Критериально-уровневая шкала для формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

критерий

Уровни

Низкий достаточно высокий
познавательный работает с у ребенка ограничено ребенок обладает
  морально- круг существенный
  патриотический художественный Багаж
  не впечатления художественный
  войти в круг относится к впечатления
  интересы ребенка изображений - относится к
  Изобразительное искусство носители изображений

 

  впечатления в этой области фрагментированы, поверхностны или вообще отсутствуют; ребенок не проявляет интереса к деятельность полиарта как способ выражения моральных чувств; морально-патриотические ценности; проявление любопытство и положительная эмоциональная реакция на произведения искусства с морально-патриотическими вопросами в сочетании с недостаточным инициативность и эмоциональное участие в выражении чувств и собственной позиции в полиарт деятельности; классическое искусство (музыкальное, изобразительное, литературное и поэтическое) и народное творчество, воплощающее моральные и патриотические ценности;
Эмоционально-мотивационный критерий в проблемных игровых ситуациях переключается на собственные занятия дела; не участвует в дискуссиях, связанных с семья традиции; не знает названия и содержание национальных и государственных каникулы разработка ценностно-смыслового контента произведения искусства происходят с помощью подсказок и наводящих вопросов учителя; в проблемных игровых ситуациях ребенок действует по подсказке или подражанию; инертный неопределенность (или, наоборот, прямолинейность) в суждениях о традиции вашей семьи; сложно объяснить содержание национальных и государственных праздников; проявляет интерес, эмоциональную отзывчивость к изображениям работает с морально-патриотическими проблемами; демонстрирует способность соотносить смысловое содержание произведений с личным опытом; способен выражать свои чувства в восприятии образов и визуализировать свою позицию в полиарт деятельности; рассказывает историю и традиции

 

      семья, родство, национальная и праздничные дни;
Эффективно практический критерий не стремится участвовать в коллективе деятельность по подготовке мероприятий в центре дошкольного воспитания, показывает эмоциональную изоляцию, пассивность, безответственность. старается в подготовке деятельности DOE, но не проявляет творческую инициативу принимает активное участие в деятельности DOE.

 

Обратимся к описанию констатирующего этапа экспериментальной работы. Целью данного этапа было определение исходного уровня формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Пилотная работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко» в Снежинске. Для работы были выбраны две группы: контрольная (CG) и экспериментальная (EG) в количестве 15 человек из каждой группы и 10 воспитателей детских садов. Первая группа была сформирована для проверки первого педагогического условия, вторая группа для выполнения трех условий одновременно.

Таким образом, нами обозначено первое направление констатирующего этапа, связанное с изучением уровня развития когнитивных навыков. Для определения уровня формирования этих навыков использовались беседы «Наш город Снежинск», «Моя семья», беседа «Что такое Родина» по методике А.А. Ветохина, З.С. Дмитренко. (Приложение 4)

Наши результаты показывают, что значительная часть детей (30%) не имеют когнитивных навыков, в то время как


 

Трудность в том, что некоторые дети путают страну и регион. В то же время дети с достаточным уровнем развития навыков составляют 53,5%, что говорит о том, что эта часть детей способна слушать и выражать мысли в соответствии с их возрастом. В таблице. На рисунке 4 приведены данные нулевого разреза по критерию - когнитивные навыки.

В таблице. На рисунке 4 приведены данные нулевого разреза по критерию - когнитивные навыки.

Таблица 4 Результаты исследования уровня развития когнитивных навыков у

экспериментальная и контрольная группы

 

группа

Уровни

Низкий (%) Достаточно (%) Высокий (%)
НАПРИМЕР 27 53 20
КГ 33 54 13

 

Представим эти результаты по «когнитивному» критерию на уточняющей стадии экспериментальной работы (нулевой разрез) на рис. 1.

 

Рисунок 1 - Результаты критериев исследования нулевого разреза

"Когнитивные навыки"

Второе направление констатирующего этапа экспериментальной работы было связано с изучением уровня эмоционально-мотивационных навыков у детей старшего дошкольного возраста.


 

возраст. Уровень формирования этих навыков определяется нами с помощью диагностического разговора «Обычаи, традиции и повседневная жизнь».

Анализ результатов показывает, что значительная часть детей (23,5%) имеет низкий уровень развития важных навыков, таких как проявление эмоциональной отзывчивости на образы произведений с морально-патриотической проблемой. В таблице. 5 и на рис. 2 представлены сравнительные данные нулевого среза по критерию

– эмоциональные мотивационные навыки

Таблица 5 Результаты исследования уровня формирования эмоционального

мотивационные навыки в экспериментальной и контрольной группах

 

группа

Уровни

Низкий (%) Достаточно (%) Высокий (%)
НАПРИМЕР 20 60 20
КГ 27 53 20

 

 

Рисунок 2 - Результаты нулевого исследования эмоционально-мотивационных навыков у детей дошкольного возраста

Третье направление констатирующего этапа экспериментальной работы было связано с изучением уровня развития эффективных практических навыков у детей старшей дошкольной группы. Для этого использовалась педагогическая ситуация «Незавершенные истории».

Совокупность результатов использованных методов показала, что показатели критерия «эффективные практические навыки» на низком уровне


 

около 47% детей, что более сформировано в отличие от других критериев. В таблице 6 и на рис. На фиг.3 представлены данные нулевого среза, отражающие уровень формирования патриотических чувств у старших дошкольников по критерию «эффективные практические навыки».

Таблица 6 Результаты исследования уровня формирования практического и практического

навыки в экспериментальной и контрольной группах

 

группа

Уровни

Низкий (%) Достаточно (%) Высокий (%)
НАПРИМЕР 47 40 13
КГ 40 53 7

 

 

Рисунок 3 - Результаты нулевого разреза исследования                                                   

«Практическое и практическое» у детей дошкольного возраста

 

Для дальнейшей экспериментальной работы и возможности обобщения данных, полученных в соответствии с уровнями формирования патриотических чувств, которые мы выделили у старших дошкольников, мы назначаем следующие обозначения: низкий - I, достаточный - II, высокий - III. Чтобы определить границы уровня, мы будем использовать среднее арифметическое значение. Полученные данные представлены в таблицах 7 и 8, где отражается общий уровень формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.


 

Таблица 7

 

Оценка уровня формирования патриотических чувств на констатирующей стадии у детей экспериментальной группы

 

№ п / п

Фамилия,     имя ребенок

Оценка развития

патриотические чувства

Уровень развития патриотического

чувства

1 критерий 2 критерия 3 критерия
1. Дарина с. II III II II
2. Артём С. II II я II
3. Полин М. II II я II
4. Матвей Б. III II II II
5. Даша м. II я я я
6. Андрей З. я II я я
7. Вероника З. III я II II
8. Слава К. II II III II
девять. Степан А. II III я II
10. Илья Р. III III II III
11. Полин П. я II я я
12. Лера М. я я я я
13 Барбара Г. я II II II
четырнадцать. Глеб С. II II III II
15. Тимоти В. II II II II

Таблица 8 Оценка уровня формирования патриотических чувств на

констатирующая стадия у детей контрольной группы

 

№ п / п

Фамилия,     имя ребенок

Уровень образования                                    развитие патриотические чувства

Уровень развития патриотических чувств

1 критерий 2 критерия 3 критерия
1. Дарина с. я я я я
2. Артём С. II III II II
3. Полин М. II II III II
4. Матвей Б. я II я я
5. Даша м. я II II II
6. Андрей З. III я я II
7. Вероника З. II II II II
8. Слава К. II II II II
девять. Степан А. II я я я
10. Илья Р. я я II я
11. Полин П. II II II II
12. Лера М. II III я II
13. Барбара Г. III III II III
четырнадцать. Глеб С. II я я я
15. Тимоти В. я II II II

 

 

Основываясь на изучении знаний и представлений старших дошкольников об их родном городе, семье, его традициях и культуре, мы можем сделать вывод, что у старших дошкольников есть знания, что указывает на возможность усвоения ими определенного объема знаний по публичным темам. Но некоторым детям сложно ответить, их знания поверхностны. Это можно объяснить тем, что родители и учителя неправильно организуют процесс знакомства детей с родной землей и используют неправильные методы, чтобы вызвать к ней интерес.

В целом, у детей средний уровень формирования представлений о своем родном городе, семье, народе, традициях и культуре.

Основываясь на результатах, можно отметить, что большинство дошкольников имеют эпизодический, ситуативный интерес к своему родному городу, своему народу, своим традициям и культуре. Поэтому для эффективного формирования устойчивого интереса к родному городу и формирования патриотических чувств необходимо составить программу, комплексный тематический план, разработать проекты и цикл занятий.

Для того, чтобы работа по формированию патриотических чувств была эффективной, в группе старших дошкольников есть уголок природы и краеведения, который наполнен природными материалами, которые дети собирали во время экскурсий, и наглядными материалами: альбомы с фотографиями. В углу краеведческой истории находятся фотографии Президента Российской Федерации, а также гербы и флаги России и города Снежинск.

Для учителей мы провели анкетирование на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников».

На основании ответов на вопросы мы выяснили:

1- Вопрос: 100% педагогов считают насущной проблему формирования патриотических чувств дошкольников и их ознакомления


 

дети с культурно-историческим наследием родного города, области, страны.

2- Вопрос №: 100% учителей работают только по образовательной программе детского сада, составленной на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Педагоги считают, что задачи патриотического воспитания в образовательной программе детского сада «Солнышко» не уточняются, а раскрываются в разных лексических темах воспитательной деятельности.

3- Вопрос первый: 100% учителей придерживаются всех трех ответов (A, B, C). У всех педагогов нет другого мнения.

4- Вопрос первый: 100% придерживаются ответа А, потому что у дошкольников формируются только основные патриотические чувства детей - закладывается фундамент: любовь и уважение к окружающей среде: дом, улица, деревня, республика, страна.

5- Вопрос №: 60% считают, что основным направлением в решении задач формирования патриотических чувств у детей является совместная деятельность учителей, родителей и детей (придерживаюсь всех ответов А, В, С). 30% считают, что наиболее важной задачей является подготовка учителей, потому что сами учителя должны сначала знать, что и как учить детей, как работать с родителями. 10% учителей считают, что основное внимание уделяется работе с родителями, потому что родители являются первыми учителями.

6- Вопрос номер: 100% учителей считают занятия, игровые занятия, экскурсии, чтение художественной литературы наиболее эффективной деятельностью по формированию патриотических чувств.

В процессе опроса (Приложение 2) были выявлены проблемы учителей в выявлении патриотических чувств детей:


 

1. Каждый учитель имеет достаточно знаний о своем родном городе, но в то же время 50% считают необходимым изучать и изучать историю своего родного города.

2. Каждый учитель отметил трудности:

- организация экскурсий (для 80% учителей, так как в городе нет театра и т. д.);

- недостаточное обеспечение наглядными пособиями (для 70% учителей).

3. При формировании нравственных чувств по отношению к Родине важно, какие методы использует учитель при проведении занятий с детьми. Таким образом, методы, которые использовались педагогом для информирования детей о социальных явлениях, о их родном городе, о природе их родной земли и традициях, были опрошены: чтение художественной литературы (32%); просмотр картин, иллюстраций к книгам (23%); история учителя (22%); использование музыки (10%); аппаратное обеспечение (просмотр видео, слайд-шоу) 10%; занятия, связанные с визуальной и конструктивной деятельностью детей (10%); занятия с целью наблюдения за детьми за явлениями и событиями, происходящими в общественной жизни города, области (13,3%).

Именно эти средства больше всего влияют на эмоциональную сферу ребенка, наименее используются педагогами в классе.

Подводя итоги анкетирования, видно, что существуют определенные трудности при выполнении работ по формированию патриотических чувств у детей.

Учителя более компетентны в практических методах патриотического воспитания. Преимущество детского сада в том, что город расположен в живописном месте.

Успех в проведении занятий по формированию патриотических чувств во многом зависит от методических приемов, которые используются


 

учитель. В ходе визита мы определили следующие методы обучения, используемые учителем: игры, головоломки, пословицы, дети пишут рассказы, ответы на вопросы педагога.

Основным методическим приемом, используемым учителями, являются вопросы. Наиболее типичной является формулировка, требующая однозначных ответов от детей («Вам понравился рассказ?» И т. Д.) Или высказывание («Что вы видите на картинке?»). Только 11% вопросов были проблемными («Как вы думаете, почему на рисунке изображен город, а не деревня?»). Учителя в 29% классов использовали игровые приемы.

При проверке планов работы учителей были выявлены такие недостатки в планировании и проведении занятий, как:

- единообразие методов, используемых для обучения детей (рассказ учителя с целью передачи знаний, беседы);

— редкое использование при проведении занятий, сбор детьми рассказов из личного опыта с использованием своих рисунков на темы: «Дом, в котором я живу», «Мой город», «Моя семья»; разговоры «Почему так названа улица города?»;

— не запланированы тематические вечера с приглашением родственников ветеранов войны;

— словарный запас работы с детьми не разглашается (активация и обогащение, словарный запас);

— большое ограничение на количество продуктивных классов (рисование, моделирование, приложение, дизайн), которые связаны с этой темой;

— плохо отражены предварительная и последующая работа по закреплению знаний детей, а также совместная работа с семьей в этом вопросе.

Все это уменьшает потенциальные возможности обучения для ознакомления с родиной и решения задач патриотического воспитания детей.


 

При опросе родителей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников» (Приложение 2) выяснилось:

— 100% родителей считают проблему патриотического воспитания актуальной в наше время; 80% родителей считают, что необходимо знакомить старших дошкольников с культурным и историческим наследием своего города, региона, культурой и традициями своего народа; 40% самих родителей не имеют достаточных знаний о своем родном городе, регионе. Многие из них не знают, как познакомить детей с городом, регионом, что им сказать. Это включает в себя молодых родителей.

В большинстве случаев родители затруднялись ответить, поставили тире, у некоторых возникло недопонимание термина

"Патриотическое воспитание".

Поэтому педагоги несут большую ответственность за то, чтобы помочь родителям познакомить детей с культурным и историческим наследием их родного города, региона и сформировать чувство любви к своей семье, родной земле, природе и традициям своего народа. Эта работа должна состоять из консультирования родителей, ознакомления их с материалами по этой теме, приглашения их на открытые занятия, проведения совместных экскурсий, прогулок по их родному городу.

Для оценки развивающейся предметно-пространственной среды мы на основе критериальной шкалы Л.М. Фридмана разработали шкалу для оценки этого педагогического состояния, представленную в Приложении 6. Анализ проводится по трем критериям, каждый из которых имеет свои компоненты - они оцениваются в баллах (1 - не реализовано, 3 - выполнено частично, 5 - полностью выполнено). Сумма баллов, полученных для всех подкритериев, делится на их количество, т. Е. В первом случае - на 7, а в остальных - на 5. Средний балл позволяет судить, благоприятствует ли эта предметно-развивающая среда формированию патриотических чувств в старшие дошкольники


 

возраст. По данной методике результаты оцениваются на следующих уровнях: высокий уровень (результат находится в диапазоне 3,5 <X <5) - предметно-развивающая среда полностью реализуется и способствует формированию патриотических чувств ребенка; средний уровень (2,5 <X <3,5) - реализован частично, были сделаны только незначительные неточности, которые не повлияли на общее состояние индикатора; низкий уровень (X <2,5) - предметно-развивающая среда не реализована должным образом, требования, содержащиеся в формулировке индикатора, не выполняются полностью, время от времени или формально.

Проанализировав развивающуюся предметно-пространственную среду, мы сделали вывод по каждому из выбранных критериев в отдельности, рассчитав средний балл по каждому критерию. Обогащение и функциональность предметной среды (2,4 и 1,9 балла соответственно) находятся на низком уровне, а педагогическая целесообразность (3 балла) соответствует среднему уровню. Таким образом, в результате этого общий уровень формирования развивающейся предметно-пространственной среды в группе по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста является низким.

Таким образом, возникает необходимость в разработке и реализации педагогических условий, которые мы определили в системе дошкольных образовательных учреждений.

Подведем итоги работы, проделанной на констатирующей стадии экспериментальной работы:

1. Основной целью экспериментальной работы было проверить гипотезу, выдвинутую в исследовании. Гипотеза была проверена при реализации педагогических условий на базе МБДОУ д / с № 24 г. Снежинска.

2. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: установочный, формирующий, контрольный. Цель изложения


 

Этапом было изучение начального уровня формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

3. Результаты констатирующей стадии эксперимента показали недостаточный уровень патриотических чувств у старших дошкольников, что обусловливает необходимость совершенствования этих навыков. Выяснилось, что в обследованных группах около 17% детей с низким уровнем развития, 63% с достаточным и 20% с высоким.

4. Для повышения уровня формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходимо введение комплекса педагогических условий, указанных в нашей гипотезе. Основные направления работ, проводимых на этапе формирования эксперимента, будут представлены в п. 2.2. эта учеба.

 


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: