1. Что, на ваш взгляд, «патриотическое воспитание»?
2. По вашему мнению, возможно ли сформировать патриотические чувства в детском саду?
3. Какова, на ваш взгляд, основная цель формирования патриотических чувств у дошкольников?
4. Кто, по вашему мнению, несет главную ответственность за формирование патриотических чувств у детей - учителя или родители?
5. По вашему мнению, нужно ли детям дошкольного возраста знакомить с символами государства, традициями и памятными датами?
6. На ваш взгляд, является ли тема ознакомления с генеалогическим древом в современном обществе? У вашей семьи есть традиции?
Приложение 3
Метод А.А. Ветохина, З.С. Дмитренко для определения уровня
формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Способ 1
Разговор на тему "Наш город Снежинск"
1. Как называется страна, в которой вы живете?
2. В каком городе вы живете?
3. Как называется улица, на которой расположен ваш детский сад?
4. На какой улице вы живете?
|
|
5. Какие еще улицы Снежинска вы знаете?
6. Какие достопримечательности вы знаете в Снежинске?
7. Какие заведения вы знаете в городе?
8. Какие реки и памятники вы знаете?
Способ 2
Разговор на тему «Моя семья»
Цель: идентификация знаний о вашей фамилии, именах родителей, родственников, знании семейных связей, хобби вашей семьи.
Методы: разговор, запись ответов детей, рисунок на тему «Моя семья»
1. Как вы понимаете, что такое семья?
2. У тебя большая семья?
3. С кем ты живешь?
4. У тебя есть бабушка и дедушка?
5. Как зовут твоих родителей?
6. Кто ты в семье?
7. Собираетесь ли вы семьей вместе?
8. Что ты делаешь все вместе?
9. Куда тебе нравится идти с мамой?
10. Твои друзья приходят к тебе в гости, что ты делаешь?
11. Какие каникулы у вас дома?
12. Какой отдых тебе нравится больше всего?
13. Почему он тебе нравится?
14. У вашей семьи есть традиции? Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок называет свою фамилию, имена всех родственников, родственные связи, увлечения
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не называет всех родственников, запутывается в отношениях. Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не знает имени, родственников.
Способ 3
Разговор на тему «Обычаи, традиции и быт».
Цель: выявить уровень представления детей о жизни и образе жизни россиян.
1. Название пословицы о труде.
2. Скажите, что в доме.
3. Рассказать, что они делали (основное занятие русского народа).
Критерии диагностического обследования.
Высокий уровень - 3 балла: устойчивый интерес к историко-этнографическим знаниям; формирование представлений о повседневной жизни, основных профессиях (посуда, одежда, особенно труд, национальная кухня, традиции, обычаи)
|
|
Средний уровень - 2 балла: он знает названия некоторых предметов домашнего обихода, но мало знает об образе жизни, он может ответить с помощью репетитора.
Низкий уровень - 1 балл: не проявляет интереса к знаниям историко-этнографического характера; Представления о жизни основных профессий тувинского народа не сформированы.
Методология 4. Беседа "Что такое Родина?"
Цель - выявить формирование патриотических представлений у дошкольников.
1. Что такое родина?
2. Как называется регион и город, в котором вы живете?
3. От кого и от чего защищается наша Родина?
Критерии оценки уровня формирования патриотических представлений среди дошкольников.
Высокий уровень - 3 балла: ребенок отвечает на вопрос полностью и разумно. Знает некоторые сведения об истории города и страны.
Средний уровень - 2 балла: ребенок отвечает на вопрос с помощью вопросов от воспитателя. Трудно обосновать ответы. Требуется дополнительное объяснение учителя.
Низкий уровень - 1 балл: ребенок не отвечает на вопрос даже с помощью вопросов учителя. Эмоциональный ответ на обсуждаемую тему слабо выражен. Ребенок пассивен в обсуждении.
Методология 5. Педагогическая ситуация «Незавершенные истории»
Цель: выявить уровень осознания и мотивации детьми нравственных норм, необходимых для формирования основ патриотизма у старших дошкольников.
Исследование проводится индивидуально.
Инструкция: «Я расскажу тебе истории, а ты закончишь их»
1. Дети построили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. Учитель подошел к детям и сказал: «Теперь мы поужинаем. Пришло время положить кубики в коробки. Попроси Олю помочь тебе. Тогда Ольга ответила... Что Ольга ответила? Почему?
2. Катя подарила ей красивую куклу на день рождения мамы. Катя начала играть с ней. Тогда ее младшая сестра Вера подошла к ней и сказала; «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба нарисована красным карандашом, а Саша - зеленым. Внезапно карандаш Любина сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне закончить рисунок карандашом?» Саша ответил ей... Что Саша ответил? Почему?
Обработка данных. Они анализируют, как дети осознают моральные нормы. Соответственно предметы разбиты на 3 уровня осознания моральных норм.
За каждый ответ в ситуациях устанавливается определенное количество баллов, соответствующее уровню осведомленности ребенка о моральных нормах.
4 балла - очень высокий уровень. Ребенок называет моральную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует его оценку.
3 балла - высокий уровень. Ребенок называет моральную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
2 балла - средний уровень. Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее
или плохо), но оценка не мотивирует и не формулирует моральную норму.
1 балл - низкий. Ребенок не может оценить действия детей. Соответственно, общий балл за все задания также показывает уровень осведомленности ребенка о нравственных нормах.
12 баллов - очень высокий уровень осознания ребенком нравственных норм.
9 баллов - высокий уровень осознания ребенком нравственных норм. 6 баллов - средний уровень осознания нравственных норм ребенком. 3 балла - низкий уровень осознания ребенком нравственных норм.
Приложение 4