Исследование проводилось в три этапа

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ДИЗАРТРИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ

Выпускная квалификационная работа

по специальности – 031800 Логопедия

К защите допущена                      Выполнила:

«__»_________2006 г.                      студент VI курса 

зав. кафедрой к. п. и., доцент             заочного отделения

______________ Жуковин Н.Ю.        факультета специальной педагогики   

                                                               Алексейцева А.А.  

Защищена в ГАК

«__»__________2006 г.                             Научный руководитель

с оценкой ___________                             К.п.н., доцент

Председатель ГАК:_____________       Дмитриева Л.И.

Члены ГАК:___________________

               ___________________

               ___________________

               ___________________

 

 

Москва 2006

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования…………………..7

I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет

с дизартрическим компонентом……………………………………………………..7                                             

I.2. Формирование словаря в онтогенезе у детей с нормальным

ходом развития…………………………………………………………….…….….18                                                 

I.3. Коррекционная работа по формированию словаря у детей

5-6 лет с дизартрическим компонентом…………………………………………..26

ГлаваII. Констатирующий эксперимент и его анализ…………………………..33

II.1. Организация и методы исследования………………………………...……….33

II.2. Анализ результатов исследования словаря у детей 5-6 лет с                                                  

дизартрическим компонентом………………………………………………………42

Глава III. Содержание комплекса речевых игр,

Направленных на формирование словаря у детей 5-6 летнего

возраста с дизартрическим компонентом…………………………………………..47

III.1. Теоретические основы формирующего эксперимента………………………47

III.2. Комплекс речевых игр, способствующих формированию

Словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим

компонентом………………………………………………………………………….52

III.3. Контрольный эксперимент и его анализ……………………………………...62

Заключение……………………………………………………………………………65

Список литературы…………………………………………………………….……..66

Приложение…………………………………………………………………….……..70

Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития образования особенно актуальной становится проблема увеличения количества детей с дизартрией. У них несформированы все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Поэтому развитие речи у данной категории детей является одной из актуальных проблем логопедии.

В связи с этим представляется важным исследовать особенности овладения словарным запасом и возможностями целенаправленного формирования словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом. Эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца. В школе эти дети испытывают трудности и быстро попадают в ряды неуспевающих по русскому языку. Их словарный запас остается на бытовом уровне. Для успешного обучения в школе необходим нормальный уровень развития словаря. Основной целью словарной работы является обогащение словаря новыми словами, они должны войти в их активный словарь, научиться пользоваться им в речи. Формирование словаря у детей 5-6 лет является одним из условий готовности их обучения в школе, но технология данного процесса недостаточно разработана.

По мнению ряда авторов: Е.Ф.Соботович (1971), Л.В.Лопатиной (1986), Н.В.Серебряковой (1987), дизартрический компонент представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого, наряду с выраженными фонематическими нарушениями, отмечаются особенности в развитии лексико-грамматической стороны речи. Это выражается в бедности словаря и трудности актуализации его в экспрессивной речи. В речи детей часто встречаются разнообразие и стойкие семантические недостатки.

Поэтому вопросы изучения особенностей развития речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом, определение педагогических условий, обеспечивающих формирование лексики у данной группы детей приобретает особую актуальность.

Проблема исследования. Формирование словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом путем исследования семантической связи в игровой деятельности, что способствует более легкому и быстрому методу формирования лексики. Это явилось проблемой настоящего исследования.

Объект исследования. Словарь детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом.

Предмет исследования. Особенности логопедической работы по формированию словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом путем расширения сематических связей в игровой деятельности.

Гипотеза исследования. Эффективность логопедической работы по формированию словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом будет существенно повышена, если работа будет проводиться путем расширения структурно сематических полей и системного использования игр.

Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса ролевых игр, направленных на формирование словаря путем расширения семантических связей.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии;

2. Выявить особенности лексики у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом.

3. Составить и апробировать комплекс речевых игр, направленных на формирование словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом.

4. Определить эффективность разработанного комплекса речевых игр, направленных на формирование словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом.

 Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы.

     К первому относится анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

Ко второму – изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка, наблюдение за детьми, эксперимент; процесс обучения и воспитания по разработанной системе, контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов; статистические методы обработки материалов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят более эффективно осуществить процесс по формированию словарного запаса у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом.

Практическая значимость исследования заключается в составлении  содержания и определения основных путей коррекционно-педагогической работы способствующей формированию словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом. Разработанный методический материал может быть полезен и воспитателям детских садов. Материалы исследования могут быть использованы для повышения квалификации логопедов и воспитателей дошкольных учреждений.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования. Формирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего элемента.

     Второй этап – проведение анализа результатов констатирующего элемента, разработка, уточнение и апробирование программы экспериментального обучения.

   Третий этап:

1. Проведение и анализ формирующего эксперимента.

2. Анализ эффективности экспериментальной работы.

Организация исследования: сентябрь 2005 г- январь 2006 г.

Структура и объем выпускной квалифицированной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: