Назначение и возможности цифровых образовательных ресурсов

Современные информационные технологии требуют от всех учебных заведений внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании. Внедрение информационных технологий в учебный процесс школы переходит на новый этап - внедрение мультимедийных учебных материалов, таких как цифровые образовательные ресурсы. В России создано большое количество разнообразных информационных ресурсов, которые существенно повысили качество учебной и научной деятельности. Идея цифровых образовательных ресурсов заключается в использовании различных способов подачи информации, включение в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать мощным дидактическим инструментом, благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации.

Можно выделить следующие задачи использования ЦОР:

1) Помощь учителю при подготовке к уроку:

· компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

· большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

· эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

· подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

· подготовка творческих заданий;

· подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

· обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.

2) Помощь учителю при проведении урока:

· демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

· использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

· компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

· индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

3) Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

· повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

· автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

· большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

· возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

· развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

· помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

· приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Обозначим общие требования к современным цифровым образовательным ресурсам, которые должны:

· соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;

· ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

· обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

· предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

· обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

· содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

· основываться на достоверных материалах;

· превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

· полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

· обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

· обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

· иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

· иметь удобный интерфейс.

Цифровые образовательные ресурсы не должны:

· представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;

· дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;

· основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

Рассмотрим некоторые примеры использования ЦОР на разных этапах урока.

ЦОР на этапе актуализации знаний: эффективно использовать электронные тесты.

Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики и позволяет педагогу скорректировать учебный процесс. Можно выделить несколько различных типов тестов:

· тесты с выбором одного варианта ответа;

· тесты с выбором нескольких вариантов ответов;

· тесты на исключение лишнего слова в ряду ответов;

· тесты с однозначным ответом (да/нет);

· тесты с открытым ответом;

· тесты на соответствие;

· тесты на расположение вариантов ответа в последовательности.

Одна из форм использования теста - это тестовые оболочки, в который используется заранее приготовленный тестовый материал. Примеры свободно распространяемых тестовых оболочек: SyperTest, HyperTest, MyTest и др. При наличии доступа в интернет можно создавать тесты с помощью онлайн-конструкторов. Например: onlinetestpad.сom, www.tests-exam.ru, www.banktestov.ru и др.

Выбор формы создания теста зависит от типов тестовых заданий, т.к. в различных программных средствах разные возможности во формированию определенного типа тесовых заданий.

Использование электронных тестов очень удобно со стороны экономии времени, быстрой проверки знаний, получения результатов тестирования сразу после его проведения.

Благодаря своему функционалу тесты могут использоваться и на других этапах урока.

ЦОР на этапе объяснения нового материала: электронные учебники; мультимедийные презентации; учебные видеофильмы.

Электронные учебники позволяют экономить время на поиске информации благодаря гипертекстовому содержанию, также позволяют осуществить проверку сразу после изучения материала. Электронные учебники можно использовать как уже существующие, так и создавать самим компонуя необходимый материал. Бесплатные программы для создания электронных учебников и пособий: eBook Maestro, СhmBookСreator, eBooksWriter Lite и др.

Презентации и видеофильмы служат наглядностью во время подачи материала. Можно использовать на различных этапах уроках. Активно используется для создания презентаций программа PowerPoint, также PowerPoint можно использовать для создания электронного учебника.

ЦОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. При закреплении многих тем курса информатики ЦОР, представленные в виде различных игровых и учебных миров позволяют эффективно провести закрепление учебного материала в свободной форме.Примеры таких миров - «Мир информатики», «Роботландия» и т.п.

Для контроля и оценки знаний, умений и навыков можно использовать ЦОР следующим образом:

· тестирование (Тестирование применяется на всех этапах учебного процесса, с его помощью эффективно обеспечиваются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости.);

· проектная деятельность (Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. В зависимости от целей учебного проекта можно использовать различные программные средства, например: при изучении темы "Графика" можно предложить учащимся использовать для создания проекта такие программы как Paint, СorelDraw и др.; также для создания и представления различных проектов предложить использовать PowerPoint и др.);

· программы-тренажёры (эффективно использовать различные тренажеры при изучении темы «Алгоритмизация и программирование», например тренажёры Машина Поста и Машина Тьюринга);

· интерактивные задания (Использование различных заданий, например: ребусы, кроссворды, загадки, реализуя их в различных программных средах).

Методика использования программных продуктов и медиаресурсов учителем на отдельных уроках определяется теми конкретными педагогическими задачами, которые он ставит и пытается решить в рамках различных типов уроков учебного предмета «Информатика». Следует отметить, что решение совокупности педагогических задач возможно лишь при комплексном использовании различных видов программных средств. Различные типы уроков информатики предполагают и различные модели использования компьютерной техники в образовательном процессе (демонстрационный компьютер, компьютерный класс, медиацентр (медиатека) общеобразовательного учреждения).

Универсальной технологии создания ЦОР не существует. Каждый автор применяет собственную технологию. В таблице 2 приведены некоторые принципиальные положения, которые можно адаптировать к созданию электронного учебного пособия любого типа. Создание ЦОР зависит от таких факторов, как дидактическая цель, знание предмета, тип тематики (технические очень сильно отличаются от гуманитарных), существующие средства и т.д. При создании ЦОР приходится сталкиваться с двумя полярными мнениями по методологии их создания. Первое из них заключается в том, что автору достаточно правильно подготовить необходимые материалы, а перевести их в компьютерную форму не составит особой проблемы. Согласно второму мнению, квалифицированный программист может взять любой традиционный учебник и без помощи его автора сделать из него эффективное учебное средство. В первом случае абсолютизируется содержательная часть, во втором ее программная реализация.

Таблица 2 - Этапы разработки ЦОР

Этап Содержание этапа
Предварительная работа Формулировка исходной идеи Оценка существующих элементов
Сбор необходимой информации Анализ потребностей Выделение главной дидактической цели
  Обоснование необходимости и того нового, что внесет продукт по сравнению с обычным печатным учебным пособием
Подготовка содержания Выделение дидактических подцелей Составление плана Представление содержания в форме модулей
Дизайн Разработка общей концепции Выбор медиа (звук, изображения, видео и т.п.) Написание сценария Детальный дизайн и подключение интерактивности
Производство Программирование и оцифровка содержания Создание изображений, звука и т.п. Компоновка готовых материалов в модули
Тестирование Тестирование и оценка продукта

Рассмотрим подробнее этапы подготовки ЦОР.

Предварительная подготовка включает следующие основные этапы:

· разработка дидактических требований к ЦОР;

· выбор формы ЦОР, исходя из целей курса;

· разработка технических требований к ЦОР (необходимо убедиться в том, что выбранную технологию можно реализовать, что для этого есть средства);

· разработка структуры ЦОР;

· разработка методики использования ЦОР в учебном процессе (для преподавателей).

На стадии подготовки содержания в первую очередь создается сценарий. Иногда он снабжается иллюстрациями, разъясняющими инструкции. Сценарий подразумевает продумывание организации интерактивности, то есть взаимодействия между учеником и компьютером, учеником и учителем, другими учащимися.

Возможный функциональный состав программной подсистемы ЦОР может выглядеть следующим образом:

· модули учебного материала (куда входят задания для самоконтроля и зачетные задания разных видов);

· дополнительные материалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы и электронной библиотеки);

· сервисные средства (справка по работе с учебником, словарь, глоссарий, электронный ежедневник, система поиска и т.п.);

· коммуникационная система (обеспечение взаимодействия ученика и учителя);

· защитная система.

Фазы подготовки содержания и программирования, как правило, чередуются.

ЦОР как программное средство учебного назначения можно представить в качестве системы, состоящей из двух подсистем:

· информационной (содержательная часть);

· программной (программная часть).

В информационную часть электронного учебного пособия входят:

· четко структурированные учебные материалы;

· иллюстрации, представленные всем спектром мультимедиа (графика, анимация, звук, видео);

· практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения задания и анализом наиболее часто встречающихся ошибок;

· система диагностики и контроля (тестовые задания, задания для работы в группе и т.п.);

· дополнительные материалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы и электронной библиотеки);

· сервисные средства (справка по работе с учебником, словарь, глоссарий и т.п.).

При дизайне ЦОР уточняется общая структура ЦОР и создается детальный сценарий. Данный процесс состоит из двух этапов: создание общей концепции и дизайна каждой отдельной части.

Общая концепция определяет общий стиль, атмосферы курса, структуры навигации, обратной связи с учениками, выбор кнопок для навигации и т.п. Важно, чтобы исходно заданный внешний вид и структура не претерпевали значительных изменений в ходе разработки. Изменения, вносимые на более поздних этапах, являются источниками ошибок программы, что порождает дополнительные часы работы.

Детальный дизайн определяет детальную проработку содержания курса, внешнего вида каждого окна и контекстных меню. Проще вносить изменения на данном этапе, чем в общей концепции. В любом случае, каждое изменение должно быть зафиксировано в письменном виде. Дизайн можно сравнить с постройкой дома. Возведение стен и крыши может быть аналогом общей концепции, а внутренняя отделка аналогом детального дизайна.

На этапе «производство» идет непосредственная разработка продукта. Материалы компонуются в модули, делаются перекрестные ссылки, организуется взаимодействие различных частей ЭУП. Оцифровываются графика и звук, оформляются все окна.

Тестирование ЦОР идет на каждой фазе производства, чтобы итоговый продукт совпадал с намеченными дидактическими целями. Также важно техническое тестирование программы, направленное на выявление программных ошибок. Итоговое тестирование ЦОР должно проводиться в экспериментальных группах под непосредственным наблюдением разработчиков. Ее цели:

· проверить работу всех функциональных модулей обучающей программы в реальном режиме (не наблюдается ли зависаний программы, насколько быстро она работает и.т.п.);

· выявить не замеченные ранее неточности в изложении учебного материала и программной реализации;

· оценить эффективность организации интерфейса ЦОР, фиксируя, что именно вызывает затруднения у учащихся при работе с ней;

· накопить базу результатов выполнения тестовых заданий для осуществления проверки их валидности.

Таким образом, активное использование ЦОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: