Специальные методы безопасности

 

• В продаже есть специальные аксессуары – заглушки для розеток, замки‑фиксаторы для шкафов и ящиков, ограничители для окон. Сходите в ближайший магазин, где торгуют товарами для дома, и спросите, что вам могут предложить. Или, еще лучше, закажите через Интернет. Кое‑что можно изготовить самостоятельно, например накладки на острые углы. Для этого подойдут старые пластмассовые кубики и мячики, которые можно разрезать и насадить на опасный край.

 • Практически для всех случаев подойдут пиктограммы, предупреждающие об опасности. Нарисуйте красную пожарную машину, полицейскую машину, «Скорую помощь». Напротив крупно напишите номера телефонов соответствующих служб. Они не такие уж и сложные, и Ребенок, который знакомится с цифрами, запомнит их. Покажите детям на улице полицейского в форме, расскажите про дядю Степу (найдите это стихотворение Сергея Михалкова) или какую‑нибудь поучительную героическую историю с хеппи‑эндом, в которой Ребенок, когда в этом возникла необходимость, обратился к «дяде Степе» и тот ему помог. Важно научить Ребенка, как себя вести в сложных ситуациях.

 • В качестве «зарубки на память» можно использовать флажки. Вместе с ребенком повесьте или поставьте флажок у опасного места. Да, опасные места привлекают, но в данном случае сработает другое: Ребенок почувствует себя хозяином в доме («Раз я это место пометил сам, то и не буду нарушать правила»). И все же родители должны понимать: запретный плод сладок. Когда мы усиленно отворачиваем от чего‑то внимание, то одновременно и фиксируем его. Маленьким детям пока не хватает навыков абстрагирования, чтобы ясно представить опасность. И флажок может висеть над розеткой, но любознательного Ребенка будет тянуть к ней как магнитом. Работает «эффект белой обезьяны». Если повторять Ребенку: «Никогда не думай о белой обезьяне!» – он будет думать о ней день и ночь.

 • Устройте маленький спектакль, покажите наглядно, что может случиться, когда «Нельзя!» нарушается. Да даже и без спектакля – взрослые тоже попадают в сложные ситуации, и вопрос в том, как вы из них выходите. Если за вами наблюдает Ребенок, проявите себя героем. Особенно это касается пап.

 • Если в семье двое или трое детей, ответственность должна распределяться по старшинству. Старшие отвечают за безопасность младших. Вам надо заняться своими делами? Старший Ребенок – ваш помощник, пусть займет малыша. И он же пусть расскажет ему о «можно» и «нельзя», исходя из собственного опыта. Хотя и тут есть опасность: когда разница в возрасте небольшая, они вдвоем могут пуститься в непредсказуемые авантюры. Если дети притихли, загляните в комнату, что там у них происходит. На плач вы и так прибежите.

 • Особая проблема – безопасность на дорогах. В больших городах дети не должны переходить улицу самостоятельно, без сопровождения взрослых, до семи лет. Правила уличного движения (а точнее, правила для пешеходов) можно учить в игре, моделируя реальные ситуации.

 

Телевизор иногда приносит пользу. Тема безопасности широко представлена на детских каналах. Лучше такие передачи смотреть вместе с Ребенком, чтобы после просмотра обсудить увиденное.

 

 

 5. Что происходит с предметами в уме Ребенка. Как ему помочь уместить все в голове

 

• Свойства мышления дошкольника, которые для своего удобства игнорируют родители

• Как ускорить эмансипацию и помочь Ребенку преодолеть эгоцентризм

• Как преодолеть центрацию и научить Ребенка видеть разные характеристики предметов

• Как сообщить Ребенку о необратимости порядка вещей, не травмируя его

• Почему не нужно бороться с «неправильными» ассоциациями

 Свойства мышления дошкольника, которые для своего удобства игнорируют родители

 

– Когда я ухожу на работу, он не плачет. Может, он меня не любит? Я говорю: «Вот уйду на работу и не вернусь! Останешься один!» А ему хоть бы что.

  – Это хорошо, что ваш ребенок пока не понимает, что вы над ним издеваетесь.

 

Швейцарский психолог Жан Пиаже, посвятивший свою жизнь интеллектуальному развитию детей, определил, какие черты свойственны мышлению дошкольника.

  Эгоцентризм. Маленьким детям сложно понять точку зрения другого. Например, выбирая кому‑то подарок, они предпочтут то, что им самим нравится. Маме – машинку, бабушке – пистолетик с пульками.

 Есть такое выражение «пуп земли» – это про эгоцентриков. Они считают, что все должно вращаться вокруг них.

 Эгоцентризм часто передается по наследству. Объясню на примере. Ребенок ревностно относится к своим игрушкам. Он не из тех, кто поделится формочкой в песочнице, – мое! Его мама привыкла все контролировать в доме: из дома ничего нельзя выносить – мое! И мама и сын боятся, что кто‑то отберет, сломает, поцарапает, нанесет урон. Как же – мое! Думаю, что фиксация на предметах, готовность пожертвовать отношениями ради вещей или денег, это и есть главные проявления эгоцентризма.

 Обратим ли эгоцентризм? Обратим. В возрасте 4–6 лет ситуацию могут изменить ролевые игры, в которых эгоцентрику будет предложена роль альтруиста.

  Центризм. Детям трудно учитывать несколько свойств предмета одновременно. Например, мяч для них или круглый, или красный. У центризма есть физиологическая причина. Кора головного мозга развита еще недостаточно, вследствие чего ассоциативные связи формируются не одновременно, а последовательно. Препятствием для пластичного восприятия мира является и сила возбуждения – слишком слабая или, напротив, слишком сильная, когда новая информация недооценивается либо воспринимается как опасная. Вы, наверное, обращали внимание, как Ребенок пугается, увидев что‑то незнакомое ему. В зоопарке малыши, никогда не видевшие больших тропических лягушек, прикрывают ладошками лица – так им страшно. Пока физиологические процессы сбалансируются, пройдет время.

 Главными методами децентрации внимания и памяти Ребенка являются сравнение и классификация по самым разным признакам: величине, цвету, весу, форме и так далее.

 Есть одно очень важное свойство предметного мира – категориальность. Образы предметов привязаны к словам, а слова связаны между собой родовидовыми связями. Так, в 3–4 года Ребенок легко классифицирует предметы. Посуда – это тарелки, чашечки, вилочки; фрукты – это яблочки, груши, вишенки; каша бывает гречневой, рисовой, манной; одежда – это шарфик, варежки, пальтишко, колготки… А может, колготки – это обувь? Их же на ноги надевают! Вот здесь и начинается работа мышления. Сравнение и классификация – предвестники будущих обобщений, которые помогут уже взрослому Ребенку управлять потоком неопределенной жизни.

  Необратимость. Ребенок не может понять, что действия с предметами могут иметь обратную последовательность и надо вернуть предмет к исходному положению. Некоторым родителям знаком шок: приходишь домой, а в доме все до единой двери, включая дверцы шкафов, открыты. Первая мысль: «Ограбили!» Нет, не ограбили. Ребенок дверцы открыл, а закрыть… не то чтобы не счел нужным – его мышление просто не подсказало обратный порядок действий.

 Необратимость, как и эгоцентризм, иногда остается на всю жизнь. Ребенок с необратимостью будет ходить с расстегнутыми штанишками, развязанными шнурками, не будет застилать постель и убирать игрушки. Взрослые с необратимостью забывают выключать свет и воду, оставляют открытыми шкафы, а уж положить назад ножницы, которые они взяли в шкатулке для ниток, для них и вовсе не посильная задача.

 Решить проблему необратимости поможет психолог.

  Трудности различения внешнего и внутреннего. Маленьким детям свойственно ориентироваться на внешность («красивая тетя»), но то, что эта тетя злая (ее внутреннее состояние), они понять не могут. И дело не только во внешности. Мир устроен так, что за красивым «фасадом» в любой области жизни могут скрываться отвратительные вещи. И наоборот.

 В последнее время проблема различения внешнего и внутреннего стала фатальной. Количество зрительной информации, которую не только дети, но и взрослые получают через дистантные средства связи, выросло многократно. Эту информацию нельзя проверить, и поступает она с такой скоростью и напором, что осмыслить ее трудно, почти невозможно. Те, кто распространяет информацию, и не рассчитывают на осмысление – они стимулируют инстинкты. Таким образом взрослые оказываются в положении детей, которые видят только внешнюю сторону предметов и изменений. Это и есть клиповое, поверхностное визуальное «мышление», точнее, восприятие. Преодолеть его можно, только остановив аттракцион.

  Паралогическое мышление. Дети путают причину и следствие, могут воспринимать отношения между предметами и людьми как механические, «непонятно откуда взявшиеся». Установлению связей мешает слабая ассоциативность коры головного мозга. Но главное препятствие – неумение (в силу возраста) абстрагироваться.

  Анимизм. Дети верят в то, что природа живая. Например, солнце точно живое, потому что оно движется, может появиться, а может исчезнуть. Отсюда же детская вера в привидения, кикимор болотных и прочую нечисть.

  Антропоморфизм. Дети приписывают человеческие качества неодушевленным предметам. Например, они верят, что игрушки могут болеть.

  Пантеизм. Если анимизм это языческая вера в одушевленность природы, то пантеизм подчеркивает участие богов в жизни природы да и всего сущего. Детей эта тема интересует благодаря сказкам и особенно мифам, где часто боги (всех религий) распоряжаются жизнью других персонажей, как одушевленных, так и неодушевленных.

 

 

Думаю, анимизм, антропоморфизм и пантеизм в психике Ребенка, которому различия между живой и неживой природой, животными и людьми, человеком и богами пока еще не очевидны, выстраиваются в одну цепочку. Как психолог я считаю базовым, ключевым для сознания Ребенка именно антропоморфизм, который компенсирует все предыдущие ограничения жизни Ребенка – эгоцентризм, центризм, слабое различение реальности и воображения, причины и следствия. Антропоморфизм – это радикальный психологический выход Ребенка из проблемной ситуации непонимания и ограничения, когда нет возможности проверить и адекватно оценить все, что происходит вокруг.

 Психика человека находит разные выходы из фатальных тупиков. Например, мы можем в упор не видеть каких‑то важных, но опасных сигналов. Если мы не можем с ними разобраться, мы просто вытесняем их из памяти. Психоанализ описывает более двадцати защитных механизмов непрямого решения внутренних конфликтов. Психика Ребенка нашла, на мой взгляд, радикальный выход из ситуации развития с ограниченными возможностями.

  Ребенок делегировал основные функции взрослому, чертами которого наделил окружающий мир. Есть Я, а все остальное – мама и папа! Чтобы помочь Ребенку выйти из ловушки собственного эго, я дам несколько важных подсказок особо беспокойным мамам, которые, едва завидев проблему, тут же берутся ее устранять.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: