Навыки обращения с деньгами (по возрасту)

 

• Знать достоинства монет – с 5 лет.

 • Право тратить малые суммы карманных денег – с 5 лет.

 • Получать и считать сдачу – с 8–11 лет.

 • Сравнивать качество и цены – с 8–12 лет.

 • Составлять простую смету расходов – с 12–18 лет.

 • Правильно вернуть покупку в магазин – с 14–18 лет.

 • Понимать, какие счета должны быть обязательно оплачены (квартирная плата, плата за электроэнергию, воду и т. д.), – с 14 лет.

 • Делать взносы в банк – с 10–18 лет.

 • Знать, как правильно пользоваться банковской карточкой, – с 14 лет.

 

 Дети и инструменты

 

– По‑моему, компьютер – это универсальный инструмент для Ребенка. С помощью компьютера можно сделать все!

  – Вообще‑то универсальный инструмент – это мозг, но и он без рук – никак. Будем тренировать руки!

 

Инструменты – это наши посредники в предметном мире. В отечественной психологии их по праву называют «культурными орудиями». До появления инструментов, или, как говорили классики марксизма, орудий труда, наши предки были скорее животными, которые ловко использовали подручные средства – камни и палки, – чтобы добиться своего. Дети тоже проходят фазу «подручных средств», но она почти незаметна, если учесть, что мы редко выпускаем погулять их на лесной полянке и не оставляем без присмотра на пляже. Зато мы им дарим игрушечные молоточки, лопатки, ведерки, формочки, кубики – то, без чего никак.

 Пластмассовые и деревянные инструменты – это универсальные игрушки, которые могут пригодиться в самых разных обстоятельствах. Особенно они важны на этапе предметно‑манипулятивных игр, от года до трех. Их назначение в это время не прагматическое (сделать что‑то полезное), а обучающее – отработать важные навыки, которые пригодятся во взрослой жизни.

 Помните, в начале книги я приводила воспоминания моих друзей на Фейсбуке о любимых игрушках? Как выяснилось, мужчины чаще вспоминают не плюшевых мишек‑кошечек, а инструменты и всякие детальки вроде шариков. Мальчики тянутся к инструментам, поскольку именно они в большей мере определяют их самооценку. Для них это не просто красивые штучки, а технические приспособления, расширяющие возможности. Самооценка девочек во многом зависит от того, как они выглядят в глазах других. Девочке важно быть красивой и обладать красивыми вещичками, от кукол Барби до… молоточков, но обязательно ярких и желательно со стразами. Будет у нее такой молоточек, она почувствует себя полноценной, жизнь в ее пять лет удалась.

 Разработчики детских игрушек должны учитывать и то, и другое, и «мужской» и «женский» подход к инструментам, – они должны быть и функциональными, и красивыми. Но стразы это, конечно, перебор.

 

Опасные инструменты: отвертки, линейки, ножи, ножницы…

 

Как только в доме появляются металлические конструкторы, в ход идут отвертки, и не обязательно те, что есть в наборе. На мой взгляд, вращение отвертки – сложный навык, поскольку связан с точной, можно сказать, ювелирной манипуляцией. Не нужно насмехаться над дошкольником, если он поставил шуруп неровно и ему не удается его завернуть. Мелкая моторика у него еще не настолько развита, чтобы на «пятерку» справиться с этим заданием. Отвертка не любит физических усилий, она требует изящества, которое достигается в ходе многократных упражнений. Вот пусть Ребенок и учится, развивает пальчики, а заодно мозг.

 Если мы учим Ребенка делать аппликации, то помимо вырезания ему потребуются навыки измерения, сравнения, выравнивания. Дети 5–6 лет обычно умеют пользоваться линейкой, но сделать идеально ровный квадрат или прямоугольник им все‑таки сложно. Помогите, начертите квадраты сами, дайте Ребенку ножницы с закругленными концами. Когда Ребенок научится вырезать квадраты по очерченному вами периметру, можно попросить его самостоятельно вырезать несколько одинаковых квадратов. Есть два варианта: 1) использовать уже вырезанный квадрат как шаблон, 2) измерить сторону шаблона и начертить квадраты на новом листе бумаги. Второй вариант сложнее, и тут без линейки точно не обойтись. У вас девочка? Прекрасно. Если вы шьете, пусть дочка поможет вам вырезать выкройку, разложить ее на ткани и даже – под вашим чутким руководством, разумеется! – вырезать детали кофточки‑юбочки‑фартучка. (С иголками пока повремените, лет до семи.)

 При том, что нормативы по использованию колюще‑режущих предметов «плавают», но дети все равно проявляют интерес к манипуляциям с ними, и очень рано, я бы порекомендовала целенаправленно учить малыша вырезать ножницами не раньше четырех лет. Именно на этот возраст ориентированы программы детских садов.

 Сложность навыка вырезания состоит в том, чтобы совершать синхронные движения согнутыми пальчиками и резать ровно по отмеченной линии. Сразу этот навык сформировать не удастся: от первых попыток разрезать что‑нибудь до вырезания тех же квадратов пройдет несколько недель. Научить пользоваться ножницами сродни обучению навыкам вождения автомобиля – таких координационных усилий требует это занятие. Но если инструмент удобен (специальные детские ножницы продаются в магазинах), пользоваться им Ребенок будет с удовольствием. И родителям лишать его этого удовольствия не стоит. Ведь часто бывает так: амбициозная мама, чтобы аппликация получилась красиво, все делает сама, а потом хвастается «шедевром малыша». Дорогие мамы и бабушки, к вам я обращаюсь особо: аппликации нужны не для того, чтобы их в рамочку поместить (хотя и для этого тоже), а чтобы Ребенок получал определенные навыки, развивал мелкую моторику и вообще развивался.

 Современные родители для раннего развития детей используют специальные тетради KUMON. Они носят имя человека, придумавшего их. Учителя математики из Японии Тору Кумона. Он обнаружил, что его сын Такеши здорово отстает по некоторым предметам, но что самое обидное – плохо считает. Тору подумал и разработал поэтапный план обучения для своего оболтуса. Принцип: одно упражнение в день. И что вы думаете? Такеши окончил второй класс с отличием! А при чем тут работа ножницами, спросите вы. Очень даже при чем – вырезание развивает пространственное мышление, без которого в математике и геометрии не обойтись.

 Дети часто спрашивают на прогулке, почему дома ровные. Даже если мама к строительству не имеет никакого отношения, она может ответить, что дома ровные потому, что кирпичики одного размера. Один кирпичик кладется на другой, ровно‑ровно, и стены дома растут. Если кирпичи будут разные, дом может рухнуть. Предложите провести эксперимент, построить дом из кубиков, но кубики подобрать разномастные: на маленький положить большой, а на большой и вовсе поставить пирамидку, на которую попытаться приладить еще один кубик. Получится что‑нибудь? Правильно, нет. Поэтому надо учиться сравнивать детали, измерять их и производить расчеты.

 Снова на сцену выходит линейка, у которой особая роль в развитии мышления Ребенка: она помогает точно измерять предметы, а не сравнивать их на глазок. Малыш, едва научившийся считать до пяти – десяти, с помощью линейки может измерять длину, ширину и высоту. Очень важные навыки для человека, у которого в силу возраста пока еще не абстрактное, а конкретно‑образное мышление. Помните мультик про Обезьяну и Удава? Обезьяна измеряла длину Удава в шагах, а потом в попугаях: 38 попугаев! Вот‑вот, а кашу в тарелке можно измерять в вишенках. По окружности.

 Ножи… Первый нож в руках вашего Ребенка должен быть тупым и также с закругленным кончиком. И девочки, и мальчики с любопытством наблюдают, как взрослые ловко орудуют ножами – и когда едят, и когда режут что‑то. Но лет до шести‑семи давать ему настоящий нож не следует. Пластмассовый можно и раньше. Пусть режет им что‑нибудь мягкое – вареную морковь, вареную картошку (только покажите, как это делается) – и рука работает, и самосознание развивается: я помогаю маме.

 Уверенность Ребенка в себе развивают более сложные манипуляции, связанные с реальными делами. Протереть пыль, полить цветы, сложить посуду в раковину после обеда – дошкольникам это по силам. Не бойтесь загружать своего Ребенка, пусть он делает что‑то вместе с вами, а что‑то и самостоятельно. Пусть у него будут обязанности по дому – это, кстати, воспитывает ответственность.

 

Безопасность детей

 

Безопасность детей, когда они чем‑то занимаются, зависит от родителей. Детей до трех лет нельзя оставлять одних, без присмотра. Об этом знают, кажется, все, но почему‑то все равно оставляют, надеясь на авось. Не надейтесь. Ребенок познает мир, и в своих исследованиях он не остановится ни перед чем, нам бы его упорство!

 «Запретные» для Ребенка объекты родители могут обозначать строгой интонацией: «Нельзя брать нож на кухне!» «Нельзя трогать розетку! Опасно!» Такие «табу» держатся на простой условно‑рефлекторной связи: опасный предмет или объект – эмоциональная реакция взрослого (специально оговорю: строгая интонация это не крик). Маленький Ребенок может не понимать, почему предмет опасен, и его все равно будет к нему тянуть, но родительское «нельзя» все же срабатывает, а остальное довершает бдительность пап и мам. Часть вещей придется просто спрятать на время. Для розеток есть специальные пластмассовые заглушки, а для окон – ограничители.

 Воспитательный принцип «можно – нельзя» вряд ли когда‑нибудь отменят, каких бы демократических принципов ни придерживались родители и педагоги. В сопровождении словесных команд дети учатся контролировать свои действия: «Можно я возьму конфету?» – «Нельзя, скоро обед», «Можно я еще поиграю на компьютере?» – «Нельзя, ты свой час уже просидел за ним», ну и конечно: «Нельзя открывать окно!», «Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми на улице», да много чего нельзя. Вы про все эти «нельзя» знаете, а Ребенок – нет, и ваша задача поставить перед ним границы, через которые переступать нельзя. «Можно всё» – это утопия.

 По данным МЧС, самыми проблемными считаются дети 5–6 лет. Они надевают аквариумы на голову, глотают гвозди или запихивают пуговицы в нос. Они могут потеряться, поэтому позаботьтесь, чтобы ваше чадо знало не только свое имя, но и фамилию, возраст и адрес (эта задача по плечу уже четырехлетнему).

 Дети все меньше и меньше боятся, но прогнозировать последствия своей деятельности они еще не умеют. Дошкольникам трудно устанавливать причинно‑следственные связи: перегнулся через перила балкона – полетел вниз. Контролировать свои действия и развивать координацию помогают пространственные игры, самые простые из которых учат ориентироваться: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Когда мы переходим дорогу, то смотрим налево, а потом, когда дойдем до середины, направо. Ваш Ребенок знает, где лево, а где право?

 Начиная с шести лет дети с удовольствием играют в ролевые игры, сюжетами которых могут стать, например, пожар или поиск пропавшего ребенка. В младших классах, как правило, проводят специальные уроки безопасности.

 И не забывайте о телефоне. Когда Ребенок боится чего‑то, когда его что‑то смущает, когда он попадает в сложную ситуацию, а родителей рядом нет, пусть позвонит и позовет на помощь. Объясните ему, что в экстренных случаях, кроме родителей, нужно звонить в Службу спасения. Запомнить номер просто – 112 (этот номер принят во всех странах Европейского союза). Да даже и запоминать не надо – просто забейте в мобильник или смартфон.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: