Глава 2. Особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую 2 страница

Суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Постановлением от 13 октября 2015 г. по делу N А11-10283/2014 Арбитражного суда Волго-Вятского округа вынесенные ранее акты оставлены без изменения.

Суды установили и материалы дела подтверждают, что планируемые к строительству в границах полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения (М-7 "Волга") здания и сооружения не являются промышленными объектами, а относятся к объектам дорожного сервиса, понятие которых раскрывается в ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Комментируемая норма указывает в качестве критерия допустимости перевода кадастровую стоимость угодий.

По смыслу п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в единстве с положениями ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость земельного участка может быть определена как стоимость, установленная в результате государственной кадастровой оценки либо при реализации иных процедур по установлению кадастровой стоимости, в том числе - судебных.

Необходимо ясно осознавать, что кадастровая стоимость - это не цена (тем более рыночная), а только наиболее вероятная стоимость, основанная на экономических параметрах земельного участка в системе правового регулирования его оборота, которая используется в первую очередь для целей налогообложения. Это налоговая база по земельному налогу согласно п. 1 ст. 390 НК. Кроме того, она используется и для других целей, предусмотренных законодательством РФ, в частности:

- для определения размера арендной платы за земельный участок, который находится в публичной собственности (п. 5 ст. 65 ЗК);

- при установлении цены для продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 39.4, п. 12 ст. 39.11 ЗК).

Как видно из комментируемой нормы, кадастровая оценка используется и в качестве критерия, влияющего на оборотоспособность участка: превышение среднерайонной стоимости является препятствием по вовлечению участка в земли промышленности.

Основой для расчета кадастровой стоимости является рыночная или иная информация, которая связана с экономическими характеристиками использования земельного участка.

Как правило, хозяйствующие субъекты, землепользователи прикладывают усилия к снижению налоговой нагрузки, для чего необходимо снижение кадастровой стоимости земельного участка.

Оспорить кадастровую стоимость земельного участка можно в комиссии по рассмотрению споров или в суде, заявив требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Соответственно, заявлению такого требования должна предшествовать рыночная оценка стоимости земельного участка.

Судебное оспаривание кадастровой оценки осуществляется по правилам административного судопроизводства судом общей юрисдикции субъекта РФ в качестве суда первой инстанции.

С 1 января 2017 г. и до 1 января 2020 г. был установлен переходный период, в течение которого все субъекты РФ должны были перейти на определение кадастровой стоимости по новым правилам, в соответствии с положениями ч. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

Если кадастровая стоимость определена по старым правилам - в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", то и ее изменение должно производиться по правилам данного закона.

Одним из ключевых условий перевода является установление отсутствия иных вариантов размещения промышленных объектов.

 

Пример 1: глава крестьянского (фермерского) хозяйства К. обратился в Арбитражный суд Пермской области с заявлением к администрации Пермской области о признании незаконным отказа в переводе двух земельных участков площадью 28 977 кв. м и площадью 30 000 кв. м, расположенных по адресу: Пермский край, Пермский район, п/а Юго-Камский, с местоположением относительно ориентира р/п Юго-Камский в северной и восточной частях кадастрового квартала, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, как не соответствующего комментируемому закону.

Арбитражными судами был сделан вывод, что отказ является законным, поскольку доказательств необходимости строительства автозаправочной станции и кемпинга исключительно на спорных земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, заявителем не представлено и в материалах дела отсутствуют сведения об отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, иначе чем на землях сельскохозяйственного назначения.

Доводы заявителя о возможности перевода земель сельскохозяйственного назначения с кадастровой стоимостью ниже среднего уровня по муниципальному району в другую категорию по желанию собственника этого участка без каких-либо ограничений являются необоснованными (см. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2006 г. N 17АП-1514/2006-ГК, оставленное без изменения постановлением ФАС Уральского округа от 19 февраля 2007 г. N Ф09-554/07-С6 по делу N А50-8731/2006).

 

Пример 2: по другому делу уже ответчик опроверг довод о невозможности иного размещения. Так, в постановлении от 23 сентября 2019 г. N 15АП-15550/2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда установлено, что в ходатайстве на имя главы администрации Краснодарского края глава КФХ Е. указал, что перевод земельного участка в категорию земель промышленности производится с целью размещения промышленного объекта - завода по производству кирпича и керамических строительных материалов при отсутствии иных вариантов размещения объекта.

Однако согласно информации департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, направленной письмом от 17 января 2019 г. N 71-04-02-442/19, заявленный к размещению на спорном земельном участке промышленный объект возможно разместить на территории восточной промышленной зоны на территории индустриального (промышленного) парка в Карасунском внутригородском округе города Краснодара в районе ул. Тихорецкая. На территории, прилегающей к участку, планируется создание новой транспортной инфраструктуры, что создаст выгодную территориальную доступность.

Принимая во внимание вышеизложенное, департамент пришел к верному выводу об отсутствии оснований для перевода земельного участка в земли промышленности ввиду отсутствия исключительности случая, при котором допускается такой перевод.

Суд подчеркнул, что условие непревышения среднего уровня кадастровой стоимости не является единственным условием для перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и требует представления доказательств отсутствия иных вариантов размещения этого объекта.

 

1.5. Пункт 5 ч. 1 комментируемой статьи устанавливает возможность перевода сельскохозяйственных угодий в случае их непригодности для осуществления сельскохозяйственного производства в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

Частью 1 ст. 3 указанного закона закреплено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утв. распоряжением Правительства от 25 января 2017 г. N 79-р, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014, утв. приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст, к сельскому хозяйству относятся виды деятельности, предусмотренные в группировках с 01.1 по 01.64.

Таким образом, для вывода о том, что данный вид деятельности является сельскохозяйственным производством, необходимо совпадение субъектного состава и экономического вида деятельности с тем, чтобы доход от последнего в общей структуре доходов превысил 70%.

Безусловно, вопрос о пригодности или непригодности конкретного угодья для сельскохозяйственного производства - вопрос экспертной оценки. Такой порядок реализуется и на практике, см., например, обстоятельства по делу, изложенные в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 августа 2019 г. N 32-КГ19-17.

В соответствии со ст. 101 ЗК к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

В соответствии со ст. 102 ЗК к землям водного фонда относятся земли:

- покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

- занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

В соответствии со ст. 103 ЗК к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Согласно п. 2 ст. 80 ЗК фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

- при добровольном отказе от земельного участка;

- в случае, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

- при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных законодательством.

1.6. Пунктом 6 ч. 1 комментируемой статьи к исключительным случаям, при которых допускается перевод земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, отнесено строительство:

- дорог;

- линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений);

- нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;

- железнодорожных линий и других подобных сооружений.

Условием перевода земельных участков является наличие утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов.

Общее определение линейных объектов в законодательстве отсутствует, и его возможно использовать только с учетом доктринальных разработок и выводов, сделанных в правоприменительной практике. В литературе выделяют следующий перечень характеристик, общих для всех линейных объектов:

- длина объекта намного превышает его ширину;

- объект является сооружением;

- объекту свойственна связь с земельными участками;

- в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом*(35).

Инженерные сети прямо упомянуты в качестве линейных объектов в отдельных нормативных правовых актах. Постановление Правительства от 7 марта 2017 г. N 269 указывает в качестве линейных объектов сети инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения). При этом в акте к линейным объектам отнесены в том числе сети, расположенные внутри одного квартала, одного микрорайона.

Правоприменительная практика (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 марта 2014 г. по делу N А28-4571/2013) использует следующие критерии для определения, является ли сеть инженерно-технического обеспечения линейным объектом:

- прокладывается ли она вне здания (до внешней границы наружной конструкции здания);

- проходит ли она через несколько земельных участков;

- имеет ли она значительную протяженность.

Если сеть соответствует этим признакам, она является линейным объектом.

Таким образом, к линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, энергоснабжение которого они обеспечивают. Напротив, если такие сети выходят за границы земельного участка, но не выходят за пределы элемента планировочной структуры, то с учетом указанного выше постановления Правительства РФ от 7 марта 2017 г. N 269, с позиции судебной практики, такую сеть нужно квалифицировать как линейный объект. В случае если сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом в любом случае.

Рассматривая комментируемое законоположение, нельзя не отметить необходимость его дальнейшего развития в связи с формированием в земельном законодательстве института публичного сервитута для отдельных целей.

В настоящее время публичный сервитут и публичный сервитут для отдельных целей являются обременением земельного участка, однако сведения о них, в отличие от ординарного сервитута, только вносятся в ЕГРН, а регистрационное действие в отношении обременения не осуществляется.

В числе иных целей, для которых может устанавливаться публичный сервитут, указано и использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейнокабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов. Использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подп. 1 ст. 39.37 ЗК, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (п. 2 ст. 78 ЗК).

Таким образом, как установление публичного сервитута без перевода земель из состава сельскохозяйственной категории, так и непосредственный перевод согласно комментируемой норме предполагают необходимость наличия проекта рекультивации земель.

Рекультивация земель согласно п. 5 ст. 13 ЗК представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно Правилам проведения рекультивации и консервации земель, утв. постановлением Правительства от 10 июля 2018 г. N 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель.

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Минсельхозом применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 ЛК, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пп. 3 или 4 указанных выше Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным п. 5 приведенных Правил.

Для проведения работ по рекультивации закреплен срок в 6 месяцев, который недостаточен для проведения всего цикла документальной подготовки проведения рекультивации и непосредственно проведения рекультивации. Кроме того, как правило, проекты рекультивации содержат требования по высадке зеленых насаждений, что с учетом климатических зон тоже не всегда возможно в течение указанных 6 месяцев. Поэтому подготовку к рекультивации земель и их фактическое начало следует проводить весной, вне зависимости от порядка исчисления шестимесячного срока на рекультивацию.

Обсуждая вопрос о конкуренции норм о переводе земель из одной категории в другую либо обременении их публичным сервитутом, следует еще раз подчеркнуть, что специальная правосубъектность, которой наделяется потенциальный сервитуарий, несопоставима с процедурами перевода земель из состава сельскохозяйственного назначения, в связи с чем при разрешении данной конкуренции приоритет без сомнений достанется сервитуту.

 

Пример: ПАО энергетики и электрификации Кубани обратилось в арбитражный суд к АО "Джемете" с иском об установлении права ограниченного пользования (сервитута) и об обязании заключить соответствующее соглашение. Иск основан на положениях ст. 274 ГК, ст. 23, 39.24, 39.25 ЗК и мотивирован необходимостью обеспечения эксплуатации (надлежащего обслуживания) линейного объекта, принадлежащего ПАО "Кубаньэнерго".

Одним из доводов ответчика было отсутствие перевода земель из земель сельскохозяйственного назначения. Отклоняя данный довод, суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 6 июня 2019 г. по делу N А32-54029/2017 указал, что довод о невозможности установления сервитута для целей эксплуатации опор ВЛ 110 кВ на земельном участке, не образованном для этих целей и не переведенном в установленном порядке из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, проверялся апелляционным судом.

Отклоняя эти доводы, апелляционный суд исходил из того, что истец претендует на часть земельного участка не для целей строительства линейного объекта, а для обеспечения возможности эксплуатации существующего объекта недвижимого имущества. Собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта. Эксплуатация опор включает использование объекта по назначению (передачи электроэнергии), его техническое обслуживание и ремонт. Сервитут может устанавливаться для обеспечения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Собственник линейного объекта в целях внесения правовой определенности относительно порядка пользования частью земельного участка для эксплуатации линии электропередачи, возведенной в соответствии с установленными законодательством правилами, ввиду недостижения сторонами соглашения об условиях пользования землей, занятой опорами ВЛ, вправе требовать установления сервитута для получения полномочий по пользованию чужим земельным участком.

 

1.7. Пунктом 7 ч. 1 комментируемой статьи установлена возможность перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию для необходимости выполнения международных обязательств Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов.

Комментируемая норма исходит из необходимости формирования сложного юридического факта, состоящего из двух оснований:

- наличие международного обязательства (или оборона, безопасность страны);

- невозможность иного размещения объекта.

Наличие двух оснований должно быть одновременным.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Также к обстоятельствам, в случае наступления которых допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, относится обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" под обороной понимаются система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Наличие или отсутствие вариантов размещения объекта подтверждается или опровергается проектами документов планировки территории.

Согласно ст. 41 ГрК подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Статьей 42 ГрК предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно ч. 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Частью 3 ст. 41 ГрК установлено, что в случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков документация по планировке территории готовится в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством. Сельскохозяйственные угодья согласно ч. 6 ст. 36 ГрК не предполагают возможность застройки.

Земельное законодательство предусматривает условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 56.3 ЗК) и правила о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (ст. 70.1 ЗК).

По общему правилу изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

1.8. Согласно п. 8 ч. 1 комментируемой статьи перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Непосредственно добыче полезных ископаемых предшествуют процессы их разведки и оценки месторождения. Отношения по добыче полезных ископаемых регулируются комплексом норм Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" и принятых в их исполнение подзаконных нормативных актов.

Положения названного закона устанавливают государственную собственность на недра без возможности купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме и при этом добытые полезные ископаемые и иные ресурсы являются объектами, которые могут находиться в любой форме собственности согласно ст. 1.2 названного закона.

Момент трансформации права публичной собственности в иную собственность природоресурным законодательством (в том числе названным законом) не устанавливается. Пункт 3 ст. 261 ГК закрепляет за собственником земельного участка право пользования всего, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Налоговое регулирование же исходит из того, что объектом обложения является не добываемое, а продаваемое минеральное сырье (ископаемое), считая при этом данные геологической службы об извлекаемом полезном ископаемом не имеющими правового значения (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2006 г. N А26-7280/2005-211, дело N А74-3667/05-Ф02-274/07-С1, дело N А74-2817/05-Ф02-730/06-С1).

По смыслу комментируемой нормы перевод земельного участка для целей добычи полезных ископаемых должен быть мотивирован данными геологической разведки и геологической оценки.

Проект рекультивации земель в силу ст. 19, 23 ФЗ "О землеустройстве" относится к видам землеустроительной документации.

Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства от 10 июля 2018 г. N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель. Применительно к рассматриваемым правоотношениям проект рекультивации может входить в состав проектной документации по добыче недр. Требования к структуре и информации, которые должны содержаться в проекте рекультивации, приведены в п. 14 указанных Правил.

В проекте определяется срок проведения работ по рекультивации. Он должен быть не более 15 лет (п. 28 указанных Правил), и после подготовки проект рекультивации должен быть согласован с:

- собственником частного земельного участка;

- арендатором (землевладельцем, землепользователем) участка, который находится в публичной собственности;

- органом государственной власти или органом местного самоуправления, который предоставляет публичные земельные участки, если проводится рекультивация публичных земель или земельных участков.

После согласования проект подлежит утверждению в течение 30 дней с момента получения уведомления о его согласовании (п. 24 Правил рекультивации земель). После утверждения в Россельхознадзор направляется уведомление об этом. Уведомление и проект могут быть направлены как личной передачей, так и почтой, либо в электронном виде через сеть Интернет.




double arrow
Сейчас читают про: