I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом

       Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдается обычно нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

     Внимание у детей с дизартрическим компонентом менее устойчивое, чем у детей с нормальной речью. Проведенное исследование Р.И.Мартыновой отдельных заданий на внимание позволило выявить пониженный уровень устойчивости и переключаемости внимания у детей с дизартрическим компонентом. Нарушение механизма устойчивости и переключаемости внимания, по-видимому, зависит от недостаточной подвижности основных нервных процессов в коре больших полушарий.

      Характер выполнения задания на зрительную память у детей с дизартрическим компонентом аналогичен результатам исследования их на переключаемость внимания, что, по-видимому, связано с нарушением нейродинамических связей в коре больших полушарий головного мозга. Слабость процесса запоминания слов у детей связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения.

Таким образом, у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом значительные отклонения, которые можно объяснить не только нарушением их фонематического слуха, но и расстройством активного внимания. При выполнении заданий у детей с дизартрическим компонентом ответы неуверенны, пассивны, дети быстро истощались, проявляли негативизм. У них отмечалась ослабленная мыслительная деятельность, которая не носила характер умственной отсталости, а проходило по типу астенизации с выраженным снижением функции внимания и памяти.

       Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Они двигательно беспокойны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.

Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.

    Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и порезы, моторика их отличается общей неловкостью, они не ловки в навыках самообслуживания, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и к другим видам ручной деятельности. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса. [ 28, 80]

     По исследованиям С.С. Ляпидевского, С.Н.Шаховской, психических процессов (внимания, памяти, мышления) у исследуемых детей показано, что различие между исследуемыми группами проявляется не только в нарушении одной локальной функции – нарушение речи, но и совокупности всех психических процессов. Отмечается и нарушение нервно-психических функций, что требует более активного медико-педагогического воздействия. Работа логопеда не должна ограничиваться постановкой и исправлением только дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон коррекции личности ребенка в целом. [50, 90]

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрический компонент, который имеет тенденцию к значительному росту. Он часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, общим недоразвитием речи. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющегося в неврологических, психологических и речевых симптомах. Дизартрический компонент представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Основным симптомом речевого дефекта при дизартрическом компоненте являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом подаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонетического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.

Эти расстройства затрудняют процесс школьного обучения. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний. 

В работах Г.А.Каше (1979), М.Е.Хватцева (1977), Р.И.Лалаевой (1987) отмечается, что число детей с нарушением речи, таким как дизартрический компонент, имеется у большева количества исследуемых детей. М.Е.Хватцев (1959) считал, что косноязычие обусловлено расстройствами головного мозга:

а) механическими внутриутробными природовыми травмами головки младенца, часто с кровоизлияниями;

б) перенесенными в раннем детстве болезнями (дифтерия, скарлатина, менингит, энцефалит, корь, сыпной тиф), длительным и тяжелым истощением (дистрофия);

в) значительно реже в результате болезней родителей (сифилис, алкоголизм, туберкулез, нервность, глубокое истощение и пр.)

Под воздействием перечисленных вредных факторов происходят или аномальное развитие мозга, или частичные деформации его, перерождение некоторых его клеток под влиянием интоксикации, или разрыв нервных связей. Такие поражения центральной нервной системы вызывают нарушения многих функций в деятельности ребенка, как физических, так и психических, и, прежде всего в области речи.

Косноязычие, вызванное органическим поражением или функциональным расстройством речевых аппаратов и их связей между собой в головном мозгу – от коры до ядер продолговатого мозга включительно называется дизартрией. Дизартрия представляет собой все формы косноязычия от искажения звуков «смазанной речи», до гнусавого невнятного произношения. [60,89]

А.Р.Лурия (1947) утверждал, что у детей с дизартрическим компонентом наблюдается недостаточность кинестетического отдела речедвигательного анализатора. Слабость кинестетического звена обуславливает, по-видимому, своеобразную апраксию мимико-артикуляционной мускулатуры, препятствующую развитию подражательных речевых движений.[49,87]

Почти у всех детей, как самых маленьких, так и более старших, наряду с дизартрической симптоматикой наблюдаются различного типа гиперкинезы, насильственный смех и плач. Что отражено в исследованиях З.И.Тельновой (1973), О.В.Правдиной (1973), исходя из своих научных работ, пришла к выводу, что в зависимости от локализации поражения клинического проявления дизартрии будут неодинаковыми. Патологические изменения при дизартрических компонентах сводятся к повреждениям коры головного мозга в переднем участке процентральной извилины, в передней центральной извилины. Некоторые общие клинические симптомы характерны для такой категории детей. Это нарушение мышечного тонуса и артикуляционной мускулатуры, спастичность артикуляционных мышц, ограничение подвижности артикуляционных мышц. Характерной особенностью детей с дизартрическим компонентом является нарушение голоса, что в значительной степени зависит от патологического состояния мышц гортани. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата, вибрация голосовых связок нарушается. Поэтому сила голоса становится минимальной. [53,105]

В работах таких авторов, как К.А.Семенова (1977), Е.М.Мастюкова (1975), М.Я.Смулина (1967) отмечается, что нарушение дыхания также является частым при дизартрических компонентах.

Hарушение фонового уровня речевой системы в период формирования речевой функции, при отсутствии или недостаточности логопедических мероприятий, может приводить к сложной речевой дезинтеграции и на более поздних этапах заболевания. Все больше начинает выявляться недостаточность смыслового уровня речевой системы (фонематические и семантические нарушения, патология письма и чтения). Поэтому при работе с детьми, страдающими дизартрией, необходимо наряду с развитием звукопроизношения большое внимание уделять развитию слуховой, функциональной системы, воспитанию фонематического слуха, работа над развитием понимания речи. [60, с.140]          

О.В.Правдина в своей работе отмечает, что у всех больных дизартрией расстройство произношения заключается в смазанной, невнятной артикуляции звуков с наличием как полных, так и частичных замен, а также в нарушениях плавности, темпа и громкости речи.[53,96]

Рассматривая особенности речи с дизартрическим компонентом, Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова отмечают характерные черты: нарушение артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничение объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов язычка, губ, нарушение дыхания; расстройство голосообразования. Речь при дизартрии смазанная, нечеткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или (чаще) замедленным (брадилалия). Фраза формируется нечетко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерные пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдается и нарушение голоса: голос тихий, часто неравномерный – то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый. При дизартрическом компоненте нарушены лексико-грамматические стороны.[28,77-78]

Основными методами коррекции звукопроизношения являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический.

  У детей дошкольного возраста дизартрия обычно сочетается с общим недоразвитием речи. У большинства детей отмечается своеобразие словарного запаса, что находит выражение в употреблении одних и тех же слов для обозначения предметов и действий с ними, в отсутствии ряда слов-названий, в несформированности многих родовых, видовых и обобщенных понятий. Особенно ограничен у них словарный запас слов, обозначающих признаки и качество предметов, а также различные виды действий с ними. У детей отмечается нарушение правильного применения глаголов в возрастной форме, в различных временах, затруднения в употреблении предложений со сравнительными оборотами, наречиями, обозначающими разную меру и полноту действий. У этих детей своеобразие проявляется в недостаточном понимании многозначных слов, в трудностях различения синонимов. Недостаточность и бедность словарного запаса, непонимание отдельных грамматических форм и выражений вызывают затруднения в осмыслении текстов, арифметических задач, художественных произведений.

Е.Н.Винарская (1973) подчеркивала, что дизартрические расстройства речи наблюдаются часто при самых различных в топическом плане очаговых поражений мозга (напр. коры левого, и правого полушария).

Л.Ф.Литвак (1959) заостряет внимание на локально-диагностическом значении дизартрических расстройств речи. Под дизартрией автор понимает расстройство артикуляции, которые, однако, трактуются им нечетко; в их числе включаются различные нарушения темпа, ритма, интонации речи.[44,36]

Изучение природы дизартрий нашло известное отражение в практике отечественной логопедии. Так в работах О.В.Правдиной (1969) понятие дизартрии определяется уже с неврологических позиций, и со ссылкой на наши работы представляются отдельные синдромы соответствующих звуковых расстройств. Но нередко может наблюдаться так называемый дизартрический компонент, в основе которого лежат лишь очень небольшие, буквально «точечные» органические поражения коры головного мозга. Их наличие приводит к порезам лишь отдельных небольших групп артикуляторных мышц (например, только кончика языка, или только одной его стороны).[53,90]

Учитывая сложность диагностики детей с дизартрическим компонентом, следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребенка. Еще В.М.Бехтерев (1969) пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи.

Указанная связь особенно ярко проявляется при дизартрии. Дизартрия нередко приводит к недоразвитию речи (неполноценности словаря, нарушению грамматической связи слов), а в школьном возрасте – к нарушениям письма и чтения. Исправление этих дефектов возможно лишь в результате длительных, своевременно начатых логопедических занятий в сочетании с лечебными мероприятиями. Успех в преодолении нарушений речи у детей, страдающих дизартрией, зависит во многом от правильного сочетания специального лечения, обучения и семейного воспитания. Классификация форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Наиболее часто встречается форма детской дизартрии псевдобульбарная. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного во внутриутробном периоде, во время родов или в раннем детстве органического поражения мозга как следствие энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. В результате у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Ребенок плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица. Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различна.[6,95]

Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС, результат воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающий мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкая, средняя и тяжелая.

Легкая степень характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Нередко проявление легкой степени дизартрии называют дизартрическим компонентом, то есть парезы отдельных мышц артикуляционного аппарата, нарушающих процесс произношения. В последнее время отмечается большая распространенность этой категории детей в связи с увеличением случаев ранней энцефалопатии. Проблемой минимальных дизартрических расстройств занимаются Г.В.Чиркина (1971), Л.В.Лопатина (1968), И.Б.Карелина (1972), В.А.Киселева (1985). Недостатки произношения оказывают неблагоприятное влияние на фонематическое развитие. Нарушение структуры слова почти не наблюдается, особенности овладения грамматическим строем и лексикой выражены неярко.

Дети со средней степенью дизартрии представляют многочисленную группу. Для них характерна амимичность, отсутствие движения лицевых мышц: ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно их сомкнуть. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо часто бывает малоподвижным, голос имеет носовой оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Звонкие согласные чаще заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в стечении согласных опускаются. Речь таких детей оказывается непонятной для окружающих. Как правило, дети с подобным нарушением не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные для них условия обучения и воспитания созданы в специальных школах для детей с тяжелым нарушением речи (5 вида), где осуществляется индивидуальный подход к таким учащимся. [60,45]

Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонение в словарном запасе слов, часто употребляются слова в неточном значении, подменяя смежными по сходству, по ситуации, по звуковому составу и т.п.

Характерным для детей с дизартрическим компонентом является довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, достаточный запас обиходных сведений и представлений. Но отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводит к расхождению между активным и пассивным словарем. Пассивный словарный запас значительно шире активного, но часто из-за трудностей произношения дети отказываются от использования многих слов в активной речи.

У детей, не владеющих речью из-за очень тяжелых расстройств артикуляционного аппарата, также часто выявляется довольно большой пассивный словарь. Они знают и могут показать по картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, вагон, памятник. Уровень овладения словарным запасом языка зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается.

Для детей – дизартриков, как и вообще для детей с общим недоразвитием речи, характерно недостаточное овладение грамматическими формами языка. В их речи часто опускаются предлоги, недоговариваются окончания или неправильно употребляются, не усваиваются падежные окончания.

Самостоятельное письмо детей отличается бедным и неправильным построением предложений, пропусками некоторых членов предложения и служебных слов. Техника чтения детей с диз.компонентом обычно крайне затруднена из-за малоподвижности артикуляционного аппарата, трудностей переключения от одного звука к другому. Чтение большей части послоговое, не окрашено интонационно. Указанные особенности речевого развития детей, страдающих дизартрическим компонентом, с дизартрией показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектовзвуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя, исправление нарушений письма и чтения. [60,57-58].

Профессор Н.А.Крышова отмечает, что боковой сигматизм является следствием «ассиметрического» развития речедвигательного аппарата на почве псевдобульбарных явлений. Очень ценными являются наблюдения Р.А.Беловой - Давид, обнаружившей при боковом сигматизме наличие органических микросимптомов в виде легких эффективных и аффективных парезов, слабости лицевых и подъязычных черепно-мозговых нервов. Подобное искажение звукопроизношения Р.А.Белова-Давид рассматривает как дизартрическое расстройство, поскольку в его основе лежит нарушение эффективной речедвигательной функциональной системы в ее корковом отделе, одно или двуполушарное поражение первых клеток нижней трети передней центральной извилины мозга. [4,71].

Е.Ф.Соботович и А.Ф.Чернопольская отмечают, что боковой сигматизм обусловлен односторонними парезами подъязычного и лицевого нервов и поэтому считают возможным отнести боковой сигматизм к дизартрическому компоненту псевдобульбарной дизартрии. [5,71].

Среди симптомов дизартрий, прежде всего нужно отметить напряженность речи, которая констатируется на слух и проявляется в поведении больных. При очаговых поражениях премоторного отдела мозга доминантного полушария патологически организованные двигательные навыки теряют свое единство и автоматизированность. Возникающая кинетическая апраксия может быть охарактеризована по Н.А.Бернштейну (1977) следующими признаками. Движения больного неловки, замедленны. При этом расстройства речи возникают часто и в большинстве случаев бывают комплексного характера: премоторная апраксическая дизартрия сочетается с явлениями моторной афазии. К ним относятся замедленность и напряженность речи, бедность активного словаря, аграматичное построение речи, характерные нарушения чтения и письма.[40,198]

 У дошкольников с дизартрическим компонентом наряду с дефектами звукопроизношения имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Для детей с дизартрическим компонентом трудновыполнимыми оказываются различие близких по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т.д. Мы видим, что артикуляторные затруднения оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это свидетельствует о том, что у детей имеется недоразвитие фонематического восприятия, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. При дизартрическом компоненте кроме искажения звукопроизношения наблюдается и нарушение просодики. Поэтому параллельно необходимо работать над правильным речевым дыханием и голосоведением. Дизартрический компонент нередко приводит к недоразвитию речи (неполноценности словаря, нарушению грамматической связи слов), а в школьном возрасте – к нарушению письма и чтения. Исправление этих дефектов возможно в результате длительных, своевременно начатых логопедических занятий в сочетании с лечебными мероприятиями.

В исследованиях ряда авторов Р.А.Белова-Давид (1969), Г.В.Гуровец (1972), С.И.Маевская (1972), Р.И.Мартынова (1975), Л.В.Лелехова(1969), Е.Ф.Соботович (1971), Л.В.Лопатина (1984) и др. отмечается, что у детей с дизартрическим компонентом, наряду с ведущими расстройствами фонематической стороны речи, часто наблюдается и недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушения со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей с дизартрическим компонентом, которые находятся в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. [44,78].

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, памяти) расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Психологические, лингвистические исследования речи доказывают значимость не только подражательной, но и творческой активности ребенка в ходе формирования словаря у детей дошкольного возраста с дизартрическим компонентом. У дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: