Разрыв паталогической доминанты и молитва Иисусова

 

Ответ на этот вопрос Клаус нашел, когда стал учеником архимандрита Софрония (Сахарова) – ученика преподобного Силуана Афонского. Отец Софроний научил Клауса внутреннему деланию, очищающему душу от страстей. И тогда Клаус познал, что он нашел то, что искал всю жизнь.

См. цикл лекций «Преодоление игрового механизма», пункт 5с «Клаус Кеннет и его книга 2000000 км до любви. Разрушение патологической доминанты и формирование новой. Связь с Христом».

Советы старца были ценны для Клауса, которым пороки руководили более четверти века. Всякий раз, когда он следовал своим дурным повадкам, он все крепче привязывал себя к ним. Как бы новая ниточка вплеталась в канат, опутывавший его. Канат становился все прочнее, и чтобы разрубить его, нужна была сверхъестественная помощь. Старец объяснил, как рвутся подобные связи.

Для начала необходимо было проследить за своими помыслами и за тем, как они формируются в сознании. Такого рода деятельность лежит в основе противостояния дурным мыслям и, как следствие, – дурным поступкам.

Процесс превращения дурной мысли в дурной поступок имеет пять стадий. Вначале враг зароняет в человека зерно – неправильную идею. После того, как неправильная идея родится, человек вступает с ней в мысленный диалог. Затем человек подчиняется себя неправильной идее, а затем и вовсе сознание человека оказывается в плену у помысла. Когда сознание оказывается в плену, человек совершает греховные поступки. «Если они повторяются много раз, то превращаются в страсти, которые порабощают нас. Так что желание согрешить возникает снова и снова». От помыслов можно заслониться Иисусовой молитвой, сосредоточившись на имени Божием. «Или можно воздеть руки к небесам и попросить Христа прийти тебе на помощь».

То есть, если человек заметил в себе действие «игровой» мысли и начинает молиться, то он не дает своем уму обратиться вниманием к этой мысли. И, как следствие, мысли тяжело развиться и привести человека к поступку.

О цепочке – от мысли к поступку – рассказывается в четвертой части статьи «Мировоззренческий сдвиг: Детонатор наркотического “бума” и распада общества» в главе «Вирус наркотической идеи».

Если же мысль сделать то-то и то-то не встречает никакого препятствия, то, окрепнув, она может превратиться в желание. Желание сделать то-то и то-то, если человек пойдет у него на поводу, может превратиться в привычку, в тип реакции.

Вот, например, человек испытывает некоторое беспокойство, и мысль говорит ему, что беспокойство уйдет, стоит только сесть за руль мотоцикла. Первое время помимо этой мысли у человека могут быть и другие мысли на счет того, как отнестись к внутреннему беспокойству. Если несколько раз подряд он будет, игнорируя прочие варианты, садиться за руль, что со временем желание быстрой езды станет типичной реакцией на стрессовую ситуацию. То есть ощущение беспокойства, появляясь, будет порождать одновременно и стремление к экстремальной активности.

Стремление окунуться в экстремальную активность становится привычным откликом человека на стрессовую ситуацию. То есть можно говорить о появлении особой доминанты, которая «запускается» привычным для нее раздражителем.

О том, что такое доминанта – рассказывалось в статье «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)». Применительно к данному разделу в отношении доминанты можно сказать, что, когда в коре головного мозга появляется очаг возбуждения (доминанта), он стягивает вокруг себя все импульсы, поступающие в сознание. То есть иными словами, когда человек уже загорелся желанием окунуться в экстремальную активность, подкреплять его желание будут сигналы, казалось бы, и не связанные напрямую с экстримом. Одновременно, в иных областях коры головного мозга разливаются процессы торможения. В практическом отношении речь может идти о том, что человек во время возбуждения перестает помнить о назначенной на вечер, например, пересдаче экзамена, о собственной несостоятельности, о все ухудшающихся отношениях с своей невестой.

Проблема усугубляется еще тем, что в данной доминанте может найти свое выражение присущая человеку целеустремленность. И потому во время возбуждения доминанты, увлекающей человека, скажем, к гонкам, человек может чувствовать себя так, словно у него появилось настоящее дело, в которое он может вложиться. Если употребить усилие и заставить себя забыть, что стремление к экстриму никуда не направлено, то охваченность страстной доминантой может быть воспринято человеком как проявление подлинной жизни.

Усилие может состоять в том, чтобы в рамках процесса, который сам по себе никуда не направлен, человек ставит перед собой игровые (то есть фиктивные, не имеющие значения для всей жизни человека в целом) цели. Наличие целей вызывает напряжение в стремлении их достигнуть. Сила «тимос» (о ней – в статье «Три силы…») – сила преодоления препятствий напрягается, и человеку кажется, что он живет полной грудью.

Оторваться от такого род доминанты не так-то и просто. Академик Ухтомский считал, что если человек хочет побороть в себе отрицательную доминанту, то «не надо с нею бороться в «лоб», надо создать другую доминанту». Почему не надо бороться «в лоб»? Потому что при таком подходе, если очаг возбуждения в коре головного мозга устойчив, то действия, направленные против него, могут только усилить его. Все мы знаем, что если человеку, у которого разгорелось любопытство, сказать, что такие-то и такие-то книги запрещены, то запрет может усилить текущее любопытство.

Когда доминанта окрепла уже настолько, что подкрепляется уже даже не относящимися к делу обстоятельствами, то «разрушить тогда доминанту бывает очень трудно. Для этого лучше создавать другую доминанту».

(Вот что Ухтомский пишет о созревшей доминанте: «Созревшая доминанта сразу же избирательно обрастает условными сигналами – адекватными раздражителями для данной доминанты. Условные же рефлексы окончательно формируют доминанту, доминанта закрепляет образовавшиеся временные связи, и наконец условный сигнал способен воспроизвести с мощной эмотивной силой давно отошедшую доминанту». «След однажды пережитой доминанты, а подчас и вся пережитая доминанта могут быть вызваны вновь в поле внимания, как только возобновится, хотя бы частично, раздражитель, ставший для нее адекватным. Старый и дряхлый боевой конь весь преображается и по-прежнему мчится в строй при звуке сигнальной трубы».

То есть достаточно увидеть руль от автомобиля, чтобы воспылать желанием куда-то помчаться. Чтобы тип реакции изменился, необходима внутренняя работа).

Если новая доминанта пойдет рядом с первой, то «первая сама собою будет тормозиться и, может быть, сойдет на нет». Комментируя данную мысль Ухтомский рассказывал, что ему удавалось прекратить зубную боль, когда он садился за курс аналитической геометрии Сальона.

Страстная доминанта идет по какому-то пути. Если этот путь довести до сознания, то этот путь можно разрушить. Эта мысль созвучна совету, который отец Софроний дал Клаусу Кеннету – с помощью Иисусовой молитвы отслеживать появление в сознании мыслей, связанных с порочными привычками, и не давать им развиваться. Необходимо отметить, что речь идет не только о рационально-объяснимом процессе (мол, внимание к словам молитвы, не дает развиваться страстным мыслям).

Молитвой призывается благодать Святого Духа. Вот, что, например, о этой стороне молитвы рассказывает старец Никодим Карульский. «Упражняйся в этом. И так всегда, как молишься, сейчас же обращайся к Господу. Дух твой должен обращаться к Господу. И чувствовать Господа. И тут отголосок, тут же отклик получаешь. Милость к тебе приходит. Это все верой, верой совершается, верой и понуждением. Вот какое дело! “Го-осподи Иисусе Христе, поми-илуй мя!” Это очень хорошая молитва. От одного произношения молитвы уже чувствуешь вкушение милости Божией. И дальше больше. И если со вниманием. И во время молитвы, если четочку всю протянешь… слезки пойдут тогда… умиление придет… И теплота сердечная тогда пойдет».

На слова «Самая беда-то это – внимание» старец говорит: «Внимание. Старайся удерживать внимание в словах молитвы. Тогда и помыслам некуда вскочить, потому что внимание занято словами молитвы».

На слова «Бывает так, что молитва идет, а помыслы параллельно к ней идут» старец отвечает: «Не могут они вскочить. Нет им места. Только сказал “Господи”, сразу за ним следует “Иисусе”… Так некуда ему вскочить-то».

«Так они рядом идут!» – восклицает слушатель. А старец – далее: «Молитва убивает их. Имя Иисусово убивает их. Не могут они. Только прилог вскочил – и имя Господне убивает его»[9].

О Иисусовой молитве см. пункты 57-58 цикла лекций «Зазеркалье».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: