Методика и диагностика констатирующего этапа педагогического исследования

 

В психологическом исследовании были использованы следующие методики: «Графический диктант», «Образец и правила», «Лабиринт», ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасика.

Отдельно о каждой методике можно сказать следующее.

         1.Методика («Лабиринт»)

Конец формы

Методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации). Оценка производится в «сырых» баллах без перевода в нормализованную шкалу. Материал представляет собой комплект листов, на кото­рых изображены полянки с разветвленными дорожками и до­миками на их концах, а также «письма», условно указываю­щие путь к одному из домиков (см. приложение главы 2).

Первые два листа (А и Б) соответствуют вводным задачам.

Детям вначале даются две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10 (листы 1-10).Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. (Проверяющий указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Все найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».

Проверяющий смотрит, как решил задачу каждый ре­бенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. Переходя ко второй вводной задаче, проверяющий пред­лагает детям перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачи­вать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция. К задачам 1-2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от трав­ки. Найдите нужный домик и зачеркните». К задаче 3: «Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его». К задаче 4: «Смотрите на письмо. Надо пройти от трав­ки сначала мимо березки, потом — мимо грибка, елочки, потом стульчика. Отметьте домик». К задачам 5-6: «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его». К задачам 7-10: «Смотрите на письмо, в нем нарисова­но, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».

Оценка результатов

При обработке результатов по каждой из задач 1-6 за каждый правильный поворот начисляется 1 очко. Поскольку в задачах 1-6 необходимо сделать четыре поворота, макси­мальное количество очков за каждую из задач — 4. В зада­чах 7-10 за каждый правильный поворот начисляется 2 очка; в задачах 7-8 (два поворота) максимальное количество очков равно 4; в задачах 9, 10 (три поворота) — 6 очков. Все оценки, полученные ребенком в отдельных зада­чах, суммируются. Максимальное количество очков — 44.

        2. Методика «Образец и правило»

Конец формы

Методика направлена на выявление умения руковод­ствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлека­ющее влияние посторонних авторов. Результаты ее выпол­нения отражают также уровень развития наглядно-образ­ного мышления 6-летних детей. Материалом служат книжечки с заданиями. На первой странице книжечки записываются данные о ребенке и дата проведения обследования. После того как детям розданы книжечки, проверяющий, держа в руках такую же, говорит: «У вас у всех такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного на второй странице); их соединили так, что получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки, вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные?».


Образцы заданий к методике «Образец и правило»

Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит: «Правильно, они разные. Одни точки — как маленькие крестики, другие — как маленькие треугольники, есть точ­ки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольниками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете непра­вильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, переверните страницу и будете рисовать следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».

Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу выполнения проверяющий и ассистент следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение очередное задачи, каждый ребенок переходил к следующей, по просьбе детей стирают указанные ими линии.

Оценка результатов

За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов. В случае если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, ставится 0 баллов. В случае если нарушено правило и правильно воспро­изведен образец, ставится 1 балл. В случае если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, также ставится 1 балл. В случае если не нарушено правило и правильно вос­произведен образец, ставится 2 балла.

Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дро­жащая» линия и т.п.) не снижают оценки. Суммарный балл (СБ) выводится путем суммирования баллов, полученных за все 6 задач. Он может колебаться в пределах от 0 (если за все задачи получено 0 баллов) до 12 баллов (если за все задачи получено 2 балла).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: