Как сообщить Ребенку о необратимости порядка вещей, не травмируя его

 

• Шок для Ребенка – это внезапное исчезновение из поля зрения предметов, людей, животных. Когда исчезает родитель – это вызывает панику, потому что без мамы или папы жизнь невозможна. Это не родители уходят, это Ребенка бросают, для Ребенка они исчезают всякий раз навсегда. Стоит спрятать любимую игрушку за спиной, как малыш разревется, иногда старшие дети так дразнят младших. Игра в прятки, когда прячутся дети или когда прячут предмет, а его нужно найти, как раз и тренирует детскую уверенность в том, что все можно вернуть обратно. С точки зрения древних философов, дети воспринимают порядок вещей адекватней взрослых – нельзя остановить прекрасное мгновенье, время течет в одном направлении, но культура научила фиксировать, накапливать, хранить предметы и вещи, так что можно уйти из дома, вернуться, а там все на своих местах.

 • Детей нужно учить находить, прятать, хранить – культурным практикам, без которых трудно оставаться цивилизованным человеком.

 • Трубу, в которую заходит цыпленок, но не исчезает, а выходит с другой стороны, многократно использовали в кино и мультфильмах как гэг, чтобы обнаружить несообразительность героя. Аналогом трубы может послужить рукав, в который можно спрятать яблоко или конфетку, а достать с противоположной стороны. Малыши долго воспринимают такие манипуляции как фокус. С семи лет Ребенок и сам может показывать такие фокусы.

 • Фокусы и прочие манипуляции дают представление об иллюзиях. Некоторые вещи кажутся такими, каковыми не являются на самом деле. Например, если смотреть на небо через розовое стекло, то и небо будет розовым, но ведь оно голубое. Если воду поставить в морозилку, она превратится в лед, но ведь это все равно вода. Веревочку можно завязать бантиком, а потом легким движением снова развязать. Папа легко подбрасывает гантельку вверх. Она легкая? Дайте попробовать малышу – да он ее в руках не удержит! Купите ему маленькие гантельки, пусть тренируется. Ребенок плачет, когда мама уходит на работу? Дайте ему возможность собрать маму на работу и проводить до двери. «В эту дверь? В эту? Куда же мне идти?» – изображает растерянность мама. «Вон в ту!» – показывает Ребенок с чувством превосходства.

 

Когда Ребенок знает, как это делается, уровень тревожности падает, формируется ощущение, что он и сам может управлять предметами, людьми и событиями. А это самое важное чувство взрослеющего человека.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: