Установочная стадия экспериментальной работы показала низкий уровень патриотических чувств у детей старшего возраста.
дошкольный возраст. В результате этого экспериментальная работа была направлена на реализацию педагогических условий для формирования патриотических чувств у детей. Контрольно-обобщающий этап экспериментальной работы был направлен на уточнение и конкретизацию основных положений гипотезы, обобщение и формализацию результатов педагогического исследования.
Основные задачи контрольно-обобщающего этапа:
· выявление эффективности работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста;
· формулировка выводов квалификационного исследования.
Для определения эффективности реализации комплекса педагогических условий и выявления динамики уровня формирования патриотических чувств в ходе экспериментальной работы нами был проведен контрольный срез и получены данные, характеризующие уровень развития патриотических чувств в соответствии с по трем критериям: когнитивный, эмоционально-мотивационный и практический. Определение уровня формирования этих критериев на контрольном срезе проводилось на основе тех же диагностических инструментов, что и на этапе установления. В таблице. 14 и на рис. 5 представлены результаты контрольного среза по критерию когнитивных способностей детей в экспериментальной группе.
|
|
Таблица 9 Результаты контрольного среза для изучения уровня развития
патриотические чувства у детей дошкольного возраста
группа | Уровни | ||
Низкий (%) | Достаточно (%) | Высокий (%) | |
НАПРИМЕР | 7 | 53 | 40 |
КГ | 27 | 53 | 20 |
Рисунок 4 - Результаты исследования уровня развития патриотических чувств у старших дошкольников в опытной и контрольной группах на контрольной стадии
На основании полученных данных делается вывод о том, что выполненная работа оказала влияние на уровень формирования когнитивных навыков у детей старшей дошкольной группы. Это видно на рис. 5.
Глядя на рисунок, мы видим, что число детей с низким уровнем когнитивного развития уменьшилось на 20%, а число детей с высоким уровнем возросло на 20%. Это доказывает эффективность работы, проведенной на начальном этапе эксперимента.
Рисунок 5 - Сравнительный анализ эффективности педагогических условий для формирования патриотических чувств в опытной группе по критерию «когнитивные навыки».
Следуя логике исследования, необходимо проследить эффективность влияния проведенной работы по следующим критериям, таким как так как
|
|
«Эмоционально-мотивационные навыки». Результаты этого исследования мы представим в табл. 10 и рис. 6.
Таблица 10 Результаты изучения уровня формирования патриотических чувств в
критерий эмоционально-мотивационных навыков на этапе контроля
группа | Уровни | ||
Низкий (%) | Достаточно (%) | Высокий (%) | |
НАПРИМЕР | 13 | 47 | 40 |
КГ | 20 | 53 | 27 |
Рисунок 6 - Результаты исследования уровня формирования патриотических чувств по критерию «Эмоционально-мотивационные навыки»
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование патриотических чувств по этому критерию также усиливалось и улучшалось под влиянием педагогических условий, которые мы определили и осуществили. Для доказательства этого факта обратимся к рис. 8, на котором представлены сравнительные данные по рассматриваемому критерию.
Рисунок 7 - Сравнительный анализ по критерию «Эмоционально
мотивационные навыки»в системе формирования патриотических чувств у старших дошкольников
Исходя из полученных данных, мы видим, что эмоциональные и мотивационные навыки несколько снизились (на 7%), а высокий уровень возрос с 20% до 40%, что говорит о том, что, несмотря на трудности с низким уровнем развития детей, развитие патриотических чувств, все же общая часть детей прогрессировала.
Целесообразно рассмотреть последний критерий - эффективные практические навыки в системе формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Проведя контрольный этап экспериментальной исследовательской работы по указанному критерию, мы пришли к выводам, указанным в таблице 11 и отраженным на рисунке 8.
Таблица 11 Результаты по критерию «Эффективно практично» у детей старшего возраста
дошкольный возраст
группа | Уровни | ||
Низкий (%) | Достаточно (%) | Высокий (%) | |
НАПРИМЕР | 33 | 47 | 20 |
КГ | 33 | 54 | 13 |
Рисунок 8 - Результаты исследования уровня формирования патриотических чувств на контрольной стадии
В этом случае реализация комплекса педагогических условий оказала большое влияние на развитие эффективных и практических навыков у детей дошкольного возраста. Для более подробного и полного представления этого эффекта обратимся к рисунку 9, на котором они отражены в виде диаграммы.
Рисунок 9 - Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по критерию - эффективные практические навыки
Проанализировав данные, полученные по третьему критерию, мы получили изменения в количестве детей с низким уровнем формирования патриотических чувств с 47% до 33%, в то время как на достаточном и высоком уровне наблюдается тенденция к повышению уровня овладение навыками на 7% в обоих случаях.
Подводя итог вышесказанному, необходимо учитывать сравнительные данные об общем уровне образования
патриотические чувства у детей старшей экспериментальной группы. Для этого мы составим таблицу 12, где представим эффективность педагогических условий для формирования патриотических чувств в соответствии с уровнями формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, которым мы присвоили следующие обозначения: низкий - I достаточно - II, высокий - III.
Таблица 12 Оценка уровня эффективности педагогических условий для формирования
патриотические чувства на этапе контроля
№ п / п | Фамилия, имя ребенок | Оценка уровня развития патриотические чувства | Уровень развития патриотического чувства | ||
1 критерий | 2 критерия | 3 критерия | |||
1. | Дарина с. | III | III | II | III |
2. | Артём С. | II | II | II | II |
3. | Полин М. | II | II | я | II |
4. | Матвей Б. | III | III | II | III |
5. | Даша м. | II | II | II | II |
6. | Андрей З. | я | II | я | я |
7. | Вероника З. | III | я | II | II |
8. | Слава К. | III | II | III | III |
девять. | Степан А. | II | III | я | II |
10. | Илья Р. | III | III | III | III |
11. | Полин П. | II | я | я | я |
12. | Лера М. | II | II | я | II |
13 | Барбара Г. | II | III | II | II |
четырнадцать. | Глеб С. | II | II | III | II |
15. | Тимоти В. | III | III | II | III |
|
|
Чтобы проследить формирование патриотических чувств у старших дошкольников под влиянием педагогических условий, мы проведем сравнительный анализ и представим его на рисунке 10.
Рисунок 10 - Сравнительный анализ уровня развития
патриотические чувства у детей дошкольного возраста
На основании данных, приведенных на рисунке 10, мы отслеживаем положительную динамику формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста под влиянием педагогических условий. Прежде всего, количество детей с низким уровнем сократилось на 14%, в то же время количество детей снизилось на достаточный уровень на 12%, поскольку количество детей высокого уровня увеличилось с 7% до 23. %.
Чтобы подвести итоги работы родительского клуба, мы провели досуговое мероприятие «Мама, папа, я дружная семья», на котором мы провели повторную диагностику родителей, чтобы выявить уровень мастерства педагогической компетентности в формировании патриотических чувств у старших дошкольников. В результате этого мы обнаружили, что уровень знаний родителей заметно вырос (на 20%), они стали использовать рекомендации и знания, полученные на мероприятиях, стали больше интересоваться процессом формирования патриотических чувств у детей.
Проведя работу по улучшению развивающейся предметно-пространственной среды, мы также заметили тенденцию к улучшению условий формирования патриотических чувств у старших дошкольников. Эти результаты отражены в Приложении 6.
Аналогичным образом, как и на этапе установления эксперимента, мы рассматриваем среднее арифметическое значение каждого критерия. Так,
обогащение развивающей среды начало составлять 3,8 балла, в отличие от констатирующей стадии, где этот же критерий оказался на 1,4 балла меньше, что соответствует высокому уровню (3,5 <X <5). Суммируя по критерию «Функциональность предметной среды», мы получили 3,4 балла, а при нулевом срезе он составил 1,9 балла, тем самым этот критерий перешел на средний уровень (2,5 <X <3,5). Согласно педагогической целесообразности, среда увеличилась на 1,2 балла, оставаясь на высоком уровне. Обобщая полученные результаты, развивающаяся предметно-пространственная среда стала соответствовать высокому уровню.
|
|
Таким образом, в процессе экспериментальной работы мы выяснили, что реализация комплекса педагогических условий для формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста эффективна, в отличие от уровня развития, получаемого при реализации одного из условий,
На основании результатов исследования мы пришли к выводу:
1) Для подтверждения гипотезы исследования в ходе экспериментальной работы был проведен контрольный срез, который позволил определить динамику уровня формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста и выявить эффективность реализации выбранных педагогических условий;
2) Сравнительный анализ нулевой и контрольной секций показал, что в экспериментальной группе, где реализовывались педагогические условия, дети старшего дошкольного возраста в большинстве случаев достигли желаемого уровня формирования патриотических чувств по сравнению со сверстниками контрольной группы.,