Субъекты права пользования недрами и его объекты

Тема 7. Правовой режим использования и охраны недр.

7.1. Недра как объект использования и охраны. Общая характеристика горного законодательства. Право собственности на недра. Особенности государственного управления недропользованием: понятие, система органов и их компетенция.

7.2. Право пользования недрами и его виды. Государственный фонд недр. Государственная система лицензирования недропользования. Платежи при пользовании недрами. Права и обязанности пользователей недр.

7.3. Правовая охрана недр. Государственный учет и баланс полезных ископаемых. Ведение кадастра месторождений полезных ископаемых. Государственный надзор и контроль за использованием и охраной недр. Правила охраны недр. Ответственность за нарушения законодательства о недрах. Виды нарушений законодательства о недрах.

Нормативно- правовая база по теме:

1. Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1

2. Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.1995 N 225-ФЗ

3. Кодекс об административных правонарушениях РФ

4. Уголовный кодекс РФ

5. Постановление Правительства РФ от 03.05.2012 N 429 "Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование"

6. Постановление Правительства РФ от 30.01.2016 N 48 "О федеральной государственной информационной системе "Единый фонд геологической информации о недрах"

7. Постановление Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 71 "Об утверждении "Правил охраны недр"

Учебная литература:

Экологическое право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 482 с.

 

Недра как объект использования и охраны. Общая характеристика горного законодательства. Право собственности на недра. Особенности государственного управления недропользованием: понятие, система органов и их компетенция.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Горное законодательство - комплексная отрасль права, представляющая собой систему взаимосвязанных норм, регулирующих общественные отношения: имущественные, земельные, трудовые, финансовые, административные, природоохранные в сфере горнопромышленной и связанной с нею деятельности.

Предмет горного права составляют следующие основные группы отношений:

а) собственности на недра;

б) пользование недрами, основанное на разрешительном (лицензионном) порядке разведки и разработки недр;

в) обеспечение безопасности горных работ:

г) охрана недр;

д) система платежей за пользование недрами;

е) система специализированных договорных форм пользования недрами;

ж) государственное управление в области использования охраны недр.

Эти отношения образуют следующие институты горного права:

а) права государственной собственности на недра:

б) лицензионного пользования недрами;

в) государственного контроля и надзора за недропользованием;

г) особой системы платежей за пользование недрами;

д) специальных видов договорных отношений в области недропользования;

е) совместного (Федерации и ее субъектов) распоряжения государственными фондами недр, управления их использованием и охраной.

Основной институт горного права - недропользование. Он базируется на исключительном праве государства распоряжаться недрами путем оформления и выдачи специальных лицензий на право пользования недрами. Получение такой лицензии главным образом связано с конкурсным порядком приобретения этого права и осуществляется в рамках подписанного сторонами лицензионного соглашения либо соглашения о разделе продукции, концессии.

Субъектами горных правоотношений являются: РФ и ее субъекты, муниципальные образования, юридические и физические лица, в том числе иностранные недропользователи. Главные требования, предъявляемые к субъектам горнопредпринимательской деятельности - обладание специальными знаниями, финансовыми средствами и материально-техническими возможностями для недропользования на современном технологическом уровне.

Государственное управление отношениями недропользования осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) и федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Федеральный орган управления государственным фондом недр (Роснедра) создает свои территориальные органы по согласованию с субъектами Федерации. Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.

Основные задачи органа управления государственным Фондом недр:

1) государственное регулирование работ по геологическому изучению и использованию недр территории суши и континентального шельфа;

2) обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;

3) выполнение функций государственного заказчика на проведение геолого - разведочных работ для государственных нужд;

4) установление порядка государственного учета и регистрации работ по геологическому изучению недр;

5) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.

В соответствии с Законом РФ "О недрах” в компетенцию органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования входят:

установление общего порядка пользования недрами и их охраны, -разработка соответствующих стандартов (норм, правил);

создание и ведение единой системы федерального и территориально фондов геологи ческой информации о недрах,

распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;

государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр;

государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;

распоряжение недрами континентального шельфа РФ;

определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами;

введение ограничений на пользование недрами на специальных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;

защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;

разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ;

заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр.

Право пользования недрами и его виды. Государственный фонд недр. Государственная система лицензирования недропользования. Платежи при пользовании недрами. Права и обязанности пользователей недр.

На законодательном уровне установлено, что недра являются собственностью государства (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах») и не могут выступать предметом купли-продажи, передаваться по наследству, отдаваться в дар либо отчуждаться в какой-либо иной форме. Отчуждаться и переходить к другому лицу может лишь право недропользования.

Право пользования недрами в юридической науке традиционно рассматривается в двух аспектах – объективном и субъективном.

С объективной точки зрения, право пользования недрами – это совокупность норм права, определяющих права и обязанности недропользователей, а также основания возникновения права недропользования, его прекращения и иные существенные условия, и процедуры осуществления этого права. Право пользования недрами в субъективном смысле – система конкретных прав и обязанностей, которые реализуют субъекты права пользования недрами.

Субъекты права пользования недрами и его объекты

По общему правилу, субъекты права пользования недрами – это любые участники предпринимательской деятельности, включая юридических лиц и их объединения, не имеющих статуса юридического лица, а также иностранные граждане.

Исключением из этого правила является использование недр для захоронения радиоактивных отходов и добычи радиоактивного сырья. Реализовывать такое недропользование могут только государственные организации, предприятия (ст. 9 Закона РФ «О недрах»).

Выделенные и обособленные участки недр, которые предоставляются недропользователям, являются объектами права недропользования.

Выделяют два вида объектов, на которые распространяется право пользования недрами:

1) горный отвод, то есть геометризированный блок недр (при добыче полезных ископаемых, возведении подземных сооружений и т.д.);

2) геологический отвод (для геологического исследования недр).

Особая значимость предмета правоотношений по недропользованию определяет их детальное регламентирование государством. Значительное внимание уделено законодателем основаниям возникновения права пользования недрами как отправной точке всей системы этих правоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: