Глава 2. Особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую 4 страница

Соответственно, представительный орган местного самоуправления утверждает собственно карту (план) объекта землеустройства, подготовленную в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства от 30 июля 2009 г. N 621, а не рисунок, воспроизводящий содержание указанной карты и размещенный на официальном сайте администрации муниципального образования.

 

Выводы данного постановления указывают на необходимость использования в установлении границ территориальных зон картографической основы.

Иной вывод содержится в ответе на вопрос, данный в рекомендации Научно-Консультативного Совета при арбитражном суде Северо-Кавказского Округа от 3 июля 2015 г.

Совет указал, что на основании ч. 3 ст. 5 комментируемого закона перевод земельных участков из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.

В силу комментируемой нормы сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном ст. 5 настоящего федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в ч. 1 ст. 5 комментируемого закона.

Таким образом, в рассматриваемом случае перевод завершен в момент установления или изменения границ населенных пунктов, а также включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов.

Закрепленные в комментируемой статье особенности перевода для земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов состоят в том, что установление или изменение границ населенных пунктов само по себе является переводом, информация о котором в уведомительном порядке направляется в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

 

Статья 9. Особенности перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию

1. Комментируемая статья устанавливает особенности перевода земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию.

Общим правилом, закрепленным к комментируемой норме, является возможность перевода без ограничений, исключения из которого установлены соответственно в ч. 2 и 3 комментируемой статьи.

Земли промышленности и иного специального назначения определены в ст. 87 ЗК, согласно которой землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

- земли промышленности;

- земли энергетики;

- земли транспорта;

- земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

- земли для обеспечения космической деятельности;

- земли обороны и безопасности;

- земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются ст. 88-93 ЗК и учитываются при проведении зонирования территорий.

Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно ст. 89 ЗК землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки:

- для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

- для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки.

Землями транспорта в соответствии со ст. 90 ЗК признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки:

- для размещения железнодорожных путей;

- для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

- для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Требования к безопасности на железнодорожном транспорте, охране грузов, объектов железнодорожного транспорта, организации работы в особых условиях закреплены в гл. 4 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

Порядок установления и использования полос отвода железных дорог утвержден постановлением Правительства от 12 октября 2006 г. N 611.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки:

- для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

- для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

- для установления полос отвода автомобильных дорог.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки:

- для размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

- для размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

- для выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов и представляет собой полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки:

- для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

- для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

- для установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта из состава земель других категорий, не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.

На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Согласно ст. 91 ЗК землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики.

В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

- эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

- кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

- подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

- наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;

- наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

Статьей 92 ЗК определено, что землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности.

В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Согласно ст. 93 ЗК землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, пограничных войск, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами.

В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

- строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

- разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

- создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

Земли обороны и безопасности, временно не используемые по целевому назначению, с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, могут включаться в границы охотничьих угодий в порядке, установленном Правительством.

Правила утверждения перечня земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений, утверждены постановлением Правительства от 12 декабря 2015 г. N 1369.

Согласно данным правилам включение земельного участка для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений, допускается в случае, если его использование в указанных целях не будет препятствовать безопасному и бесперебойному функционированию объектов, предназначенных для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства, расположенных в границах такого земельного участка либо на прилегающих к нему земельных участках.

2. В силу ч. 2 комментируемой статьи перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В норме сведены два основания, в связи с наличием каждого из которых требуется утвержденный проект рекультивации земель:

1) наличие нарушения, загрязнения земель;

2) наличие подлежащих сносу зданий, строений, сооружений, в том числе подземных.

Нарушенные земли, согласно определению, данному в Правилах проведения рекультивации и консервации земель, утв. постановлением Правительства от 10 июля 2018 г. N 800, - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Деградация земель этим же актом определена как ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.

Загрязненные земли непосредственно в системе нормативного правового регулирования не определяются, но по смыслу пп. 5 и 7 ст. 13 ЗК к ним относятся земли, подвергшиеся химическому воздействию.

Постановлением Правительства от 27 февраля 2004 г. N 112 утверждены Правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения.

Согласно указанным правилам загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением:

- переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель;

- используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции;

- используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

С целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов земельных участков, а также на основании данных государственного мониторинга земель, государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований организуют специальные обследования.

Здания, строения и сооружения согласно определению, данному в п. 10 ст. 1 ГрК, отнесены к объектам капитального строительства, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Подлежащие сносу объекты капитального строительства выводятся из эксплуатации согласно положению ч. 2 ст. 55.26 ГрК.

Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений (форма N КС-10) утвержден постановлением Госкомстата от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".

Формат акта N КС-10 является рекомендуемым и может быть изменен. Внесение изменений допускается в части расширения или сужения граф и строк с учетом значности показателей, включения дополнительных строк (включая свободные) и вкладных листов для удобства размещения и обработки информации.

Акт применяется для определения размера материального ущерба, связанного со сносом (переносом) зданий, строений, сооружений и уничтожением или порчей плодово-ягодных насаждений, посевов и пр.

Для определения размера причиняемого материального ущерба назначается комиссия, в состав которой должны входить:

- собственник (владелец) подлежащего сносу здания, строения, сооружения, насаждения или его представитель,

- представитель заказчика (застройщика) вновь строящегося объекта,

- представитель бюро технической инвентаризации.

В необходимых случаях в состав комиссии могут быть приглашены представители других заинтересованных организаций. Один из членов комиссии назначается ее председателем.

Согласно п. 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. постановлением Правительства от 10 июля 2018 г. N 800, рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель.

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель, или в виде отдельного документа в иных случаях. Требования к содержанию проекта рекультивации земель приведены в п. 14 указанных Правил.

Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности, подлежат государственной экологической экспертизе на основании подп. 7.2 ст. 11 ФЗ "Об экологической экспертизе"*(36).

Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с п. 15 Правил.

В данном случае следует подчеркнуть, что объектом рекультивации являются земли как природный объект и природный ресурс. Такое понимание позволяет дифференцировать отношения, регулируемые в земельном законодательстве, на имущественные и экологические.

 

Пример: в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 декабря 2018 г. по делу N А28-15613/2017 разрешено дело по заявлению ОАО "Кировский завод по обработке цветных металлов" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области о признании недействительными предписаний и акта проверки.

Управление в ходе проверки установило, что в сточной воде, поступающей в р. Вятку из промышленно-ливневого коллектора в районе деревни Савичи, между слободой Большое Скопино и промплощадкой ООО "Горняк и Ко", и в водотоке выявлено превышение нормативов ПДК р/х высшей категории по содержанию органических веществ, выраженных в ХПК, нефтепродуктов, цинка (растворимая форма), меди (растворимая форма).

Суды установили, что состав загрязняющих веществ в пробах сточной воды, отобранных из колодцев ливневого и кислотного каналов на территории Общества, соответствует определяемому составу загрязняющих веществ (нефтепродукты, цинк, медь) в пробах сточной воды.

Довод Общества о неисполнимости оспариваемого предписания от 13 сентября 2017 г. N 02-45/02-17 в связи с тем, что в нем не указаны границы земельного участка, подлежащего рекультивации, его площадь, координаты, отклонен судом округа, поскольку в оспариваемом акте обозначен участок нарушенных земель: в пойме р. Вятки ниже садоводческого товарищества "Металлург-1".

 

3. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет еще одно ограничение перевода земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию. Земли промышленности и иного специального назначения или земельные участки в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, могут быть переведены в другую категорию только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель.

Согласно приказу Росстата от 29 декабря 2012 г. N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы" к нарушенным землям относятся:

- выемки карьеров;

- выработки торфа;

- породные отвалы шахт, карьеров, приисков;

- отстойники;

- гидроотвалы и хвостохранилища;

- золоотвалы электростанций;

- отвалы шлака металлургических заводов;

- отвалы коммунального и строительного мусора;

- деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы);

- дражные поля;

- резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог;

- трассы трубопроводов и канализационных коллекторов;

- геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы);

- площадки буровых скважин;

- промплощадки;

- транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов;

- загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях;

- загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы.

К землям, нарушенным при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), их переработке и проведении геологоразведочных работ, следует относить:

- карьерные выемки;

- породные отвалы шахт, карьеров, приисков;

- дражные поля;

- гидроотвалы;

- деформированные поверхности шахтных полей;

- канавы;

- шурфы;

- площадки буровых скважин и отходы бурения (шламы выбуренной породы и др.);

- отстойники и хвостохранилища обогатительных фабрик;

- золоотвалы электростанций;

- отвалы шлака металлургических заводов;

- золошлакоотвалы, образующиеся в результате термической переработки твердого топлива;

- загрязненные участки на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях.

К землям, нарушенным вследствие утечки при транзите нефти, газа, продуктов переработки нефти, относятся земли, загрязненные в результате аварийных ситуаций, незаконных врезок, розливов и т.д. на объектах транзита нефти, газа, продуктов переработки нефти.

К землям, нарушенным при строительстве, следует относить:

- карьеры и резервы при железных и шоссейных дорогах;

- отвалы грунта при строительстве каналов, коллекторов, оросительных систем;

- продукты очистки каналов (раши);

- трассы нефтегазопроводов и других продуктопроводов;

- отвалы коммунального и строительного мусора;

- площади под производственными и иными строениями, железными и автомобильными дорогами, надземными коммуникациями и другими объектами, надобность в которых у респондентов миновала.

Земли, нарушенные при мелиоративных работах, - это земли, нарушенные при строительстве, эксплуатации и реконструкции мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, при обводнении пастбищ, создании систем защитных лесных насаждений, проведении культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв.

Земли, нарушенные при лесозаготовительных работах, - земли, нарушенные при рубке лесных насаждений, их трелевке, частичной переработке, хранении и вывозе из леса древесины.

Земли, нарушенные при изыскательских работах, - земли, нарушенные при экологических, проектных, строительных, инженерных и прочих изыскательских работах.

Земли, нарушенные при размещении промышленных (в том числе строительных) и твердых бытовых отходов, - земли, нарушенные в результате размещения отходов производства и потребления

Почва - это самостоятельное естественно-историческое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия (Межгосударственный стандарт ГОСТ 27593-88 "Почвы. Термины и определения", утв. постановлением Госстандарта СССР от 23 февраля 1988 г. N 326).

Подчеркнем, что в комментируемой норме речь идет о восстановлении целостности почвы, а не о восстановлении свойств ее плодородия в случае их нарушения. Бесспорно, формулировка в комментируемой норме является неудачной, поскольку целью рекультивации является восстановление свойств плодородия почвы, одним из элементов которого является ее целостность.

Кроме того, перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается и без восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: