ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ДИЗАРТРИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ
Выпускная квалификационная работа
по специальности – 031800 Логопедия
К защите допущена Выполнила:
«__»_________2006 г. студент VI курса
зав. кафедрой к. п. и., доцент заочного отделения
______________ Жуковин Н.Ю. факультета специальной педагогики
Алексейцева А.А.
Защищена в ГАК
«__»__________2006 г. Научный руководитель
с оценкой ___________ К.п.н., доцент
Председатель ГАК:_____________ Дмитриева Л.И.
Члены ГАК:___________________
___________________
___________________
___________________
Москва 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования…………………..7
|
|
I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет
с дизартрическим компонентом……………………………………………………..7
I.2. Формирование словаря в онтогенезе у детей с нормальным
ходом развития…………………………………………………………….…….….18
I.3. Коррекционная работа по формированию словаря у детей
5-6 лет с дизартрическим компонентом…………………………………………..26
ГлаваII. Констатирующий эксперимент и его анализ…………………………..33
II.1. Организация и методы исследования………………………………...……….33
II.2. Анализ результатов исследования словаря у детей 5-6 лет с
дизартрическим компонентом………………………………………………………42
Глава III. Содержание комплекса речевых игр,
Направленных на формирование словаря у детей 5-6 летнего
возраста с дизартрическим компонентом…………………………………………..47
III.1. Теоретические основы формирующего эксперимента………………………47
III.2. Комплекс речевых игр, способствующих формированию
Словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим
компонентом………………………………………………………………………….52
III.3. Контрольный эксперимент и его анализ……………………………………...62
Заключение……………………………………………………………………………65
Список литературы…………………………………………………………….……..66
Приложение…………………………………………………………………….……..70
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования особенно актуальной становится проблема увеличения количества детей с дизартрией. У них несформированы все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Поэтому развитие речи у данной категории детей является одной из актуальных проблем логопедии.
|
|
В связи с этим представляется важным исследовать особенности овладения словарным запасом и возможностями целенаправленного формирования словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом. Эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца. В школе эти дети испытывают трудности и быстро попадают в ряды неуспевающих по русскому языку. Их словарный запас остается на бытовом уровне. Для успешного обучения в школе необходим нормальный уровень развития словаря. Основной целью словарной работы является обогащение словаря новыми словами, они должны войти в их активный словарь, научиться пользоваться им в речи. Формирование словаря у детей 5-6 лет является одним из условий готовности их обучения в школе, но технология данного процесса недостаточно разработана.
По мнению ряда авторов: Е.Ф.Соботович (1971), Л.В.Лопатиной (1986), Н.В.Серебряковой (1987), дизартрический компонент представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого, наряду с выраженными фонематическими нарушениями, отмечаются особенности в развитии лексико-грамматической стороны речи. Это выражается в бедности словаря и трудности актуализации его в экспрессивной речи. В речи детей часто встречаются разнообразие и стойкие семантические недостатки.
Поэтому вопросы изучения особенностей развития речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом, определение педагогических условий, обеспечивающих формирование лексики у данной группы детей приобретает особую актуальность.
Проблема исследования. Формирование словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом путем исследования семантической связи в игровой деятельности, что способствует более легкому и быстрому методу формирования лексики. Это явилось проблемой настоящего исследования.
Объект исследования. Словарь детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом.
Предмет исследования. Особенности логопедической работы по формированию словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом путем расширения сематических связей в игровой деятельности.
Гипотеза исследования. Эффективность логопедической работы по формированию словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом будет существенно повышена, если работа будет проводиться путем расширения структурно сематических полей и системного использования игр.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса ролевых игр, направленных на формирование словаря путем расширения семантических связей.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии;
2. Выявить особенности лексики у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом.
3. Составить и апробировать комплекс речевых игр, направленных на формирование словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом.
4. Определить эффективность разработанного комплекса речевых игр, направленных на формирование словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы.
К первому относится анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
|
|
Ко второму – изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка, наблюдение за детьми, эксперимент; процесс обучения и воспитания по разработанной системе, контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов; статистические методы обработки материалов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят более эффективно осуществить процесс по формированию словарного запаса у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом.
Практическая значимость исследования заключается в составлении содержания и определения основных путей коррекционно-педагогической работы способствующей формированию словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом. Разработанный методический материал может быть полезен и воспитателям детских садов. Материалы исследования могут быть использованы для повышения квалификации логопедов и воспитателей дошкольных учреждений.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования. Формирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего элемента.
Второй этап – проведение анализа результатов констатирующего элемента, разработка, уточнение и апробирование программы экспериментального обучения.
Третий этап:
1. Проведение и анализ формирующего эксперимента.
2. Анализ эффективности экспериментальной работы.
Организация исследования: сентябрь 2005 г- январь 2006 г.
Структура и объем выпускной квалифицированной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.