ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям
для студентов 3 курса очной формы обучения
по специальности
15.02.08 Технология машиностроения (базовой подготовки)
среднего профессионального образования
2018
Методические указания по практическим работам по дисциплине «Технология машиностроения» для студентов очной формы обучения составлены в соответствии с рабочей программой междисциплинарного курса, одобренной цикловой комиссией машиностроительных специальностей.
Протокол №_1_ от «_31_»___08____2018г.
Председатель цикловой комиссии
машиностроительных специальностей _______________/Л.В. Шмакова/
Разработчики:
Шмакова Л.В., преподаватель КОГПОБУ «Кировский авиационный техникум»
1.
Рекомендована:
Методическим советом ГОУ СПО «Кировский авиационный техникум»
|
|
Протокол №______от «____»__________20__ г.
Методические указания по практическим работам по дисциплине «Технология машиностроения» предназначены для работы студентов очной формы обучения на занятии как самостоятельно, так и под руководством преподавателя. Содержат описание лабораторных работ, охватывающих весь курс дисциплины.
Могут быть полезны преподавателям, работающим в системе среднего профессионального образования.
Содержание
1 Пояснительная записка…………………………………………………………5
2 Перечень практических занятий и лабораторных работ……………………..7
3 Технологические карты-инструкции к практическим занятиям…………….8
3.1 Технологическая карта-инструкция к практическому занятию № 1
«Разработка схемы базирования»…………………………………………..8
3.2 Технологическая карта-инструкция к практическому занятию № 2
«Расчет припусков статистическим методом»……………..……………27
3.3 Технологическая карта-инструкция к практическому занятию № 3
«Расчет припусков аналитическим методом»……………………………33
4 Библиография……………………………………………………………...….54
Приложение А Образец отчета по практическому занятию № 1
на примере детали «Корпус» 101052………………………...56
Пояснительная записка
Настоящее учебно-методическое пособие является подробным руководством для выполнения практических и лабораторных работ по дисциплине «Технология машиностроения» для студентов специальности 151901 «Технология машиностроения». Пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Рабочая программа по дисциплине «Технология машиностроения» рассчитана на 64 часа без учета самостоятельной работы студентов, из них 10 часов отводится на практические занятия. Продолжительность занятий различна в зависимости от уровня трудности и объема заданий и составляет от двух до четырех академических часов.
|
|
Учебным планом специальности предусмотрено выполнение курсового проекта. При выполнении курсового проекта студенты должны применить умения, полученные в ходе практических занятий по данной дисциплине. Поэтому проведение практических занятий и лабораторных работ нацелено:
- на повторение и закрепление имеющихся теоретических знаний,
- на закрепление общих учебных умений (проводить вычисления, делать записи в тетради, работать со справочной и учебной литературой и др.);
- на закрепление общих профессиональных умений (строить и анализировать чертежи, проводить расчеты припусков, погрешностей, работать с ГОСТами и т.д.);
- на формирование общих и профессиональных компетенций.
Последовательность практических занятий соответствует логике изучения дисциплины, и построена на основе принципа «от простого к сложному».
В описании каждой работы приведены: цель, используемое оборудование и другие средства обучения, порядок самостоятельной деятельности, исходные данные, в том числе эскизы деталей, требования к содержанию отчета, а в приложении – примеры выполнения некоторых работ, образцы технологической документации, заполненной согласно ГОСТам, даны схемы наладок и необходимые чертежи.
В ходе занятий активно используется справочная и нормативная литература, учебные пособия, заводская технологическая документация.
Задания на практических занятиях и лабораторных работах выполняются студентами в парах, что способствует развитию коммуникативных умений. В ходе выполнения работы преподаватель организует текущий контроль правильности понимания студентами учебного материала и уровня овладения им.
По итогам выполнения работы студенты составляют письменный отчет. Отчеты частично выполняются на занятиях, частично в порядке внеаудиторной самостоятельной работы.
По итогам выполнения работы проводится собеседование, в ходе которого проверяется уровень усвоения теоретического материала, уровень овладения практическими умениями, правильность выполнения заданий и построения чертежей.
Выполнение заданий практических занятий оценивается в форме недифференцированного зачета и учитывается как показатель текущей успеваемости студентов.
Перечень практических занятий
Наименование и тема занятия (работы) | Кол-во часов |
Практическое занятие № 1 «Разработка схемы базирования» | 2 |
Практическое занятие № 3«Расчет припусков статистическим методом» | 4 |
Практическое занятие № 4 «Расчет припусков аналитическим методом» | 4 |
Технологические карты-инструкции к практическим занятиям
Технологическая карта-инструкция к практическому занятию № 1
«Разработка схемы базирования»
Цель занятия: закрепить навыки определения погрешности базирования при установке на плоскость, на наружную цилиндрическую поверхность, по отверстию на палец, и др..
Используемое оборудование и другие средства обучения: учебно-методическое пособие, тетрадь для письменных отчетов, чертежные инструменты.
Краткие сведения из теории
В процессе обработки заготовки возникают отклонения от геометрической формы и размеров, заданных чертежом, которые должны находиться в пределах допусков, определяющих наибольшие допустимые значения погрешности размеров и формы заготовки или детали. Окончательная, или суммарная, погрешность складывается из первичных погрешностей, которые образуются из погрешности установки заготовки, погрешности базирования, погрешности закрепления.
|
|
Погрешность базирования имеет место при не совмещении установочной и измерительной баз и зависит также от допуска и погрешности формы базовых погрешностей. При базировании по конструкторской основной базе, являющейся и технологической базой, погрешность базирования не возникает.
В таблицу 1.1 сведены основные формулы для определения погрешности базирования при обработке заготовок в приспособлениях различного типа.
Таблица 1.1 – Погрешности базирования при обработке в приспособлениях
Базирование | Схема установки | Погрешность базирования. | ||
1 | 2 | 3 | ||
По центровым отверстиям: на жесткий передний центр. | ; ; ; Δ ц [1]; Δ ц | |||
| ; ; ; ; = 0. | |||
По внешней поверхности. в зажимной цанге по упору | ; | |||
В самоцентрирующем патроне с упором торцом. В самоцентрирующем патроне с упором торцом. | D = 0; d = 0 a = 0; b = 0 (при параллельном подрезании торцов) D = 0; d = 0 a = 0; с = 0 b = Δ а | |||
| d = 0; е[2] = 0 | |||
В призме при обработке отверстий по кондуктору | ||||
На плоской поверхности при обработке отверстий по кондуктору. | ||||
| ; . | |||
В призме при обработке плоскости или паза | b = 0 | |||
В призме при обработке плоскости или паза |
На жесткой оправке со свободной посадкой | = [3]+ **+ + *** При установке отправки на плавающий передний центр, в гильзу или патрон по упору. ; | |||
На разжимной оправке: На жесткой оправке с натягом | При установке оправки на жесткий передний центр ; ; ; | |||
По двум отверстиям на пальцах: При обработке верхней поверхности |
|
|
|
Посадка центров Δ ц принимает значения, указанные в таблице 1.2.
Таблица 1. 2 – Значения посадки центров
В миллиметрах
Наибольший диаметр отверстия | 1; 2; 2,5; | 4; 5; 6; | 7; 5; 10 | 12,5; 15 | 20; 30 |
Посадка центров Δ ц. | 0,11 | 0,14 | 0,18 | 0,21 | 0,25 |
Дополнительную информацию можно получить с помощью учебника [10].
Порядок самостоятельной деятельности
1 Ознакомьтесь с эскизами деталей, приведенными в заданиях варианта, выданного преподавателем.
2 Перечертите эскизы деталей.
3 В соответствии с типом базирования, приведенным в таблице 1.1, проставьте базы в каждом задании своего варианта.
4 Определите погрешность базирования при выбранной схеме установки.
5 Сделайте вывод о возможности обработки.
6 Оформите отчет о выполнении заданий.
Содержание отчета
Письменный отчет по практическому занятию должен содержать:
- наименование вида занятия и его тему;
- цель занятия;
- используемые оборудование и другие средства обучения;
- исходные данные для выполнения работы;
- результаты расчетов погрешностей базирования;
- вывод.
Вариант 1
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Вариант 2
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Вариант 3
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Вариант 4
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Вариант 5
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Вариант 6
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4