Задачи исследования представляют собой конкретные действия, которые необходимо предпринять в ходе исследования, чтобы достичь поставленной цели.
Для разработки задач необходимо учитывать следующее:
1. Задачи должны соответствовать заявленной теме исследования, т.е. сумма задач должна реализовывать гипотезу исследования и достигать поставленной цели;
2. При формулировании задач целесообразно использовать инфинитив активных глаголов: «изучить», «определить», «установить», «сформулировать» и т.д., так как формулировка цели также содержит в себе названную глагольную форму;
3. Желательно, чтобы задача коррелировала (т.е. была связана по смыслу) с параграфом работы.
Теоретическая основа – это научные концепции, которые легли в основу проведенного исследования.
По сути, это научные школы и их подходы, отдельные авторы, которые занимались изучением проблемы, взятой Вами для рассмотрения.
Методы исследования – это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.
|
|
Основные общие методы, которые используются в педагогическом исследовании, подразделяются на две группы:
Теоретические методы:
1. Метод анализа (аналитический метод) – расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, аспекты, качества и т.д.) и последующее сравнение, сопоставление по конкретному признаку;
2. Метод статистики (статистический метод) – выявление объектов с одним качеством, свойством, признаком и т.д., ранжирование объектов на основе этого качества, шкалирование, присвоение им баллов;
3. Метод прогрессивного анализа, метод прогнозирования – выстраивание траектории развития объекта, в соответствии с полученными в ходе исследования данными, на основе его главных свойств, качеств, характеристик и т.д., определение возможных последствий, развития и т.д.;
4. Метод моделирования – изучение путем создания копии объекта исследования, создание условной ситуации, в которой изучаются конкретные изменения объекта;
5. Исторический метод (историко-генетический метод) – изучение опыта педагогической деятельности ученых и педагогов-практиков.
Практические методы:
1. Метод наблюдения – наблюдение за объектом исследования. Наблюдение может быть включенным, т.е. испытуемый знает, что за ним наблюдают, и опосредованным, когда исследователь осуществляет наблюдение со стороны; краткосрочным, когда наблюдение происходит в краткие сроки (например, несколько занятий в школе или 1 месяц) и лонгитюдным, когда проводится повторное исследование для контрольного замера и сопоставляется с результатами предыдущего для подтверждения достоверности результатов исследования, либо когда исследование растянуто на очень долгий срок (например, 10 лет);
|
|
2. Экспериментальный метод – проведение эксперимента с целью подтверждения или опровержения гипотезы и получения конкретных результатов исследования. Выделяют лабораторный эксперимент, когда для изучения объекта создаются специальные условия, полевой эксперимент, когда объект исследования находится в естественных условиях, а также формирующий эксперимент, когда необходимо сформировать у испытуемого некое качество, знание, умение, навык и т.д.;
3. Метод тестирования – проведение теста для определения конкретных параметров, выявления качеств, свойств объекта;
4. Метод опроса – проведение специально организованного или случайного опроса. В зависимости от методов опроса выделяют анкетирование, т.е. письменный опрос, а также интервьюирование, т.е. устная беседа. Анкетирование может быть с использованием закрытого типа анкет, т.е. с четко сформулированными вопросами и ограниченным выбором ответов, и открытого типа, где предлагаются сформулировать собственные предложения по проблеме.
В научной сфере так же выделяют специфические, частные методы исследования, связанные с узкой предметной областью исследований.
Например, морфологический анализ как метод исследования используется в лингвистике, социологии и других науках; эклектика – метод философии, основанный на соединении разрозненных, изначально не имеющих общего начала фактах; биографический метод – разносторонний анализ жизни человека с позиции оценивания им самого себя, а также окружающих, фактов, документов из его жизни и т.д. – используется в истории и социологии.
Действительно, существует достаточно большое количество методов исследования. Главное – это не название метода, который может меняться в зависимости от научной школы, а его адекватный выбор и адекватное использование. Метод должен соответствовать условиям проведения эксперимента, научного исследования.
Практическая значимость исследования – это та прикладная польза, которую принесет исследование.
Довольно часто в психолого-педагогических исследованиях напрямую заинтересованы муниципальные и федеральные учреждения образования, которые делают заказы на проведение исследований с чисто практической точки зрения.
Итак, напомним, какие структурные компоненты должно содержать введение курсовой или выпускной квалификационной работы (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Компоненты содержания курсовой и выпускной квалификационной работы
Курсовая | ВКР | |
Актуальность | + | + |
Научный аппарат | + | + |
Цель | + | + |
Объект | + | + |
Предмет | + | + |
Гипотеза | Кроме 1-й курсовой | + |
Задачи | + | + |
Теоретическая основа | + | + |
Методы | + | + |
Практическая значимость | – | + |
В последнем абзаце Введения указывается структура работы, которая обычно состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.