Аналитико-синтетический метод доказательства заключается в том, что в процессе доказательства происходит последовательное преобразование то условия теоремы, то заключения.
Пример: доказательство теоремы: «Если диагонали четырехугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм».
Дано: ABCD – четырехугольник, В С
AB = CD, AD =BC.
Доказать: ABCD – параллелограмм.
А D
Доказательство:
Требуется доказать, что ВС‖ АД.
Для этого достаточно доказать, чтобы внутренние накрест лежащие углы ∟ВСО и ∟ОАD, образованные прямыми ВС и АD и секущей АС были равны.
А для того, чтобы доказать, что эти углы равны надо доказать равенство ∟ВОС и ∟DОА, и что интересующие нас углы лежат против соответственно равных сторон. В последнем убеждаешься из чертежа, так как ВО=ОD по условию.
|
|
Для того, чтобы ΔВОС и ΔDОА были равны достаточно доказать либо первый, либо второй, либо третий признак равенства треугольников. В данном случае нам удобнее доказать первый признак, т.к. ВО=ОD и СО=ОА по условию теоремы, а ∟ВОС = ∟DОА, как вертикальные.
Далее составляем схему проведенного анализа:
Чтобы доказать-------> | Надо доказать |
I. ВС || АD | II. ÐВСО=ÐОАD, как внутренние накрест лежащие, образованные прямыми ВС, АD и секущей АС |
II. ÐВСО=ÐОАD | III. ÐВОС=Ð DОА, и углы ВСО и ОАD лежат против равных сторон |
III. Δ ВОС= Δ DОА | IV. Равенство трех его элементов и определить признак равенства треугольников ОА=ОС – по условию ВО=ОD – по условию ÐАОД=ÐСОВ – вертикальные Δ ВОС= ΔDОА по I. признаку |
То II>III>IV), перебираясь, каждый раз от заключения к его основанию, происходит рассуждение по схеме: «чтобы доказать (I), надо доказать (II) и т.д.» [1]
Проще говоря, мы создаем некую цепь определенных действий и условий: каждое верхнее суждение есть необходимое условие для нижнего. После проведенного анализа нужно воссоединить все в одно целое, т.е. провести синтез. Предположим, что будет проводиться рассуждение справа налево (IV>III>II>I), нанизывая цепь достаточных условий от основания к заключению, и рассуждая так: «если IV, то III, если III, то II и т.д.»