Коммуникация как структура
Школа научного управления.
Ф.Тейлор в рамках развиваемой им теории научного управления отводил коммуникации роль передатчика информации от администрации к работникам, т. е. только сверху вниз. Горизонтальные связи, например, между отделами или сотрудниками, не только не поощрялись, а исключались.
Этой идеи более всего отвечает скалярный (вертикальный) принцип структуры организации.
Структуры | ||
Скалярная | Линейно-штабная | Функциональная |
Типы организационных структур: Д – директор; ЛР – линейный руководитель; зам – заместители директора
А. Файоль, автор «административной доктрины» в управлении показал неэффективность скалярной структуры при необходимости действовать быстро. Скалярная структура действует очень медленно. Он предложил горизонтальную коммуникацию в организации, которая получила название «мостки Файоля».
Г. Эмерсон является автором внедрения штабных структур, что позволило разделить коммуникативные функции в организации на собственно управленческие и консультационные: штабные сотрудники осуществляют консультационные функции. Однако такая организационная структура способствовала программированию структурного конфликта объема власти и ответственности, так как линейные руководители имели минимум власти и максимум ответственности, в то же время консультанты обладали максимальной властью в принятии решений и минимальной ответственностью за их исполнением за результаты работы линейных руководителей.
|
|
При функциональной структуре организации консультанты преобразовались в заместителей директора и наделялись соответствующим объемом власти и ответственности. Из-за нарушения принципа единоначалия, т.к. у одного подчиненного оказывалось как минимум два руководителя, имел место функциональный конфликт объема власти и ответственности.
Это привело к использованию смешанных, линейно-функциональных структур организации. Представители школы научного управления отождествляли структуру коммуникации и структуру организации.
По мнению М. Вебера, коммуникация в бюрократической организации не должна зависеть от личных качеств и настроения руководителя. Основной метод повышения эффективности делового общения – инструкция.
Школа «человеческих отношений». Основные принципы коммуникации в данном направлении были заложены Э. Мэйо.
Ч. Барнард утверждал, что у человека существуют определённые потребности, которые он может удовлетворить, лишь объединяясь в организации. При этом под формальными взаимоотношениями понимались коммуникации, в которые люди вступали для выполнения своих должностных обязанностей. Формальная коммуникация людей, таким образом, определялась местом (должность, функция или инструкция) человека в технологической структуре. Неформальные, личные взаимоотношения людей в организации строились на основе их личных симпатий и общности вкусов и интересов.
|
|
Основными методами повышения эффективности коммуникации в организации стали профотбор и обучение.
Школа социальных систем. Школа социальных систем возникла на основе развития общей теории систем и осознания того факта, что для большинства организаций коммуникативное взаимодействие и структура управления являются факторами, влияющими на эффективность их деятельности.
Школа социальных систем получила самое широкое распространение в менеджменте, так как сформулировала и исследовала два главных для любого предприятия вопроса:
· Каковы особенности коммуникации организации как открытой системы с окружающей её политической, рыночной, экологической и прочей средой, т.е. каковы границы влияния организации?
· Насколько эффективно осуществляется коммуникация элементов, частей и подсистем внутри организации, т. е. действует ли организация как целое или нет?
В целом, можно сказать, что выделяют следующие аспекты структуры коммуникации в организации:
1. Вертикальные и горизонтальные коммуникации
2. Непосредственная и опосредованная коммуникация
3. Формальная и неформальная коммуникация
4. Управляемая и неуправляемая коммуникация
5. Уровень коммуникативного контроля
Коммуникативная компетентность является одним из важнейших факторов эффективности всей деятельности менеджера, так как в среднем до 60 % всей коммуникации менеджеров падает на общение с подчиненными, т.е. на межличностный уровень «человек - человек».
Критериями оценки коммуникативной структуры организации выступают:
1. Чувствительность;
2. Оперативность;
3. Централизованность;
4. Жизнеспособность;
5. Гибкость;
6. Целостность
Коммуникация как процесс
Коммуникативное взаимодействие персонала в организации осуществляется на четырех взаимосвязанных уровнях:
· Коммуникативного акта
· Диалога или актуального взаимодействия
· Парциального взаимодействия и взаимоотношения
· Полного взаимодействия
Коммуникативный акт – это неделимые далее действия, жест, реплика человека, которые имеют определенный смысл или значение.
Диалог или актуальное взаимодействие – это метод (способ) решения стоящих перед людьми проблем посредством общения. Включает в себя пять фаз:
1. Подготовительная фаза
2. Фаза установления контакта
3. Фаза взаимной ориентации
4. Фаза аргументации и принятия решения
5. Фаза завершения диалога
Парциальное взаимодействие и взаимоотношение – совокупность всех состоявшихся на данный момент сокращенных или полных диалогов, коммуникативных актов с одним и тем же человеком.
Полное взаимодействие и взаимоотношение – это совокупность всех коммуникативных актов, диалогов и парциальных взаимодействий человека с окружающими людьми, в которые он вступает при выполнении своих должностных обязанностей в организации.
ЛЕКЦИЯ 4
Управление инновациями в организации. (0,5 часа)
План
1. Понятие инновационной деятельности.
2. Методы и средства инновационной деятельности.
ЛЕКЦИЯ 5
Переговоры в управлении организаций. (1,5 часа)
План
1. Особенности деловых переговоров
2. Установка деловых контактов.
3. Подготовка деловых переговоров
4. Актуализация деловых переговоров.