Вопрос. Реализация идеи природосообразного развития в педагогической деятельности Песталоцци

    Идея природосообразности в понимании Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой — это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не с наблюдением за предметами. Отсюда — необходимость. предметного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом».Его опыт должен найти ясное выражение в словах.
Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно.                                                                               Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.
При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри его». Педагогическая концепция и детские дома Корчака

 Согласно теории Корчака, все общество подразделялось на взрослых и угнетаемых ими детей Основа концепции Корчака – абсолютная ценность детства. Он отмечал важное значение счастливого, наполненного радостью детства в формировании личности. Главный принцип воспитательной системы Корчака - уважение личности и прав ребенка, а также доверие к маленькому человеку согласно теории, ребенок имеет законом закрепленное право на уважение.

Право ребенка быть тем, кто он есть, согласно концепции, не уменьшает значения воспитания в формировании личности ребенка. Теория Корчака – это не теория свободного воспитания. В воспитании, по его мнению, не должны превалировать запреты и в то же время вседозволенность. Это скорее направление в сторону разумного воспитания. Главной установкой в теории воспитания Корчака было «не навредить». Корчак считал, что воспитания без участия в этом процессе самого ребенка существовать не может. Именно поэтому в его детских домах прививались навыки самовоспитания, самопознания, самообладания и самостоятельности. Свои педагогические принципы Корчак воплотил в воспитательном процессе его детских учреждений – «Доме сирот» и «Нашем доме».В этих домах были созданы места проживания, отдыха, товарищеский суд и мн. др.

 

11. Теоретические основы педагогической системы Толстого и ее реализация в Яснополянской Теоретические основы педагогической системы Л.Н. Толстого и ее реализация в Яснополянской школе. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910 гг.) – великий русский писатель и мыслитель, горячий сторонник «свободного воспитания». На формирование философско-педагогических взглядов Л.Н.Толстого огромное влияние оказал Ж.-Ж. Руссо. Опираясь на его положение об идеальной природе ребенка, Л.Н.Толстой призывал отказаться от какого-то ни было воспитания как недопустимого, по его мнению, давления на еще не сформировавшуюся личность. В Яснополянской школе, открытой для крестьянских детей, было реализовано стремление Л.Н.Толстого создать систему образования «не для народа, а из народа» и нашли отражение основные положения его авторской педагогической системы. В течение 1861 – 1862 гг. по инициативе Л.Н. Толстого, поддержанной крестьянами, в ближайших к Ясной Поляне районах было открыто 14 начальных сельских школ, куда в качестве учителей были приглашены, главным образом, студенты. Критическое отношение к содержанию и методам преподавания в церковно-приходской школе подтолкнуло Л.Н. Толстого к созданию школы, основанной на нравственном учении истинного христианства, на идеях свободного воспитания, на «народном» содержании образования, реализуемом через детскую творческую активность.

 

12вопрос Исследуя опыт С.Т. Шацкого, можно говорить о трех созданных им в разные периоды жизни воспитательных системах. Стержнем воспитательной системы С.Т. Шацкого являлось взаимодействие школы и среды..Т. Шацкий начал свою педагогическую деятельность с создания детской колонии «Сетлемент» в Марьиной роще (1905-1910). В основе ее воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможности для всестороннего развития сил. Целью было: создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее реализации.Согласно его концепции, необходимо не только учитывать и использовать в воспитании окружающую среду, но и непременно включать детей в ее преобразование на основе знаний, полученных в школе. На последнем этапе деятельности (1929-1931) С.Т. Шацким большое внимание стало уделяться участию школы в преобразовании общественных отношений. Возникает третья модель воспитательной системы под влиянием требования форсировать темпы социального строительства.

Цель воспитания С.Т. Шацкий определяет следующим образом: сформировать нового человека, активно участвующего в колхозном строительстве. На первый план выдвигается общественно-полезная деятельность, направленная на создание колхозов, участие детей в посевной кампании, агитацию родителей вступать в колхоз, участие детей в ремонте обобществленной техники.

Одним из лидеров новой педагогики в 20-х гг. был П.П. Блонский. Он определял воспитание как преднамеренное организованное длительное воздействие на развитие ребенка. Признавая важную роль биологических факторов, П.П. Блонский вместе с тем подчеркивал значение социальной наследственности, определяемой общественными условиями жизни. Социальное воспитание определялось им как сложный и неоднозначный процесс не только усвоения воспитанником исторически сложившейся человеческой культуры, но и как процесс формирования на этой основе самостоятельной, активной и творческой личности.

13 вопрос  Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вави­лония, Ассирия, Египет, Китай, Индия и др.). Здесь получили развитие три основных типа школы: жреческие школы, которые создавались при храмах и готовили служителей культа, — они относились к господствующему слою общества и были окружены почитанием как первые толкователи религиозного учения, причастные к таинствам молитв и обрядов; дворцовые школы, которые предназначались для обучения детей рабовладельческой знати — элиты общества; школы писцов-чиновников, которые были призваны удовлетворять нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строи­тельстве ирригационных сооружений и в уходе за ними.

 

14. Влияние христианства на школу раннего средневековья.

 

Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

 

В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.

В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.

 

Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.

 

 Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.

 

 Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным.

Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций (480-524). Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл «квадриум» (четвертый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путем) – грамматикой, риторикой, диалектикой – составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: