Технологическая карта-инструкция к практическому занятию № 1

ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

 

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

 

для студентов 3 курса очной формы обучения

 

по специальности

 

15.02.08 Технология машиностроения (базовой подготовки)

среднего профессионального образования

 

 

                                            

 

 

                                              

 

2018

 

Методические указания по практическим работам по дисциплине «Технология машиностроения» для студентов очной  формы обучения составлены в соответствии с рабочей программой междисциплинарного курса, одобренной цикловой комиссией машиностроительных специальностей.

     

Протокол №_1_  от «_31_»___08____2018г.

Председатель цикловой комиссии

машиностроительных специальностей  _______________/Л.В. Шмакова/

                     

Разработчики:

 

Шмакова Л.В., преподаватель КОГПОБУ «Кировский авиационный техникум»

1.

 

Рекомендована: 

Методическим советом ГОУ СПО «Кировский авиационный техникум»

Протокол №______от «____»__________20__ г.

 

Методические указания по практическим работам по дисциплине «Технология машиностроения» предназначены для работы студентов очной формы обучения на занятии как самостоятельно, так и под руководством преподавателя. Содержат описание лабораторных работ, охватывающих весь курс дисциплины.

    Могут быть полезны преподавателям, работающим в системе  среднего профессионального образования.

 

 

Содержание

 

1 Пояснительная записка…………………………………………………………5

2 Перечень практических занятий и лабораторных работ……………………..7

3 Технологические карты-инструкции к практическим занятиям…………….8

3.1 Технологическая карта-инструкция к практическому занятию № 1

«Разработка схемы базирования»…………………………………………..8

3.2 Технологическая карта-инструкция к практическому занятию № 2

«Расчет припусков статистическим методом»……………..……………27

3.3 Технологическая карта-инструкция к практическому занятию № 3

«Расчет припусков аналитическим методом»……………………………33

4 Библиография……………………………………………………………...….54

Приложение А Образец отчета по практическому занятию № 1

на примере детали «Корпус» 101052………………………...56

 

Пояснительная записка

Настоящее учебно-методическое пособие является подробным руководством для выполнения практических и лабораторных работ по дисциплине «Технология машиностроения» для студентов специальности 151901 «Технология машиностроения». Пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Рабочая программа по дисциплине «Технология машиностроения» рассчитана на 64 часа без учета самостоятельной работы студентов, из них 10 часов отводится на практические занятия. Продолжительность занятий различна в зависимости от уровня трудности и объема заданий и составляет от двух до четырех академических часов.

Учебным планом специальности предусмотрено выполнение курсового проекта. При выполнении курсового проекта студенты должны применить умения, полученные в ходе практических занятий по данной дисциплине. Поэтому проведение практических занятий и лабораторных работ нацелено:

- на повторение и закрепление имеющихся теоретических знаний,

- на закрепление общих учебных умений (проводить вычисления, делать записи в тетради, работать со справочной и учебной литературой и др.);

- на закрепление общих профессиональных умений (строить и анализировать чертежи, проводить расчеты припусков, погрешностей, работать с ГОСТами и т.д.);

- на формирование общих и профессиональных компетенций.

Последовательность практических занятий соответствует логике изучения дисциплины, и построена на основе принципа «от простого к сложному».

В описании каждой работы приведены: цель, используемое оборудование и другие средства обучения, порядок самостоятельной деятельности, исходные данные, в том числе эскизы деталей, требования к содержанию отчета, а в приложении – примеры выполнения некоторых работ, образцы технологической документации, заполненной согласно ГОСТам, даны схемы наладок и необходимые чертежи.

В ходе занятий активно используется справочная и нормативная литература, учебные пособия, заводская технологическая документация.

Задания на практических занятиях и лабораторных работах выполняются студентами в парах, что способствует развитию коммуникативных умений. В ходе выполнения работы преподаватель организует текущий контроль правильности понимания студентами учебного материала и уровня овладения им.

По итогам выполнения работы студенты составляют письменный отчет. Отчеты частично выполняются на занятиях, частично в порядке внеаудиторной самостоятельной работы.

По итогам выполнения работы проводится собеседование, в ходе которого проверяется уровень усвоения теоретического материала, уровень овладения практическими умениями, правильность выполнения заданий и построения чертежей.

Выполнение заданий практических занятий оценивается в форме недифференцированного зачета и учитывается как показатель текущей успеваемости студентов.

Перечень практических занятий

Наименование и тема занятия (работы) Кол-во часов
Практическое занятие № 1 «Разработка схемы базирования» 2
Практическое занятие № 3«Расчет припусков статистическим методом» 4
Практическое занятие № 4 «Расчет припусков аналитическим методом» 4

 

Технологические карты-инструкции к практическим занятиям

Технологическая карта-инструкция к практическому занятию № 1

«Разработка схемы базирования»

 

Цель занятия: закрепить навыки определения погрешности базирования при установке на плоскость, на наружную цилиндрическую поверхность, по отверстию на палец, и др..

Используемое оборудование и другие средства обучения: учебно-методическое пособие, тетрадь для письменных отчетов, чертежные инструменты.

Краткие сведения из теории

В процессе обработки заготовки возникают отклонения от геометрической формы и размеров, заданных чертежом, которые должны находиться в пределах допусков, определяющих наибольшие допустимые значения погрешности размеров и формы заготовки или детали. Окончательная, или суммарная, погрешность складывается из первичных погрешностей, которые образуются из погрешности установки заготовки, погрешности базирования, погрешности закрепления.

Погрешность базирования  имеет место при не совмещении установочной и измерительной баз и зависит также от допуска и погрешности формы базовых погрешностей. При базировании по конструкторской основной базе, являющейся и технологической базой, погрешность базирования не возникает.

В таблицу 1.1 сведены основные формулы для определения погрешности базирования при обработке заготовок в приспособлениях различного типа.

 

Таблица 1.1 – Погрешности базирования при обработке в приспособлениях

 

Базирование Схема установки Погрешность базирования.
1 2 3
По центровым отверстиям: на жесткий передний центр.   ; ; ;  Δ ц [1];  Δ ц
Продолжение таблицы 1.1
По центровым отверстиям на плавающий передний центр

  ; ; ; ; = 0.
По внешней поверхности. в зажимной цанге по упору   ;  
В самоцентрирующем патроне с упором торцом. В самоцентрирующем патроне с упором торцом. D = 0; d = 0 a = 0; b = 0 (при параллельном подрезании торцов) D = 0; d = 0 a = 0; с = 0 b = Δ а
Продолжение таблицы 1.1  
В самоцентрирующих призмах.

d = 0; е[2] = 0
В призме при обработке отверстий по кондуктору
На плоской поверхности при обработке отверстий по кондуктору.
Продолжение таблицы 1.1
В призме при обработке плоскости или паза

; .
В призме при обработке плоскости или паза b = 0
В призме при обработке плоскости или паза

 

Продолжение таблицы 1.1  
По отверстию:

На жесткой оправке со свободной посадкой

= [3]+ **+ + ***                                      При установке отправки на плавающий передний центр, в гильзу или патрон по упору. ;
На разжимной оправке: На жесткой оправке с натягом При установке оправки на жесткий передний центр ; ; ;
По двум отверстиям на пальцах: При обработке верхней поверхности

 

 

Продолжение таблицы 1.1  
По плоскости при обработке уступа

 

 

Посадка центров Δ ц принимает значения, указанные в таблице 1.2.

 

Таблица 1. 2 – Значения посадки центров

В миллиметрах

Наибольший диаметр отверстия 1; 2; 2,5; 4; 5; 6; 7; 5; 10 12,5; 15 20; 30
Посадка центров Δ ц. 0,11 0,14 0,18 0,21 0,25

 

 

Дополнительную информацию можно получить с помощью учебника [10].

 

Порядок самостоятельной деятельности

 

1 Ознакомьтесь с эскизами деталей, приведенными в заданиях варианта, выданного преподавателем.

2 Перечертите эскизы деталей.

3 В соответствии с типом базирования, приведенным в таблице 1.1, проставьте базы в каждом задании своего варианта.

4 Определите погрешность базирования при выбранной схеме установки.

5 Сделайте вывод о возможности обработки.

6 Оформите отчет о выполнении заданий.

Содержание отчета

 

Письменный отчет по практическому занятию должен содержать:

- наименование вида занятия и его тему;

- цель занятия;

- используемые оборудование и другие средства обучения;

- исходные данные для выполнения работы;

- результаты расчетов погрешностей базирования;

- вывод.

 


Вариант 1

 

 

Задание 1

Задание 2

 

Задание 3

Задание 4

 

 

Вариант 2

 

Задание 1

 

Задание 2

Задание 3

 

 

Задание 4

 

 

Вариант 3

 

Задание 1

 

Задание 2

 

Задание 3

 

Задание 4

 

Вариант 4

Задание 1

 

 

Задание 2

 

 

Задание 3

 

 

Задание 4

 

 

Вариант 5

 

Задание 1

Задание 2

Задание 3

 

Задание 4

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 6

 

 

Задание 1

 

Задание 2

Задание 3

Задание 4

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: