• Вместо того чтобы активно помогать Ребенку, сами просите его о помощи, прикидываясь беспомощной! Умные родители так и делают: «Помоги мне раскатать тесто!», «Помоги мне завязать шарфик!», «Помоги мне подмести, пожалуйста!» Ребенок на время становится взрослым, а мы получаем шанс показать ему, какими несообразительными бывают дети. Круг осознаваемого расширяется!
• На какое‑то время оставляйте Ребенка поиграть одного. Пусть он поговорит с игрушками, а не с вами. Важно, что во время игры он сам принимает решение, что и как делать. К сожалению, дети до конца дней помнят родительские подсказки, так что потом опытным психотерапевтам приходится тратить годы, чтобы помочь уже взрослому человеку избавиться от родительских программ. Чтобы разобраться со своими желаниями, нужно хотя бы попытаться исполнить их самостоятельно.
• Просите Ребенка «почитать» книжку еще до того, как он научится читать. Пусть он, держа книгу в руках, фантазирует, рассуждает, интерпретирует. Эмансипация начинается тогда, когда Ребенок начинает пробовать варианты. Разница между ошибкой и пробой нового состоит в том, что во втором случае Ребенок ищет, как по‑другому сделать то, что он уже умеет.
Выделяясь из предметного и взрослого миров, Ребенок более независимо и творчески мыслит. Попросите его рассказать знакомую сказку наоборот: «Жили‑были три волчонка: Наф‑Наф, Ниф‑Ниф и Гав‑Гав…» – увидите, какой энтузиазм это вызовет у Ребенка.
Как преодолеть центрацию и научить Ребенка видеть разные характеристики предметов
• Центризм, напомню, это неспособность Ребенка воспринимать более одного свойства предмета. «Какое яблоко?» – «Зеленое!» – «А еще какое?» – «Зеленое!» Восприятию разных характеристик предметов легко научить, достаточно небольших тренировок. Эскимосы, как известно, различают около двухсот оттенков снега. Французы с закрытыми глазами различат 500 сортов сыров. Ребенку трудно пока соотнести цвет и форму, так научите его различать цвета. Достаточно поставить задачу, и Ребенок научится различать красный, алый, бордовый, вишневый, терракотовый, малиновый, кирпичный, розовый. Возьмите карточки, попросите разложить от самого светлого до самого темного цвета. Предложите выбрать самый красивый цвет. Смешайте карточки, чтобы затруднить выбор.
• Гораздо интересней, если карточки будут разной формы. Задача усложнится: вначале выбрать все треугольники, потом только красные фигуры. Почему красные? Потому что красный – один из самых интенсивных цветов и самый важный в европейской культуре. Этот цвет используют намного чаще других. Вот почему! А не для того, чтобы Ребенок вырос и научился различать сто оттенков губной помады.
• Важным инструментом преодоления центризма является речь. Разнообразьте лексику, чтобы различия закрепились в языке. Не просто называйте и объясняйте, обязательно демонстрируйте различия, помните, что до шести‑семи лет у Ребенка конкретно‑образное мышление.
• Еще один важный критерий сравнения – размер. Малыши хорошо понимают бросающиеся в глаза различия. Достаточно его ботиночек расположить рядом с ботинком папы, чтобы продемонстрировать, что такое «большой», а что такое «маленький». Тарелки, чашки, ложки на кухне можно разложить по размеру – от маленьких к большим. Сравнивать можно игрушки, а можно машины на улице: грузовик больше легковой машины, велосипед меньше мотоцикла.
• После того как Ребенок освоит простые сравнения, пора переходить к классификациям. К пяти годам Ребенок должен уметь раскладывать «на кучки» – инструменты отличать от игрушек, ручки от карандашей, ботинки от сандалий, шляпы от беретов.






