Глава 5 приемы формовки художественных отливок в опоках (4)


Рис. 194. Перила беседки Пушкинской набережной в Москве. Составные части [54]

Как правило, все эти изделия и сооружения — сборные, состоящие из относительно простых, с точки зрения технологии изготовления литейной формы, деталей. В качестве примера на рис. 194, а показан фрагмент широко распространенных чугунных перил беседки Пушкинской набережной Москвы-реки, ряда набережных реки Яузы в Москве. Ограждение составляют отдельно отливаемые части: стойка 1, набалдашник стойки 2, верхний брус-поручни 3, нижний брус 4, шарики 5 и элемент решетки (рис. 194, б).

Стойку, набалдашник и элемент решетки формуют в двух опоках по разъемной модели, а верхний и нижний брусы — по неразъемной со стержнями, выполняющими гнезда в брусьях (рис. 195). Отдельно изготавливаемые шарики крепят к нижнему брусу на резьбовых шпильках. Сборка ограждения может быть проведена без дополнительных крепежных элементов, за счет замковых соединений. Нижний и верхние брусья устанавливают в гнезда стоек, а элементы решетки входят в соответствующие гнезда этих брусьев.

Широко использовался чугун в оформлении зданий: узорчатые полы (рис. 196), ажурные лестницы (рис. 197) и балконы, а иногда как материал для строительства самих зданий (рис. 198). Ярким примером этого может служить знаменитый Каслинский чугунный павильон, изготовленный для Всемирной выставки в Париже 1900 г. (рис. 46, 199). Проект павильона выполнил архитектор Е. Е. Баумгартен. В павильоне площадью более 100 м2 и высотой более 5 м размещались многочисленные экспонаты, в том числе и художественные, продукция Кыштымских горных заводов Урала, куда входил и Каслинский завод. Широта диапазона представленной продукции объяснялась тем, что павильон демонстрировался не по разделу «изящных искусств» или художественной промышленности, а по горному ведомству. Однако наибольший резонанс на выставке получили именно художественные отливки уральских заводов. Кабинетные статуэтки и миниатюры из чугуна уже были хорошо известны и ценились на Западе. Чугунный же павильон стал своего рода сенсацией в области художественного литья и был удостоен высшей награды — Гран-при.


Рис. 195. Схема формовки нижнего бруса решетки (с рис. 194): а — отливка; б — модельная плита с моделью; в — нижняя полуформа; г — верхняя полуформа; д — форма в собранном виде

Рис. 196. Чугунный пол холодной церкви «Всех скорбящих радости». Москва. Архитектор О. И. Бове. 1836 г. [48]

Рис. 197. Витая лестница Кремлевского Арсенала в Москве. Чугун. Архитектор О. И. Бове. 1820 г. [48]

Рис. 198. Терраса коттеджа. Чугун. Архитектор А. А. Менелас. Петергоф. Парк «Александрия», Петродворец. 1826-1828 гг. [48]

Архитектура павильона была выдержана в византийском стиле, а художественное оформление тесно связано с традициями древнерусского искусства, повышенный интерес к которому был характерен для того времени [50]. Конструкция павильона исчислялась тысячами чугунных деталей. По сути, его конструкция представляла целую энциклопедию художественного литья. Прекрасно были использованы «пластические» возможности чугуна: «чистые и гладкие, как черное зеркало, цельные поверхности, четкие грани профилей; выразительные объемы круглой скульптуры; четкость плоских ажурных рельефов и т.д.» [50]. Все это в совершенстве воспроизвели мастера-литейщики.

Погасли огни Всемирной выставки, павильон разобрали, детали упаковали и привезли обратно на Урал. А затем, как это часто бывает, они были свалены на заводском дворе, как ненужный лом. После Октябрьской революции детали павильона были переданы в Свердловский (Екатеринбургский) краеведческий музей.


Рис. 199. Чугунный павильон Каслинского завода. Архитектор Е. Е. Баумгартен. 1898-1900 гг. Екатеринбург

Павильон неоднократно пытались восстановить, и в 1957—1958 гг. попытка удалась. К этому времени многие детали были утрачены, исчезли также модели, по которым они когда-то отливались. Поэтому новому поколению мастеров Каслинского чугунолитейного завода С. Гилеву, А. Блинову, П. Дунаеву, В. Чиркиыу, В. Савинову, Т. Паниковской и другим пришлось провести огромную работу по воссозданию первоначального облика павильона. Достаточно сказать, что ими было изготовлено заново более 1000 деталей. С тех пор павильон, размещенный в зале картинной галереи Екатеринбурга, по-прежнему восхищает посетителей своим художественным и техническим совершенством.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: