Почему не нужно бороться с «неправильными» ассоциациями

 

Антропоморфизм – одна из главных особенностей мышления дошкольника. Ребенок думает, что все предметы и явления вокруг живут точно так же, как и он сам. Днем они притворяются спящими, а ночью оживают, как в сказке «Щелкунчик». На этом детский антропоморфизм не заканчивается. Ребенок убежден, что за всеми передвижениями и трансформациями, природа которых ему пока неизвестна, стоят существа более высокого порядка. Кто‑то передвигает не только солнце и луну на небе, но и табуретки на кухне, игрушки в углу. Кто‑то шуршит листьями за окном и топает по спальне, когда темно. Кто‑то делает так, чтобы все были счастливы на праздники.

 Следствием тотального антропоморфизма является пантеизм, вера в то, что весь мир сотворен кем‑то похожим на человека, Богом. Магия мира состоит в том, что мы знаем, что все в нем взаимосвязано, но не знаем, как именно.

 Дети верят в демонов, волшебников и иже с ними до 9–10 лет. Отчасти это вера во всемогущего и компетентного взрослого, которому каким‑то чудом удается справляться со всей неразберихой внешнего мира. И она такой силы, что рациональное мышление образованного человека не всегда знает, что ей противопоставить. Я бы сравнила ее с силой идентификации Ребенка с родителями.

 Выросший Ребенок может закончить университет, но когда ему кошка перебежит дорогу, он обязательно поплюет через левое плечо, на всякий случай. Бессознательное, о котором так много говорят психоаналитики, это плохо осознающий себя и реальность «внутренний Ребенок». Он не взрослеет, а продолжает жить своими страстями и часто выполняет роль пресловутого внутреннего голоса, требуя исполнения своих потребностей в защите и внимании.

 Вера Ребенка в мистические события и мифические существа отражает не только прошлый семейный опыт, но и структуру семьи. Особенность нашей семьи в том, что она имеет иерархическую структуру. Привилегии нарастают снизу вверх, от младшего к старшему. В патриархальной семье статус и авторитет увеличиваются с возрастом. Например, бабушка называлась Большухой, самой влиятельной и важной женщиной, которая принимала окончательные решения в семье. В более поздней модели семьи старшим стал считаться самый сильный мужчина, отец семейства. Такая структура семьи обеспечивала выживание всех ее членов в трудные времена, и особенно в военные годы.

 

 

Страх перед судьбой у русского человека сродни страху перед произволом строгого родителя. Судьба, хоть и женского рода, традиционно ближе к мужчине – древнегреческому Року. От его воли, а чаще – произвола, как считает Ребенок или инфантильный взрослый, и зависят события его жизни.

 Российский семейный сценарий отличается от европейского, описанного психоанализом. Если, согласно Фрейду, Сын должен убить Отца («Эдипов комплекс»), чтобы стать победителем, то в российской культуре фигура Отца оказывается более сильной и зловещей. Его авторитет и слово остаются непререкаемыми, и отменить их может только физическая смерть. И Петр Первый, и Иван Грозный убили своих сыновей, а не наоборот. Сын в качестве жертвоприношения – символ абсолютной отцовской власти, и такую власть в советскую эпоху олицетворял Сталин.

 Жесткая иерархия уже не обеспечивает жизнеспособность семьи в целом. Мир меняется так быстро, что только дети с их восприимчивостью, готовностью адаптироваться и обучаться поспевают за переменами и часто опережают своих родителей. Им трудно мириться с авторитетом родителей, которые не умеют делать элементарных, с детской точки зрения, вещей. Дети легко осваивают новые технологии. Например, при переезде в другую страну дети быстрее учат язык и приобретают навыки взаимодействия, которые могут вызывать раздражение и сопротивление у взрослых. То, что наполняет счастьем Ребенка, может восприниматься взрослым как угроза.

 

Теории вертикального наследования, когда родители учат детей, сменились сегодня другими теориями, горизонтального и даже обратного наследования: когда дети учатся друг у друга и когда родители учатся у детей.

 

С точки зрения адаптации к быстро меняющемуся миру, все равно, кто у кого учится, лишь всем было хорошо и уютно на этой планете.

 Ассоциативность мышления Ребенка пока не ограничена правилами, поэтому он делает очень много алогичных умозаключений, веселя и пугая папу и маму. Родители не всегда понимают последствия, когда начинают бороться с «нарушениями» мышления. Но именно ассоциативность мышления – основа креативности, качества, которое так ценится сегодня на международном рынке труда. Креативность – это не просто умение придумывать что‑то новое, это умение находить несколько вариантов решения одной и той же, даже традиционной задачи.

 Особенность и сильная сторона отечественного образования в том, что у нас делается упор на предметы естественного круга: математику, физику, химию, биологию. Гуманитарные предметы считаются «легкими», не такими уж важными для жизни. Точно так же мы недооцениваем роль ассоциативного мышления и связанных с ним качеств мышления дошкольника: вживаться в разные образы, одушевлять предметы, воображать миры, которым нет аналогов в реальности.

  Одна из причин активной борьбы взрослых с неправильными детскими ассоциациями – желание контролировать все, что происходит в голове Ребенка. Так и говорят: «Я хочу понять, что у него в голове? Может, нам уже давно нужно обратиться к психиатру?» Хочется гарантий, что все будет нормально, без сюрпризов и отклонений. Послушание, которое перекочевало в практику воспитания из религиозных практик, переносится и на мышление детей. Строгий взрослый, фанат традиционного воспитания, не любит «инакомыслящего» Ребенка‑либерала. Дети – самые свободные существа на свете, они ценят свободу и борются за нее изо всех сил, в крайнем случае они мечтают о ней.

 

 

 Заключение

 Окружите Ребенка мотиваторами!

 

Самый важный вывод этой книги: манипуляции с предметами развивают воображение! А воображение – путь к счастливому преобразованию мира и своей личности!

 Помогите Ребенку вообразить результат, которого пока нет.

 Но для дошкольников важно еще и показать цель: у них образное, визуальное мышление. Когда вы просите дочку пяти лет помочь помыть посуду, покажите, какие именно тарелки нужно помыть, какую губку взять, куда потом поставить тарелки. Родители часто возмущаются, а дети недоумевают.

 – А почему ты чашку не помыла?

 – А разве нужно было?

 – А кто ложки помоет?

 – А вы меня не просили!

 – А почему вещи не убраны!

 – Я их убирала! Вот, кофту сложила аккуратно!

 – Ты не могла сама догадаться?

 – Ты сама меня просила, а потом забыла!

 Дети обижаются, когда вместо похвалы выслушивают претензии. Но когда упреки справедливы: совсем ничего не делали, заигрались и забыли о просьбе, – дети их стерпят.

 Дошкольник может помнить о просьбе часа два, потом считается, что она уже не актуальна. Ведь и одного его оставляют максимум на пару часов. После этого родители обычно принимают какие‑то новые решения, часть из которых будут неожиданными для ребенка. Поэтому Ребенок рассуждает примерно так: «Это он сейчас хочет, чтобы я убрался, а потом может передумать или забыть!»

 Обобщения вроде «посуда», «одежда», «обувь», «вещи» для маленького Ребенка доступны, но трудны. Попросите из десяти карточек с изображением разных предметов выбрать посуду. В 3–4 года Ребенок выберет тарелку, ложку, чашку, а вот кастрюльку может забыть, если для него посуда – это то, что ставят на стол, когда едят.

  Дети обобщают предметы по выполняемым функциям: «Одежда – то, что носят», но сюда могут попасть и бусы! «Обувь – то, что носят на ногах», но сюда могут попасть и ласты! «Овощи – то, что растет на земле», но сюда могут попасть и ягоды! Поэтому лучше сказать: «Сложи книжечки на столе в стопочку», чем «Уберись на столе», «Возьми веник и подмети, пожалуйста, вот тут», а не «Подмети полы», «Давай соберем из конструктора трактор», чем «Давай что‑нибудь сконструируем!»

 Если у вас есть образец возможного результата, покажите его, перед тем как Ребенок приступит к работе: «Вот такую аппликацию мы с тобой сможем сделать?»

 Планируя работу, объясняя что‑то, хорошо прибегать к рисункам: «Я сейчас нарисую то, что мы будем делать!» – Ребенок понимает рисунки лучше, чем слова.

 Можно и просто обсудить детали будущего проекта. Если Ребенок собирается лепить человека, попросите его назвать детали: «А из чего состоит человечек?», «А у него будет одежда – шляпа, пальто, ботинки?», «А какой длины и какого цвета у него будут волосы?»

  Создавайте питательную среду, чтобы поддерживать хаос стимулов, образов, желаний. Строгая дисциплина и менеджерский подход хороши для кризисных ситуаций и коллективов с очень низким уровнем выживания и ограниченным ресурсом. Если у вас такая семья и такая жизнь, вы можете смело выстраивать жесткую семейную иерархию, вводить строгие правила и систему наказаний за отступление от правил. При репрессивных методах воспитания невозможно воспитать не только лидера, но и полноценную личность: эмоции, желания, фантазии Ребенка подавляются, игнорируются, высмеиваются. Они рассматриваются как избыток, ненужность, излишество, которое мы не можем себе позволить. Ребенку как младшему по званию предписана единственная роль – исполнителя и подчиненного, и его жизнь чрезвычайно обедняется.

  По своей сути детство – это хаос, который только на время приобретает черты целесообразности. Хаос нельзя упорядочить навсегда: перестав быть живым хаосом, он станет мертвым порядком. Наоборот, нужно поддерживать уровень пассионарности хаоса, следя за тем, чтобы среда, в которой живет Ребенок, была питательной. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» Чтобы возможности ребенка были бесконечными, нужно чтобы они были заданы в потенциале. Хаос, противоречия, нестыковки, всплески – это сама суть жизни. Детство – это максимальная концентрация жизни, ее прообраз. Только со временем из хаоса Ребенок научится извлекать упорядоченные миры.

 

Воспитание – это и есть обучение тому, как справляться со своим хаосом, порождая миры, наращивая возможности и расширяя границы «Я».

 

Чтобы Ребенок осваивал роль демиурга своей Вселенной, нужно давать ему эту возможность. «Я хочу!», «Я могу!», «Я буду!», «Я сам!» – вот реплики настоящего творца и лидера. Успешные люди – это люди с очень сильным «Я», с огромным потенциалом реализаций, часть из которых им удастся воплотить на протяжении жизни. Чтобы усилить потенциал «Я» ребенка, мы должны повышать разнородность хаоса. Привести в относительный порядок его сможет только сам Ребенок.

 Родители одаренных детей знают, насколько усложняется воспитание по мере увеличения уровня способностей. Чем выше интеллект Ребенка, тем больше возможностей, комбинаций, тем больше проблем ему предстоит разрешить. Тем чаще он задает вопросы, тем больше требует внимания, игр, поощрений, подсказок. И тем меньше он устает! Ведь удовлетворенные желания придают детям силы, а неудовлетворенные – отнимают! Предметный мир Ребенка должен сообщать ему энергию, а не приковывать к себе намертво.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: