Современные подходы и методы изучения истории образования и педагогической мысли

В настоящее время интерес к событиям российской истории первой половины XIX в. возрастает. С 1990-х г. в научном сообществе начался и продолжается процесс значительного переосмысления основных трендов той эпохи. Это не могло остаться вне поля зрения и отечественной историко-педагогической науки.

Авторы исследований, преодолевая определенные стереотипы предыдущего, клас-сово-детерминированного подхода к оценке исторических событий, обращают все больше внимания на то, что первая половина XIX в., несмотря на все трудности и противоречия того времени, - это период поступательного, достаточно интенсивного развития отечественной системы образования.

Следует также обратить внимание на вузовские учебники, хрестоматии, антологии по истории педагогики и образования, в которых первая половина XIX в. оценивается как важный этап, когда формировалась национальная система образования, развивалась педагогическая мысль.

Дальнейшие преобразования, осуществленные в XIX в., логично продолжили начатую предшествующими поколениями работу по завершению государственной системы образования и просвещения в стране.

При анализе состояния отечественной педагогической мысли в исследуемый период необходимо подчеркнуть, что в России были хорошо осведомлены о лучших достижениях педагогической мысли за рубежом. С учетом достигнутых западноевропейской педагогикой рубежей происходило осмысление национального пути развития образования и просвещения. Так, например, гуманистическая направленность педагогических идей Песталоцци нашла достаточно широкий отклик в России.

 

2. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Принципы воспитания – это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Среди важнейших принципов воспитания необходимо отметить следующие: 1. Принцип природосообразности воспитания. Идея природосообразности зародилась в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель), однако глубокую разработку она получила в трудах Я.А. Коменского (см. 6.1). Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических концепциях Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега. Принцип природосообразности в европейской педагогике XIX–XX вв. послужил основой многих педагогических концепций: теории свободного воспитания, педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода. 2. Принцип культуросообразности воспитания. Идея культуросообразности впервые появилась в трудах Д. Лок-ка, который объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в опыте определяются воспитанием и условиями жизни. Собственно принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф.А. Дистервег. Он утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых человек родился и живет. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой в русле этих идей писали о народности в воспитании. 3. Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных учениях, в них формулировалась мысль о том, что задачей воспитания является развитие личности. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного процесса наиболее свойственна учению Ж.-Ж. Руссо. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) развитие человека трактуется как процесс свободного раскрытия им своих способностей, а воспитание – как создание возможностей для самореализации и самоконтроля. Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на развитии личности не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Некоторые принципы обучения, такие как принципы наглядности, систематичности и последовательности, воспитывающего и развивающего обучения и другие, оставаясь актуальными и в современной школе, нашли серьезную разработку в трудах многих педагогов. Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, нравственных и познавательных способностей учащихся путем развития их потенциальных возможностей. Как стройная теория развивающее обучение сложилось в трудах Л.С. Выготского. Вместе с тем с разных теоретических позиций проблемы развивающего обучения рассматривались в педагогических концепциях И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Ф.А. Дистервега, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В частности, Дистервега считают ученым, впервые обосновавшим в педагогике идею развивающего обучения.

 

3. Истоки гуманистических идей педагогики.  Гуманистические идеи педагогики уходят во времена Античности, именно там впервые задались вопросом о значении личности ребенка в процессе воспитания, о том какое влияние оказывает воспитательный процесс и личность воспитателя на ребенка. Гуманизация воспитательно-образовательного процесса основана на уважении личности ребенка, его полноценном и всестороннем развитии.
Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия.

 Английская гуманистическая педагогическая мысль была представлена сочинениями философа, писателя, политика Томаса Мора.Он видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.

 

Немецкая педагогическая мысль была представлена именем крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения, Дизедерия Эразма Педагогические взгляды он излагал в работах «Беседы», «Метод изучения», «Свободное воспитание детей» Формулируя цель воспитания, Эразм Роттердамский превыше всего ставил благочестие и нравственность, он выдвинул идею всеобщего обучения. По его мысли, широким массам населения, которым недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение.

 

Выдающийся французский педагог, автор знаменитого труда «Опыты», Мишель Монтень рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье.

 

 

4 вопрос Жан – Жак Руссо. В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, – свобода.

Руссо выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами.

Лев Николаевич Толстой. Толстой сформулировал такое правило: «критерием педагогики – свобода», что послужило основанием к обвинению его в подражании Руссо и пропаганде идей «свободного воспитания».

По мнению Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала общества. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Очень важно отметить, что настойчивое требование Толстого о свободном воспитании было форм

Константин Николаевич Вентцель. К. Н. Венцель - педагог, представитель теории свободного воспитания. Отвергая старую школу, настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития. Организовал Дом свободного ребенка (1906-1907), где основной упор делался на ручной труд и воспитание активного альтруизма (нравственной любви). Автор одной из первых в мире «Декларации прав ребенка» (1917).ой его протеста против царской официальной педагогики и казенной школы.

Мария Монтессори (1870-1952). Школа М. Монтессори, итальянского психиатра и педагога, основана на теории свободного воспитания. Деятельность школы направлена на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста путем развития отдельных чувств и органов восприятия в сензи-тивные периоды (т. е. периоды в развитии ребенка, когда он становится особенно чувствительным к соответствующим данному периоду внешним воздействиям). М. Монтессори сформулировала принцип организации особой воспитывающей и активно формирующей среды, в которой развиваются дошкольники. Ребенку необходимо предоставлять условия для самовоспитания и самообучения. Ввела самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами. Разработала интересный дидактический материал.

 

 

5 вопрос В.Г. Белинский (1811–1848) стал основоположником революционно-демократического направления в российской общественной мысли и в российской педагогике. Его важнейшие требования: свобода личности, равенство и т.д. Главными противниками свободы личности, прогресса страны, по его мнению, были монархический строй и православие, которые следовало устранить.

Н.Г. Чернышевский (1828–1889) сыграл большую роль в утверждении и развитии революционно-демократической идеологии и педагогической мысли.
Как последователь идей эпохи Просвещения, он доказывал, что прогресс общества определяется степенью развития разума, а потому просвещение является важнейшим двигателем прогресса человечества. Поэтому важнейшей задачей философии, науки, литературы, искусства является, по Чернышевскому, умственное и нравственное развитие народа. Отсюда особая ответственность интеллигенции, просвещенных людей перед своим народом за его образование и воспитание (вообще, сочинения Чернышевского сыграли большую роль в укоренении в России таких понятий, как долг, служение Родине и народу), ответственность за образование тех, кто его лишен – простой народ, женщины. Чернышевскому принадлежит большая заслуга в обосновании антропологического принципа в качестве ведущего научного принципа социальных наук, в том числе и педагогики.
Н.Д Добролюбов (1836–1861) оказал заметное влияние на развитие педагогической мысли России. Им написан целый ряд глубоких педагогических статей, в которых он изложил свое понимание природы ребенка и его воспитания.
Исходная идея педагогики Добролюбова – идея разумной природы ребенка, которую он выдвинул в статье «О значении авторитета в воспитании». Правильное воспитание, доказывал Добролюбов, должно строиться в соответствии с разумной природой ребенка, должно ориентироваться на «развитие внутреннего человека». Опираясь на эту идею, Добролюбов сумел пересмотреть многие стороны существовавшего образования и определить пути его совершенствования. Так, он выступил решительным противником авторитарных концепций воспитания, требовавших подавления воли ребенка и подчинения его «разумной воле взрослого», против неразумного наказания детей, особенно физического. И видимо благодаря страстной и решительной позиции Добролюбова, уже в 60-е гг. физические наказания в российской школе были официально отменены. Кто подсчитает, скольким миллионам детей сохранил Добролюбов здоровье своей бескомпромиссной позицией... Добролюбов внес определенный вклад в совершенствование содержания школьного обучения и детского чтения.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) - писатель, философ, публицист. Выступал за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. В течение всей жизни интересовался педагогическими проблемами. Педагогические взгляды определялись философскими (атеизм и материализм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями

6 Вопрос К. Д. Ушинский считал, что народ нужно развивать духовно, опираясь на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Многие его работы, в том числе «Родное слово» (1864 г.), были посвящены рассмотрению этой проблемы. Основой в педагогической теории К. Д Ушинского была мысль о народности воспитания

Начало духовного развития человека положила статья «О на­родности в общественном воспита­нии» (1857 г.), в которой К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание, созданное самим народом и ос­нованное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в педагогических системах, постро­енных на абстрактных идеях

К. Д. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная интересам народа, развивает и укрепляет в детях важные психологические черты, такие как: патриотизм и национальную гордость, любовь к труду

Л.Н. Толстой высоко ценил народную педагогику, защищал в своих педагогических статьях принцип народности в воспитании детей, подчеркивал важность здорового семейного уклада, необходимость тесного общения родителей с детьми. Данные подходы были реализованы им в практической деятельности в Яснополянской школе, где создавалась атмосфера бережного, внимательного, заботливого отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности.

7 вопрос Понятие «авторские педагогические системы» тесно связано с понятием «авторская школа». Авторские школы – это экспериментальные учебные заведения, деятельность которых построена на основе оригинальных педагогических идей. Они представляют собой новую образовательную систему (или систему с элементами новизны) и создают ранее не известную образовательную практику. Создателем, автором-организатором такой школы чаще всего является талантливый педагог, выдвинувший оригинальные философские и педагогические идеи и ведущий вместе с коллективом поиски путей их воплощения.

В отдельных случаях авторство может принадлежать группе лиц. Для авторской школы характерно создание собственных концепций развития, в основу которых положены идеи и замыслы автора.

Отличительные характеристики «Авторские педагогические системы»: инновационность, альтернативность, концептуальность, систематичность и комплексность преобразований, социально-педагогическая целесообразность, реальность и эффективность)






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: