Классификации А. Маслоу)?

Потребности более высоких ступеней начинают проявляться тогда, когда удовлетворены хотя бы часть потребностей более низких ступеней.

 

23. Какова основная идея логотерапии В. Франкла?

ЛОГОТЕРАПИЯ - одно из направлений психотерапии - психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизненного. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах. Ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление коих дает лечебный эффект.Общая позиция близка к психологии гуманистической, хотя во многом основывается и на психоанализе. "Логотерапия" - терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. Создатель логотерапии - В. Франкл - основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера).

 

24. Как называется направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, ее активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине?

гуманистическая психология.

 

25. Кто является автором иерархической модели потребностей личности?

А.Маслоу

 

26. Какие потребности самые низшие?

Физиологические

 

27. Назовите потребности с более высоким уровнем, чем познавательные.

Эстетические, потребность в самоакуализации.

 

28. Назовите потребности с более низким уровнем, чем потребности в принадлежности и любви.

Потребность в безопасности.

 

29. Как выглядит иерархия потребностей от низших к высшим (по А. Маслоу)?

 

30. Какие потребности необходимы для нормального развития человека как

Личности?

Социальные потребности: в социальных связях, общении, любви, дружбе, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими.

 

31. Согласно концепции Г. Айзенка, кто является эмоционально

Неустойчивым интровертом?

Меланхолик.

 

32. Какие два измерения выделяют в схеме личности Г. Айзенка?

эмоциональная стабильность/нестабильность и: экстраверсия/интроверсия

 

33. Кто является автором единой концепции человек знания как

Комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук

О человеке?

Ананьев Борис Герасимович

 

34. Что такое человеческое сознание?

Это совокупность всех психических процессов - мышления, памяти, внимания, воображение, воли и совокупность мыслительных операций- анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования.

 

35. Что включает в себя сознание по А.Н. Леонтьеву?

Алексей Николаевич Леонтьев выделил три составляющих сознания: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл.

 

36. По мнению какого учёного сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно?

И. М. Сеченов

 

37. Что такое самосознание (по С.Л. Рубинштейну)?

самосознание – этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений. Самосознание рассматривается как процесс и как результат. Обычно самосознание противопоставляется предметному миру. Особое внимание при этом уделяется соотношению сознания и самосознания, решению вопроса о первичности сознания. С.Л. Рубинштейн критикует идеалистический взгляд на самосознание, согласно которому "наличие психического совпадает с его осознанностью; сущность психики в том, что она есть непосредственно знание о самом себе; психическое отождествляется с сознанием, сознание - с самосознанием. В результате психическое ограничивается сферой осознанного, его осознание и познание - содержанием непосредственно данного. Отстаивая свой взгляд на проблему сознания и самосознания, Рубинштейн утверждает, что самосознание включает самоотношение, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание формируется через активность субъекта. "Объектом самосознания и самопознания является не "чистое" сознание, то есть сознание, обособленное от реального материального бытия человека, а сам человек в неразрывной цельности своего существа".

 

38. Кто является основоположником концепции отношений личности?

КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ - совокупность теоретических представлений, согласно коим психологическое ядро личности есть индивидуально - целостная система ее субъективно - оценочных, сознательно - избирательных отношений к действительности, являющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях окружения социального. Была выдвинута А. Ф. Лазурским, разработана В. Н. Мясищевым и развивалась в работах отечественных психологов. Ее основные положения конкретизируются в концепции патогенетических неврозов и психотерапевтической практике. Система этих отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия.

Все составляющие психической организации человека так или иначе связываются с отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности можно определить лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и соответственную систему внутренних отношений личности.

 

39. Как называется подструктура личности, которая включает привычки, знания, умения и навыки?

Опыт.

 

 

40. Что является основным блоком личности согласно теории К.К. Платонова?

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности: Социально обусловленные особенности (направленность - желания, стремления, идеалы, мировоззрение, моральные качества).

Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

 

41. Что относится к подструктуре особенностей психических процессов в концепции К.К. Платонова?

Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля).

 

42. Чем отличается характер от темперамента?

Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:

- Темперамент человека является врожденным, а характер — приобретенным.

- Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер — социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя.

- Темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер — реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.

- Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке. О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.

- Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к характеру — термином «черты».

 

43. Назовите закономерную связь между отдельными чертами характера.

Структура характера человека разделяется на основные (ведущие) черты характера, которые задают общее направление в развитии всего комплекса проявлений, и также на второстепенные, которые определяются основными чертами.

Любая черта характера есть:

Предметно соотнесенное отношение чел. к вещам, к себе, к др. людям и к деятельности.

Обобщенное отношение.

Черта характера отличается:

Устойчивостью.

Постоянством.

Переносимостью с одной ситуации на другую.

Выразительные признаки характера:

Поступки и действия – это сознательные преднамеренные действия, позволяющие судить, что представляет собой человек;

Особенности речи;

Внешний облик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: