Блез Паскаль о природе развлечения. Мужество остаться наедине с собой. О бодрствовании души

 

Феномен поиска забвения применительно к теме игры исследовал в своих творениях известный французский мыслитель Блез Паскаль. С точки зрения Блеза Паскаля, если игроку давать деньги с условием, чтобы он не играл, то он сделается несчастным. Ведь «ему необходимо возбуждение, самообман от мысли, что он будет счастлив, выиграв». Игроку «непременно нужен предмет страсти, который бы возбуждал его желания, его гнев, его страх». Пока забава продолжается, человек счастлив. Даже если в момент забавы его сердце переполнено горечью. И в этом – благополучие лиц высшего света[10].

В этом смысле обращают на себя внимание высказывания двух игроков – Вячеслава и Егора. Вячеслав говорил, что для игроков нет ничего святого. «Они могут перешагнуть ради вот этой лже-веры, что ты отыграешься, что тебе повезет, через все что угодно, через детей, через жену, через работу, через любого друга, через кого угодно».

А Егор говорил: «Когда ты видишь перед собой аппарат, опускаешь 100 рублей, у тебя появляется надежда, что, нажав эту кнопку, у тебя будет все». Кстати, когда у Егора кончились деньги, он стал пренебрегать многими вещами, одеждой, едой и стал заниматься только тем, что «тупо играл. Играл, играл, играл».

Он играл несмотря на то, что деньги закончились, потому что, не «не мог без этих эмоций... Нужно было ощущение риска, ощущение какого-то стресса». «Я понял, – говорил он, – в чем есть прелесть игры, ощущение риска, ощущение края. Почему люди играют в русскую рулетку? Риск. По сути своей это та же самая русская рулетка, только я умирал морально»[11].

К словам Егора можно подобрать параллельный ряд высказываний о игре и о поиске острых ощущений, показывающий, что в основе стремления к указанным активностям усматривается (по крайней мере, в некоторых случаях) стремление к поиску забвения. Так, Петроний – влиятельная фигура в Римской империи во время правления императора Нерона – один из персонажей исторического романа Генрика Сенкевича «Камо Грядеши» вот что говорил о игре в кости. «Кто не играет в кости, не проигрывает состояния, однако же люди играют в кости. Есть в этом какое-то наслаждение, возможность забыться. Я знавал сыновей всадников[12] и сенаторов, добровольно становившихся гладиаторами» (бойцами, которые сражались на специальных аренах, нередко – до смертельного исхода)].

Источник суетных занятий и всякого так называемого развлечения, по мнению мыслителя, заключается в следующем. Душа человека знает о том, что живет в теле короткое время. И также знает о том, что к переходу в вечность она должна подготовиться во время короткой человеческой жизни. Большую часть времени в земной жизни у человека отнимают его естественные потребности, и на досуг остается времени не так много. Но даже это немногое оставшееся от забот время тяготит душу, и её забота состоит в том, как бы от этого досуга избавиться. «Для нее невыносимо тяжко жить с собою и думать о себе. Она стремится только к самозабвению, старается провести это столь короткое и столь драгоценное время без размышления, в занятиях способных отвлечь всякую мысль об ожидающей ее вечности»[13]. Развлечения же помогают душе, не чувствуя себя, избегать горечи, которая бы возникла, если бы убиваемое время было потрачено человеком на размышление о себе самом.

Всякий взгляд души, обращенный внутрь себя, приносит ей огорчение. И, стремясь изгладить мысль о своем положении, душа ищет утешения вне себя. «Радость ее в этом самозабвении, и, чтобы сделаться несчастной, достаточно ей очутиться наедине с собою».

Людей обременяют делами, внушая при этом, что счастье заключается в здоровье, достатке и пр., что недостаток одного из этих благ влечет за собой потерю счастья. И эти дела мучают человека всю жизнь. Но если забрать у людей заботы, то они увидели бы, кто они и куда идут и стали бы о том думать. «Потому-то, надавав столько дел, советуют им всякую свободную минуту употреблять на развлечение, игру и занимать себя всецело».

Причина несчастий человека заключается в злополучии его смертной природы. Это состояние настолько жалкое, что решительно нет средств утешить себя, коль скоро о том подумаешь».

Если бы даже государь остался без развлечения и углубился бы в самого себя, то даже полнота благ была бы не в силах поддержать его. Ему стали бы приходить на ум мысли о восстаниях, о болезнях и смерти. Так что государь, едва «очутится без так называемого развлечения, как становится несчастным и даже более несчастным, чем любой из его играющих и забавляющихся подданных».

Пусть оставят короля без умственной заботы, без общества, чтобы он мог подумать о себе. «И вы увидите, что король без развлечений вполне жалкий человек». Потому-то в свите короля есть множество людей, в обязанности которых входит забавлять короля, так что свободного времени у него не остается.

Министра, канцлера или президента с утра до вечера осаждает множество людей. Когда же высокопоставленные личности удаляются со службы и переезжают в свои богатые поместья, «они сейчас же начинают чувствовать свое ничтожество, ибо никто уже не мешает им предаваться размышлениям о самих себе».

«По той же причине мы ищем женского общества, идем на войну, стремимся к высоким должностям». Не потому, что в этих занятиях действительно заключается счастье. Мы не воображаем, что благополучие можно обрести в деньгах, которые можно выиграть в карты, или в зайце, которого гонят во время охоты. «Мы ищем не этого вялого и покойного пользования, при котором мы не освобождались бы от мыслей о нашем бедственном положении; нас привлекают не опасности войны, не трудности, сопряженные с высокими должностями; нам нужна суета, которая развлекала бы нас и не давала места столь неприятным мыслям».

«По этой же причине мы так любим шум и передвижение». Заяц, на которого целый день идет охота, не избавит нас от вида смерти и бедствий. Но может предохранить от того охота. Люди ищут занятие, которое могло бы их увлечь всецело.

Люди «ищут покоя в борьбе с некоторыми препятствиями. Коль скоро последние побеждены, покой делается невыносимым», так как в этом случае приходится думать о иных бедствиях, угрожающих в будущем. Если бы человек со всех сторон был бы окружен от невзгод, то и тогда скука бы поднялась из глубин сердца, «где она глубоко укоренилась от природы, и наполнила бы ум своим ядом».

Человек несчастен, потому что ему не избавиться от скуки даже тогда, когда для скуки нет причины. И даже тогда, когда у него есть тысячи причин, чтобы быть печальным, «пустейшая вещь, вроде игры на бильярде, может его рассеять».

Вот человек, удрученный тяжбами, потерявший несколько месяцев назад единственного сына. Еще утром он горевал, но вдруг перестал думать о своем горе. Он наблюдает, где пройдет кабан, которого уже шесть часов преследуют собаки. «Человек, как бы сердце его ни было переполнено горестью, раз удастся увлечь его в какую-нибудь забаву, счастлив, пока она продолжается. И, при всевозможном счастье, если он не развлечен, не поглощен какою-либо страстью или забавой, мешающею скуке овладеть им, он скоро впадает в грусть и становится несчастным».

Развлечение является средством, утешающим нас в горестях. Но в то же время оно является величайшей бедой нашей, так как мешает думать о себе. Не будь развлечения, мы жили бы в скуке, и эта скука побудила бы нас искать средства, как от неё избавиться. «Но развлечение услаждает нас, и с ним мы нечувствительно доживаем до смерти».

Молодежь поглощена шумом и забавами. Отнимите у молодежи шум и забавы, и вы увидите, как молодые люди, почувствовав свое несовершенство, немощь и пустоту, станут пропадать от скуки. Невыносим для человека покой без страсти, без дела и развлечения. «Немедленно из глубины души поднимается скука, мрак, горесть, печаль, досада, отчаяние».

Чтобы оградить себя от зол, люди решили не думать о смерти и бедствиях. Но путь этот ведет не к исцелению от зла, а только к его сокрытию. Скрывая же зло, человек отдаляется от мысли о исцелении зла.

И получается таким образом, что скука, которую человек почитает злом, является величайшим благом, так как заставляет человека задуматься об истинном врачевании. Развлечение же, которое воспринимается человеком как благо, является величайшим злом, так как отвлекает его от поиска «средств против зол». «Человек скучает от всего и ищет такого множества занятий потому только, что имеет представление о потерянном им счастье; но, не находя в себе этого счастья, он тщетно ищет его в вещах внешних, ибо счастье это не в нас, не в тварях, а, только в одном Боге».

Слова Блеза Паскаля о «злополучии смертной природы» и бегстве в самозабвение разбираются в статье «Тирания мысли и алкоголь»: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю», в главе «Что скрывается за словом «жажда»?»

В части первой статьи «Тирания мысли и алкоголь», в главе «Взгляд на духовную жажду сквозь призму медитативной психотехники и психоактивного вещества» рассказывается о стремлении «понизить» порог сознания, вызвать нечувствительность к мыслям. То есть рассказывается о стремлении человека ввести самого себя в состояние наркоза. Для этой цели используются как сам алкоголь, так и, например, вещества названные диссоциативными анестетиками: кетамин, фенциклидин (PCP, «Пи-си-пи», «Ангельская пыль»), а также – каллипсол и циклодол.

Дополняет ряд образов, предложенных в указанной главе, а также предложенных Блезом Паскалем, ссылка на историю, действующим звеном которой являлся декстрометорфан (DXM) – сильный наркотик – галлюциноген. Декстрометорфан входит в состав некоторых сиропов от кашля, которыми и злоупотребляют охотники за декстрометорфан, в виду обладания им «галлюциногенными и психостимулирующими свойствами». «Его эффекты подобны кетамину», на фоне употребления этого вещества могут развиваться острые психозы. После частных и продолжительных приемов сиропа могут отмечаться «ухудшение памяти, затрудненное понимание смысла услышанной или прочитанной информации, трудности при вербализации своих мыслей, нарушения … различной степени выраженности и продолжительности»[14]. Вызываемое декстрометорфаном (и прочими подобными веществами) «понижение» порога сознания может ассоциироваться с избавлением хотя на время от «тирании мысли», что кем-то может трактоваться даже как и счастье.

«Счастье – в неведении» – так называется одна из серий фильма «Доктор Хаус»[15]. В этой серии рассказывается как Доктор Хаус и его команда пытались помочь Джеймсу Сидису – выдающемуся физику с интересной судьбой. Джеймс был самым молодым выпускником массачусетского «техно» (по всей видимости, имелся в виду массачусетский технологический университет). До 18 лет он написал 3 книги и 35 статей. Но от карьеры писателя и физика он решил отказаться. И знаете почему? Потому что его интеллект стал для него тяжким бременем.

Он говорил, что ему было неприятно думать. Да, он был гением, но его достижения не приносили ему радости. Ему было настолько тяжело, что он прыгнул с 8 этажа дома, но остался в живых. В больнице, куда он попал после неудавшейся попытки самоубийства, ему стали давать наркотики. И в связи с этим ему, как он сам говорил, стало намного легче, – «Никакого одиночества, оторванности».

В больнице он познакомился со своей будущей женой. «Она была такая счастливая и такая глупая» – говорил он, «а я был умный и несчастный. Я влюбился в нее, когда из-за наркотиков ничего не соображал, и понял, что так должно быть и дальше». Когда он был трезв, то не мог быть с ней, – слишком велик был интеллектуальный разрыв между ними. Ему же хотелось быть с ней и дальше. Его жене не было дела до его успехов, с ней он был счастлив. И он решил, что лучше быть счастливым, чем быть умным. Решив так, он стал принимать лекарство от кашля, побочным действием которого является эффект оглупления.

«Когда мой мозг стал хуже соображать, – рассказывал Джеймс, – я перестал себя чувствовать несчастным. Жизнь стала сносной».

Проблематика, поднятая в серии «Счастье в неведении» разбирается в лекциях «Восточного цикла», в пункте 11б (и далее до пункта 12в). А также – в цикле лекций «Доминанта жизни и самоубийство».

Примечания

 

[1] Михаил Труханов (протоиерей). Воспоминания: Первые сорок лет моей жизни / Сост. и предисл. В.А. Звонковой. Минск: Лучи Софии, 2008. Кн. I.

[2] См. «Неуверенность на протяжении человеческой жизни» в книге Данилина А.Г. «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости». М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.

[3] См. «О смерти (письмо 1)» в книге Ильина И.А. «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

[4] См. «Подвижническия наставления Св. Исаака Сирианина», параграф 16 в первом томе книги «Добротолюбие».

[5] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В.Номо Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире: Монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009.

[6] Сергий Овсянников, прот. «Книга про свободу. Уйти от законничества, дойти до любви». М.: Никея, 2018.

[7] См. «От двойника к собеседнику (1927–1929)» из сборника творений Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939».

[8] Гавриил (Бунге), схиархим. Тоска, уныние, депрессия: Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии / Пер. с франц. свящ. Димитрия Сизоненко. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.

[9] Беседа со схимонахом Никодимом об Иисусовой молитве.

[10] См. статью 5 из книги Блеза Паскаля «Мысли о религии».

[11] Документальный фильм о игромании «Игра окончена (Game over)» («Интересное кино», 2008 г).

[12] Всадники – одно из привилегированных сословий.

[13] См. статью 5 из книги Блеза Паскаля «Мысли о религии».

[14] Злоупотребление препаратами, содержащими декстрометорфан, с целью одурманивания. Е.Ю. Тетенова, ФГУ «ННЦ наркологии» Росздрава, г. Москва; А.В. Надеждин, к.м.н., ФГУ «ННЦ наркологии» Росздрава, г. Москва.

[15] 6 сезон (8 серия).

 

Тип: Соловецкий листок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: