Цифровые образовательные ресурсы и их классификация

Информатизация образования направлена на реализацию психолого-педагогических целей образования целей, поэтому одним из важных направлений в этой сфере является оснащение теоретико-практической базой использования информационных технологий. Современные ИТ в отличие от традиционных бумажных источников представляют информацию в виде двоичного кода, т.е. в цифровом виде, что несет с собой не мало положительных качеств. Учебная же информация, представленная в таком виде, называется цифровым образовательным ресурсом.

Цифровые образовательные ресурсы являются перспективным средством достижения задачи обеспечения единого государственного образовательного пространства.

Итак, что же представляет собой цифровой образовательный ресурс?

Проанализируем составные части, которые входят в термин ЦОР.

Компьютеры работают с информацией, представленной в виде чисел, т.е. информацией в числовом виде. Отсюда цифровой, значит представленный в виде последовательности цифр. С такой информацией мы давно уже умеем дело, это могут и цифровые фотографии, и цифровое видео и многое другое. Образовательный, т.е. содействующий получению знаний.

Ресурс - средство, к которому обращаются в необходимом случае.

Таким образом, цифровые образовательные ресурсы - средство, представленное в цифровом виде и служащее получению образования.

Однако наше определение не дает никакой конкретики. Изучение методической литературы обнаружило большое разнообразие определений понятия цифровые образовательные ресурсы. Рассмотрим некоторые из этих определений.

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.

ЦОР – совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.

Определения, представленные выше, коротко характеризует цифровые образовательные ресурсы, но, не раскрывая значения анализируемого понятия.

ЦОР расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс», то есть - некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Такая формулировка отличается наличием изолированности содержания объекта, и наиболее подробно отражает значение предоставленного понятия.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или СD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

Данное определение вытекает из определения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), не дает полного представления о ЦОРах, но в то же время определяет ЦОР, как подмножество ЭОРов.

Рассмотрим определение, которое даёт Босова Л.Л. «... ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями».

Из всех рассмотренных определений данное является наиболее полным и показывает, какие объекты входят в данное понятие и их назначение, поэтому это определение возьмем за основу и будем его придерживаться.

Чтобы иметь более систематизированное представление о цифровых образовательных ресурсах рассмотрим несколько классификаций Босова Л.Л. предлагает следующую классификацию ЦОР (таблица 1).

Таблица 1- Классификация цифровых образовательных ресурсов

Цифровые образовательные ресурсы

Наборы ЦОР, где основной упор делается на использование представленных в цифровой форме «традиционных» для школы ресурсов - видео и аудио фрагментов, статических изображений и пр. (при этом новая форма представления «традиционных» ресурсов обеспечивает появление у них новых. возможностей) Наборы ЦОР, основанные на ресурсах, функционирующих только в цифровом формате - интерактивные плакаты, интерактивные схемы, динамические модели, интерактивные тесты и задания, анимации и слайд шоу, и пр. Наборы ЦОР, в равной степени сочетающие оба выше обозначенных подхода.

В соответствии с целями применения ЦОР в образовательном процессе и их возможностями различают следующие виды ЦОР представленные в таблице 2. Виды ЦОР по образовательно-методическим возможностям

Таблица 2 - Классификация ЦОР образовательно-методическим возможностям

Электронные учебники Электронные учебные пособия Электронные УМК Электронные издания контроля
Прототипы традиционных учебников; Репетиторы; Обучающие; Предметные миры; Тесты; Тестовые задания;

Продолжение таблицы 1

Оригинальные электронные учебники; Предметные обучающие системы; Предметные обучающие среды Тренажеры; Игровые; Интерактивные; Предметные коллекции; Справочники; Словари; Практические; Лабораторные; Обучающе-контролирующие Программно-методические комплексы; Предметно-учебно-методические среды; Инновационные УМК Методические рекомендации по тестированию; Инструментальные средства

Электронный учебник (ЭУ) - основное УЭИ, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

Электронное учебное пособие (ЭУП) - электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – программный мультимедиа продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний.

По типу информации выделяют следующую классификацию ЦОР:

· ЦОР с текстовой информацией: учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно- методические материалы.

· ЦОР с визуальной информацией: коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс; модели: 2-3-х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели. Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы. Карты для предметных областей.

· ЦОР с комбинированной информацией: учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.

· ЦОР с аудио информацией: звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.

· ЦОР с аудио и видео информацией: аудио – видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии. Интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.

· ЦОР со сложной структурой: учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.

По форме изложения материала цифровые образовательные ресурсы могут быть разделены на: конвекционные, программированные, проблемные и комбинированные (универсальные).

Конвекционные ЦОР соответствуют установившимся традициям и требованиям классической педагогики и имеют энциклопедический или монографический характер. Подобные информационные источники реализуют информационную функцию обучения.

Программированные ЦОР отвечают требованиям системы образования по системе «стимул-реакция». Такие ресурсы имеют форму разветвленной или линейной программы и ориентированы, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого, раскрывают основы и методы получения знаний и их взаимосвязь с профессиональными навыками.

Проблемные ЦОР требуются при реализации проблемного обучения и направлены на развитие у учащихся логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.

Комбинированные (универсальные) ЦОР содержат отдельные элементы перечисленных видов информационных источников и могут быть эффективно использованы при реализации различных подходов к обучению.

С учетом характера взаимодействия педагогов, обучаемых и родителей с цифровыми образовательными ресурсами в каталогах различают детерминированные и недетерминированные ЦОР.

Детерминированные ЦОР являются образовательными ресурсами, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменены пользователями.

Недетерминированные ЦОР являются образовательными ресурсами, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются педагогами, администрацией, обучаемыми или родителями в соответствии с их интересами, целями, потребностями, уровнем подготовки и т.п. Все изменения производятся на основе информации и с помощью технологий, определенных разработчиком.

Также можно выделить следующие типы ЦОР:

· размещенные в сети Интернет;

· размещенные на оптических носителях.

К ресурсам, размещенным в сети, относится единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Ресурсы Единой коллекции доступны и бесплатны для всех образовательных учреждений. Получить доступ к коллекции можно в режиме online по электронному адресу: www.sсhool-сolleсtion.edu.ru.

Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В настоящее время в Коллекции размещено более 111000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Также, имеются множество других ресурсов Интернет, предоставляющих ЦОР.

Электронные ресурсы на СD и DVD, предлагаемые на рынке различными издательствами можно условно разделить на несколько типов: Уроки, Практикумы, Репетиторы.

Содержание на дисках виртуальных лабораторий, инструментов, интерактивных заданий, автоматической проверки результатов решения, богатого теоретического материала позволят научиться уверенно решать различные задания по различным дисциплинам школьного курса.

В настоящее время современный учитель сам является автором цифровых образовательных ресурсов. Используя программные средства каждому предоставляется возможность создать свой ЦОР по своему предмету и использовать в дальнейшем при обучении.

Таким образом, из рассмотренных классификаций можно выделить цифровые образовательные ресурсы по образовательно-методическим возможностям, которые включают в себя электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные УМК, электронные издания контроля. Эту классификацию можно использовать при планировании урока, на различных его этапах: объяснение нового материала, выполнение практического задания, проверка знаний и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: