Классификация черт характера и структура характера

 

Первичные черты.

Выстраиваются из различных психических процессов и состояний, т.е. эти черты имеют исходное функциональное начало, связанное с познавательными, эмоциональными, коммуникативными, психомоторными функциями человека. Эти черты формируются на ранних этапах онтогенеза и регулируют уровень активности и поведения.

 

 

1. Познавательных черт характера, которые заключают в себе отношение человека к познанию той или иной информации, творчеству. К ним относятся: любознательность, сообразительность, догадливость, наблюдательность, изобретательность, инициативность, предусмотрительность и др.

2. Эмоциональных черт характера, которые выражают степень принятия или непринятия внешних или внутренних воздействий тех или иных объектов, себя или других людей. К ним относятся: тревожность, мнительность, гневливость, агрессивность, а также веселость, оптимизм, жизнерадостность, восторженность.

 

3. Волевых черт характера, которые реализуют различные отношения человека к трудностям, преодоление препятствий, в завершении начатой деятельности. Они являются стержнем характера к ним относятся I подгруппа, которая обуславливает общую регуляцию поведения (организованность, пунктуальность и др) и II подгруппа, которая обеспечивает силу волевого действия и преодоление препятствий (смелость, решительность, мужество).

 

4. Коммуникативных черт характера, которые выражают отношение человека к процессам межличностного взаимодействия. К ним относятся: контактность, общительность, открытость, а также аутизм, замкнутость, закрытость, застенчивость.

 

5. Психомоторных черт характера, которые характеризуют человека со стороны двигательной активности. К ним относятся: быстрота, энергичность, ловкость, сила, а также неуклюжесть, неловкость и т.д.

 

Вторичные черты. Этот класс составляют нравственно смысловые вторичные черты характера, они наиболее тесно связаны с общественными отношениями человека, и поэтому часто путаются с качествами личности. Эти черты формируются на поздних этапах онтогенеза, когда человек включается в более широкий диапазон выполнения различных видов деятельности и МЛО.

1. Черт характера, выражающих отношение к другим людям. К ним относятся: тактичность, вежливость, чуткость, внимательность, отзывчивость, коллективизм, а также пренебрежительность, безразличие, невежество, неуважение.

 

2. Черт характера, выражающих отношение к себе. К ним относят: самокритичность, скромность, самостоятельность, а также зазнайство, самолюбие, эгоцентричность, гордость.

 

3. Черт характера, выражающих отношение к деятельности. К ним относятся: трудолюбие, инициативность, добросовестность, усердность, а также безответственность, хаотичность, недисциплинированность.

 

4. Черт характера, выражающих отношение к природе и животному миру. К ним относятся: заботливость, рачительность (по-хозяйски относится к природе).

 

5. Черт характера, выражающих отношение к вещам и результатам труда. К ним относятся: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и др.

 

44. Назовите отношения, которые являются центральными, стержневыми отношениями личности, определяющими важнейшие свойства характера.

Отношение с матерью.

 

45. Как называется переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо?

Потребность.

 

46. Кто является создателем характерологии как науки о характере?

Основателем характерологии считается древнегреческий учёный и писатель Теофраст, автор труда «Характеры»

в психологии — учение о характере. Термин введён немецким философом Ю. Банзеном ("Очерки по характерологии", 1867).

Как особая область психологических исследований получила развитие главным образом в немецкой психологии 1-й половины 20 в., исходившей в значительной мере из идей философии жизни, феноменологии и др., причём термин "характер" нередко выступал как синоним личности. Первый систематический анализ различных аспектов характера был дан Л. Клагесом ("Принципы характерологии", 1910) на основе развитого им учения о выражении. В т. н. конституциональной типологии немецкого психиатра Э. Кречмера (1921) получил законченное выражение статический подход к характеру как некоей неизменной структуре основных черт, соответствующей строению тела (см. Темперамент), причём как психическая, так и соматическая конституция определяется, по Кречмеру, в конечном счёте врождёнными, прежде всего эндокринными факторами (близок Кречмеру в своей морфологической концепции характера американский психолог У. Шелдон). В типологии К. Г. Юнга (1921) выделяются экстравертивный и интравертивный типы характера (личности), отличающиеся преобладанием направленности (установкой) на внешний объект или на внутренний мир мыслей и переживаний.

 

47. Как называется система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем?

Мировоззрение.

 

48. Что можно сказать о направленности личности?

В отечественной психологии многие авторы рассматривали направленность личности через понятие мотивации деятельности. Направленность личности у разных авторов при этом понимается по-разному: 


- "динамическая тенденция" у С. Л. Рубинштейна, 


- "смыслообразующий мотив" у А. Н. Леонтьева, 


- "доминирующее отношение" у В. Н. Мясищева 


- "основная жизненная направленность" у Б. Г. Ананьева, 


- "динамическая организация сущностных сил человека" у А. С. Прангишвили. 


Тем не менее, все авторы видят в направленности ту или иную совокупность устойчивых мотивов,

ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

 

49. Как называется личность в ее своеобразии и неповторимости?

Индивидуальность.

 

50. Как соотносятся понятия «индивид» и «личность»?

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

и под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Мы индивиды, благодаря неповторимому сочетанию генов, уникальности ДНК отпечаткам пальцев радужной оболочке глазТ е. это биологический дар природы.

Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную деятельность и отличающийся своими присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

 

51. Какие фазы проходит социальное развитие личности в онтогенезе (по

А.В. Петровскому)?

А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности

Первая фаза становления личности предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе, — и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. Эта фаза характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности.

Третья фаза детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности одобрять и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности; которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности и т.д. В результате эти выявившиеся отличия принимаются и поддерживаются группой и тем самым закрепляются в качестве индивидуально-психологических черт — происходит интеграция личности в общности.

 

52. Что является критерием периодизации возрастного развития Л.С. Выготского?

Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития.

Л.С. Выготский различал три группы периодизации:

· по внешнему критерию,

· по одному и

· нескольким признакам детского развития.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия.

Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития.

В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина.

В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

 

53. Кто рассматривал формирование личности ребёнка внутри систем «ребёнок - общественный пред-мет» и «ребёнок - общественный взрослый»?

Система «ребенок и общество» в понимании Эриксона и Пиаже выглядела так: «ребенок – взрослый» и «ребенок – предмет». Эльконин эти системы объединяет и рассматривает, как единую систему.

Система «ребёнок – предмет» превращается в «ребёнок – общественный предмет».

Действия с предметами не известны ребенку сразу, как физические характеристики некоторых вещей. Ребенку необходимо узнать, усвоить из общества способы действия с предметом, в сотрудничестве с взрослыми. Физические свойства же, становятся лишь вторичными, действуя с предметами, как ориентиры, не определяют человеческий смысл предмета.

Система «ребёнок– общественный взрослый».

Взрослые для ребёнка не просто носители индивидуальных качеств, а также представители деятельности, реализующие свои потребности, мотивы и задачи. Как, наверное, вы уже догадывайтесь, на деятельности взрослого не наклеен ярлык и уж тем более на его внешности не указаны его задачи и мотивы. Взрослому необходимо передать эти задачи и мотивы, а ребенку принять их.

Это процесс изучен ещё не полностью, но от себя могу сказать — это происходит тогда, когда вы находитесь с ребёнком на «одной волне» (получение ярких эмоции), т.е. у ребёнка в процессе передачи происходит «сдвиг мотива на цель».

Эльконин полагал, что процесс усвоения детьми норм отношений и мотивов деятельности осуществляется через моделирование или воспроизведение этих отношений в собственной деятельности детей, в их группах, сообществах или коллективах.

Внутри этих взаимосвязанных систем формируется личность ребенка, ребенок в процессе развития усваивает нормы отношения между людьми и мотивы человеческой деятельности. Эти две системы нельзя рассматривать изолированно, они дополняют друг друга, но в тоже время ребенок в каждой из систем осваивает разные деятельности, которые, как правило, вытекают одна из другой.

 

 

54. Что является высшей формой в онтогенезе общения (по Л.И. Божович)?

С развитием мотивационной сферы связывала развитие воли и Л.И. Божович. В качестве главной характеристики воли и произвольности она выделяла способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь лишь собственными целями. Развитие воли и произвольности Л. И. Божович связывала с формированием устойчивой иерархии мотивов, которая делает личность независимой от ситуативных влияний.

Соотношение и соподчинение мотивов в контексте проблемы воли и произвольности выдвигает на первый план связь воли и морали. Основная характеристика воли многими авторами усматривается в подчинении личных или ситуативных мотивов социально значимым или морально ценным.

Таким образом, в русле этого подхода к проблеме развития воли и произвольности центральным является вопрос о мотивационной обусловленности поведения на разных этапах онтогенеза (содержание мотивов, их устойчивость, формирование иерархии и соподчинения мотивов и др.). Вопрос об осознанности и опосредованности поведения остается и при этом, как правило, за рамками исследования

.

55. Назовите критерий выделения возрастных этапов развития по А.Н. Леонтьеву и Д.Б. Эльконину.

Критерием возрастной периодизации А. Н. Леонтьева являются ведущие деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ — с позиций подхода деятельностного к изучению психики — та деятельность, с коей на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований, в русле коей развиваются другие виды деятельности и закладываются основы для перехода к новой деятельности ведущей. Понятие использовано для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене деятельности ведущей, коя в одном возрастном периоде обеспечивает преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе — сферы операционально-технической. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию. Основной механизм при этом — сдвиг мотива на цель, превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив.

В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

 

56. Что такое относительно устойчивая, неповторимая, система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми?

Я – концеция

 

57. Как у человека проявляется образ «Я»?

 

«Я»-концепция («я»-образ, образ «я», англ. one's self-concept, также self-construction, self-identity или self- perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознает их с помощью оценок взрослых. Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о <Я>, и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе обобщения этих воззрений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.

 

 

58 .На что влияет появление завышенной самооценки?

У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). 


Какие же трудности общение возникают у людей с завышенной самооценкой? Человек, считающий себе намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих.

Неадекватное самомнение своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим –

неиссякаемый источник негативизма окружающих. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, - это чувство, возникающее в ответ на несправедливое отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, что завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимают близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд.

Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т. п.

 

59. Как проявляется самооценка?

Самооценка включает в себя представление человека о самом себе в повседневной жизни, в обществе, собственное представление о своих качествах и чувствах.Психологами выделяется 3 вида самооценки — заниженная, завышенная и адекватная.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

 

60. Какие основные компоненты включает в себя образ «Я»?

Образ Я не статичен и включает в себя 3 компонента:

Когнитивный компонент: представление о своих способностях (интеллекте), внешности, социальной значимости и т.д.


Эмоционально-оценочный компонент может включать в себя самоуверенность, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение (т.е. самоотношение).


Поведенческий (волевой компонент): стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение, повысить свой статус (или желание быть незамеченным, скрыть свои недостатки).

 

61. Какие компоненты включает в себя самосознание личности?

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

сознание своей тождественности;

сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

осознание своих психических свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

1.Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний;

2. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя;

3. Самоконтроль и саморегуляцию;

4. Самопринятие, рассматриваемое как интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного становления личности;

5. Самоуважение.

62. Что такое самоэффективность?

самоэффективность – это «вера в собственные возможности справится с трудными жизненными ситуациями.Другими словами, самоэффективность – это вера человека в успешность собственных действий в той или иной ситуации.

 

63. Как соотносятся между собой уровень притязаний и уровень самооценки

Личности?

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Уровень самооценки является показателем того, как вы сами оцениваете собственные усилия, приложенные для достижения цели, и окружающие здесь ни причем.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: