Психология коммуникации в организации

Коммуникация как структура

Школа научного управления.

Ф.Тейлор в рамках развиваемой им теории научного управления отводил коммуникации роль передатчика информации от администрации к работникам, т. е. только сверху вниз. Горизонтальные связи, например, между отделами или сотрудниками, не только не поощрялись, а исключались.

Этой идеи более всего отвечает скалярный (вертикальный) принцип структуры организации.

 

Структуры

Скалярная Линейно-штабная Функциональная
     

 

Типы организационных структур: Д – директор; ЛР – линейный руководитель; зам – заместители директора

 

А. Файоль, автор «административной доктрины» в управлении показал неэффективность скалярной структуры при необходимости действовать быстро. Скалярная структура действует очень медленно. Он предложил горизонтальную коммуникацию в организации, которая получила название «мостки Файоля».

Г. Эмерсон является автором внедрения штабных структур, что позволило разделить коммуникативные функции в организации на собственно управленческие и консультационные: штабные сотрудники осуществляют консультационные функции. Однако такая организационная структура способствовала программированию структурного конфликта объема власти и ответственности, так как линейные руководители имели минимум власти и максимум ответственности, в то же время консультанты обладали максимальной властью в принятии решений и минимальной ответственностью за их исполнением за результаты работы линейных руководителей.

При функциональной структуре организации консультанты преобразовались в заместителей директора и наделялись соответствующим объемом власти и ответственности. Из-за нарушения принципа единоначалия, т.к. у одного подчиненного оказывалось как минимум два руководителя, имел место функциональный конфликт объема власти и ответственности.

Это привело к использованию смешанных, линейно-функциональных структур организации. Представители школы научного управления отождествляли структуру коммуникации и структуру организации.

По мнению М. Вебера, коммуникация в бюрократической организации не должна зависеть от личных качеств и настроения руководителя. Основной метод повышения эффективности делового общения – инструкция.

 

Школа «человеческих отношений». Основные принципы коммуникации в данном направлении были заложены Э. Мэйо.

Ч. Барнард утверждал, что у человека существуют определённые потребности, которые он может удовлетворить, лишь объединяясь в организации. При этом под формальными взаимоотношениями понимались коммуникации, в которые люди вступали для выполнения своих должностных обязанностей. Формальная коммуникация людей, таким образом, определялась местом (должность, функция или инструкция) человека в технологической структуре. Неформальные, личные взаимоотношения людей в организации строились на основе их личных симпатий и общности вкусов и интересов.

Основными методами повышения эффективности коммуникации в организации стали профотбор и обучение.

Школа социальных систем. Школа социальных систем возникла на основе развития общей теории систем и осознания того факта, что для большинства организаций коммуникативное взаимодействие и структура управления являются факторами, влияющими на эффективность их деятельности.

Школа социальных систем получила самое широкое распространение в менеджменте, так как сформулировала и исследовала два главных для любого предприятия вопроса:

· Каковы особенности коммуникации организации как открытой системы с окружающей её политической, рыночной, экологической и прочей средой, т.е. каковы границы влияния организации?

· Насколько эффективно осуществляется коммуникация элементов, частей и подсистем внутри организации, т. е. действует ли организация как целое или нет?

 

В целом, можно сказать, что выделяют следующие аспекты структуры коммуникации в организации:

1. Вертикальные и горизонтальные коммуникации

2. Непосредственная и опосредованная коммуникация

3. Формальная и неформальная коммуникация

4. Управляемая и неуправляемая коммуникация

5. Уровень коммуникативного контроля

 

Коммуникативная компетентность является одним из важнейших факторов эффективности всей деятельности менеджера, так как в среднем до 60 % всей коммуникации менеджеров падает на общение с подчиненными, т.е. на межличностный уровень «человек - человек».

 

Критериями оценки коммуникативной структуры организации выступают:

1. Чувствительность;

2. Оперативность;

3. Централизованность;

4. Жизнеспособность;

5. Гибкость;

6. Целостность

 

Коммуникация как процесс

 

Коммуникативное взаимодействие персонала в организации осуществляется на четырех взаимосвязанных уровнях:

· Коммуникативного акта

· Диалога или актуального взаимодействия

· Парциального взаимодействия и взаимоотношения

· Полного взаимодействия

 

Коммуникативный акт – это неделимые далее действия, жест, реплика человека, которые имеют определенный смысл или значение.

Диалог или актуальное взаимодействие – это метод (способ) решения стоящих перед людьми проблем посредством общения. Включает в себя пять фаз:

1. Подготовительная фаза

2. Фаза установления контакта

3. Фаза взаимной ориентации

4. Фаза аргументации и принятия решения

5. Фаза завершения диалога

Парциальное взаимодействие и взаимоотношение – совокупность всех состоявшихся на данный момент сокращенных или полных диалогов, коммуникативных актов с одним и тем же человеком.

Полное взаимодействие и взаимоотношение – это совокупность всех коммуникативных актов, диалогов и парциальных взаимодействий человека с окружающими людьми, в которые он вступает при выполнении своих должностных обязанностей в организации.

 

 

ЛЕКЦИЯ 4

Управление инновациями в организации.  (0,5 часа)

План

1. Понятие инновационной деятельности.

2. Методы и средства инновационной деятельности.

ЛЕКЦИЯ 5

Переговоры в управлении организаций. (1,5 часа)

План

 

1. Особенности деловых переговоров

2. Установка деловых контактов.

3. Подготовка деловых переговоров

4. Актуализация деловых переговоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: