вместе и не демонстрируют успехи детей.

Кроме того, зона психологического комфорта создается в результате участия родителей вместе со своими детьми в творческих проектах. Это помогает раскрыть духовный и творческий потенциал ребенка,


 

дает ему реальную возможность осознать и адаптироваться в социальной среде. В результате проявления творческой активности детей вместе со своими родителями им предлагается заниматься творческим сотрудничеством, устранять отчужденность, вселять уверенность [30].

Развитие и воспитание детей, их вовлечение в культурно-досуговую деятельность образовательной организации - это развитие творческого потенциала дошкольника, возможность проявления индивидуальности каждого ребенка [43].

Подводя итог этому абзацу, можно сделать следующие выводы:

1. По следам Н.В. Ипполитовой, М.В. Зверева, А.Я. Девять, В.И. Андреев и другие под педагогическими условиями понимают комплекс объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, направленных на решение исследовательских задач.

2. Нами установлены и раскрыты следующие педагогические условия, способствующие эффективному формированию патриотических чувств у старших дошкольников: организация партнерского взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей на основе принципа учета этнокультурных особенностей семейного воспитания. детей; создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащенной педагогическими средствами патриотического воспитания детей; участие родителей (законных представителей) и детей в досуговой деятельности по уходу за детьми младшего возраста как основа для воспитания чувства долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и социальной активности.

3. Мы предполагаем, что совокупность выявленных нами условий должна быть оправдана, поскольку случайные условия не будут способствовать формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, а в других случаях могут даже предотвратить это.


 

Это предположение подтверждается во второй главе.                                                                             из нашего исследовательская работа.











Выводы по главе I

В работах Т. Н. Дороновой четко прослеживается идея формирования патриотических чувств, но понятие «формирование патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаева формирование патриотических чувств рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, О.И. Князев, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Джи. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и др. Подчеркивают важность ознакомления детей с культурным наследием народа. Исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликов предлагают одно из решений проблемы формирования патриотических чувств у дошкольников через познание родины-России.

Решая первую задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и пришли к выводу, что формирование патриотических чувств - это взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, направленное на выявление и развитие у ребенка позитивных нравственных качеств личности, знакомя их с национальной культурой и природой родного края, уважением и любовью к родному городу, его истории, родному языку, его национальности, традициям и обычаям других народов.

Решая вторую проблему, мы проанализировали психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Мы сделали следующие выводы: доверчивость, стремление к подражанию, внушаемость и авторитет учителей создают благоприятные условия для формирования патриотических чувств у старших дошкольников. Этот процесс должен основываться на познавательной стороне ребенка, его памяти, воображении.


 

Познавательный материал должен вызывать интерес у ребенка и быть понятным.

В третьем параграфе мы раскрыли и теоретически обосновали педагогические условия выдвинутой нами гипотезы. Обобщая понятия и следуя Н.В. Ипполитовой, М.В. Зверева, А.Я. Наин, В.И. Андреев, под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, направленных на решение исследовательских задач. В результате анализа психолого-педагогической литературы мы предположили, что возможно, что формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если будут созданы следующие условия:

· партнерство между дошкольной образовательной организацией и семьей было организовано на основе принципа учета этнокультурных особенностей семейного воспитания детей;

· создал развивающую предметно-пространственную среду, обогащенную педагогическими средствами патриотического воспитания детей;

· вовлечение родителей (законных представителей) и детей в досуговую деятельность ПОО как основание для воспитания чувства долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и социальной активности.

Таким образом, изучив теоретические аспекты проблемы формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, мы можем перейти ко второй части нашей работы, выявив критерии гипотез и испытав их на практике.


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: