Младенчестве по Э. Эриксону

От рождения до года — первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия. Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности и узнаваемости переживаний. Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Главный ритуал — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет окружающему миру, исходя из меры доверия к матери. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка. Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.

 

11. Назовите положительное психосоциальное достижение развития в

Раннем возрасте по Э. Эриксону.

Вторая стадия продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной фазе в теории Зигмунда Фрейда. Биологическое созревание создает основу для появления самостоятельных действий ребенка в целом ряде областей (передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу». При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие.

 

12. Назовите положительное психосоциальное достижение развития в

Дошкольном детстве по Э. Эриксону.

Третий период - «возраст игры», от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины - пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

 

13. Назовите понятие, которое Э. Эриксон ввел в научный аппарат психологии, обозначающее тождественность человека самому себе.

Эго – идентичность - центральное понятие концепции Эрика Эриксона.

 

14. Кто ввёл в научный аппарат психологии понятие «оперантное научение»?

Оперантное научение – это такое научение, которое происходит на основе подкрепления реакций, относящихся к типу оперантов. Ф.Скиннер

 

15. На какое учение опирались бихевиористы в своих положениях?

И.П.Павлова

 

16. Кто выдвинул программу изучения психики с точки зрения целостных

Структур?

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt образ, структура, форма) возникла в 1920-е годы в Германии. М.Вертгеймер (1880’1943), В.Келер (1887’1967), К.Коффка (1886’1941) выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), от общей организации которых зависят их отдельные компоненты.

 

17. Кто является создателем теории когнитивного диссонанса?

Теория когнитивного диссонанса — одна из «теорий соответствия», основывающихся на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному восприятию своего отношения к миру. Понятие «когнитивный диссонанс» впервые введено учеником Курта Левина Леоном Фестингером в 1956 году для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций.

 

18. Кто ввел в научный аппарат психологии принцип эгоцентризма?

Понятие «эгоцентризм» ввел в психологическую науку швейцарский психиатр Жан Пиаже

 


 


19. Кто является автором теории стадий развития интеллекта?

Жан ПИАЖЕ (Piaget) (1896-1980)

 

20. Кому принадлежат первые теоретические разработки в области Я-

Концепции?

первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Теория «Я»- концепция разработана(Карлом Роджерсом)

 

21. В русле какой психологии зародилось понятие «Я-концепция»?

Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг в русле феноменологической, гуманистической психологии.

 

22. Когда начинают проявляться потребности более высоких ступеней (по


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: