Объясните, основываясь на тексте поэмы, почему автор поставил слово «освобождённых» в кавычки?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) Русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1877). Участник кружка М. В. Петрашевского, Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850 — 54) с последующей службой рядовым. В 1859 возвратился в Петербург. В романах "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871 — 72), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879 — 80) и др. — философское осмысление социального и духовного кризиса России, диалогическое столкновение самобытных личностей, страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм. Творчество Достоевского оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.

 


Акцентное вычитывание романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

Основные требования: ответы на вопросы должны быть даны при помощи цитирования. Цитаты не должны превышать предусмотренного объёма (не более двух строк). Ваша задача – найти наиболее точную цитату для ответа на вопрос. Собственную формулировку вы даёте только на те вопросы, где на это есть прямое указание.

Часть 1

 

Глава 1

  1. Как оценивает рассказчик жилище Раскольникова? ________________________________________________________________________________
  2. Как характеризует рассказчик самого Раскольникова? ________________________________________________________________________________
  3. Каким Раскольников воспринимает Петербург?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как оценивает Раскольников жилище старухи-процентщицы? _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. Как Раскольников оценивает свои помыслы, когда выходит от старухи?

_________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Глава 2

  1. Что поразило Раскольникова во взгляде чиновника в распивочной? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В чем видит чиновник причину пьянства?

____________________________________________________________________________________

  1. «Для того и пью…» - продолжите цитату

____________________________________________________________________________________

  1. Почему Катерина Ивановна «подошла к Сонечкиной постельке…ноги ей целовала»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Глава 3

1. Проанализируйте письмо матери Раскольникову_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глава 4

1. Как воспринял Родион письмо матери? 

__________________________________________________________________________________

2. «Злоба закипала в нем все сильнее…» - продолжите цитату ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как оценивает Раскольников решение Дуни? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что общего между Дунечкой и Сонечкой?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как характеризует Раскольникова его поведение по отношению к девочке на бульваре?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глава 5

1. Как характеризует Раскольникова его сон?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глава 6

1. Кто впервые озвучил мысль об убийстве старухи, и чем это объяснил? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глава 7

1. Каково было внутреннее состояние героя после убийства старухи? _______________________________________________________________________________

2. Как изменилось внутреннее состояние героя после убийства Лизаветы? Почему?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Часть 2

Глава 1

  1. О чем думал Раскольников, идя в контору с повесткой? ________________________________________________________________________________

Глава 2

  1. «Вдруг он остановился; новый, совершенно неожиданный и чрезвычайно простой вопрос сбил его с толку и горько его изумил…» - о чем речь? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Почему он «разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глава 5

1. Как рассказчик описывает внешность Петра Петровича Лужина? ________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. В чем суть теории «целых кафтанов», выдвинутой Лужиным? _______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Глава 6

1. Что почувствовал Раскольников после самоубийства женщины? _______________________________________________________________________

Глава 7

1. Как погиб Мармеладов? Как вы это оцениваете? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как отреагировала Катерина Ивановна на смерть мужа? ________________________________________________________________________________

3. Почему горел свет в каморке Раскольникова, когда он возвращался от Разумихина? _______________________________________________________________________________

Часть 3

 

Глава 4

  1. Какой увидел Соню Раскольников, когда она вошла к нему?

_______________________________________________________________________________

  1. Зачем пришла Соня к Раскольникову? _______________________________________________________________________________

Глава 5

1. О чем была статья Раскольникова? В чем суть теории «двух разрядов»? ________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глава 6

1. Какую оценку дает себе Раскольников, размышляя о своем преступлении? ________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Какой прием использует автор, раскрывая психическое расстройство героя? ________________________________________________________________________________

Часть 4

 

Глава 1

  1. В чем виноват господин Свидригайлов перед Дуней? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «…мы одного поля ягоды»? _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. Какое предложение делает Свидригайлов Раскольникову? Как это его характеризует? _________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

 


Глава 2

  1. Что говорит Лужин о семейной любви? ______________________________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Как характеризуют Лужина слова Дуни: «Вы рассчитывали на нашу беспомощность»?  _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. Как вы оцениваете разрыв Дуни с Лужиным? _________________________________________________________________________________

Глава 3

1. Как комментирует рассказчик желание Лужина жениться на Дуне?  ____________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Глава 4

1. Как отзывается Соня о Катерине Ивановне?Как это оценивает рассказчик?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Как отреагировала Соня на слова Раскольникова «да, может быть, и бога-то совсем нет»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. «Я не тебе поклонился…»- продолжите цитату.

__________________________________________________________________________________

4. В чем ужас положения Сони, по словам Раскольникова?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Откуда у Сони Новый Завет? _____________________________________________________

6. Что поразило Раскольникова в Соне, читающей Евангелие?  _______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

7. «Я о деле пришел говорить» - что предлагает Раскольников? В чем его «напутствие»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 5

Глава 3

1. Какую подлость по отношению к Соне совершил Лужин? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как Катерина Ивановна пыталась убедить всех в том, что Соня не могла этого сделать? ________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Кто разоблачил Лужина в глазах всех присутствующих?

________________________________________________________________________________

4.  Что толкнуло Лужина на подлость, по мнению Раскольникова? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глава 4

1. Зачем Раскольников отправился на квартиру к Соне? Что он при этом чувствовал? _______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. «Стало быть, лучше Лужину жить и делать мерзости»? – что ответила Соня? ________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Как отреагировала Соня на признание Раскольникова в убийстве?  ________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Как объяснил Раскольников причину убийства?

________________________________________________________________________________

5. «Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки...» - продолжите цитату. ________________________________________________________________________________

6. Что предложила Соня Раскольникову, чтобы избавиться от греха? ________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

7. Принял ли предложение Сони Раскольников? ________________________________________________________________________________

Глава 5

1. Кто взял на себя заботу о детях после смерти Катерины Ивановны? Почему?  _______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Часть 6

Глава 5

1. Зачем Свидригайлов рассказывает Дуне о преступлении ее брата? ________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Чем закончилось свидание Дуни со Свидригайловым? Как вы оцениваете Свидригайлова? ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глава 8

1. Зачем Раскольников пришел к Соне в последний раз?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что заставило Раскольникова подняться в полицейскую контору второй раз и сделать признание? ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Эпилог

Глава 1

  1. Что было причиной убийства, по словам Раскольникова?

____________________________________________________________________________________

  1. Почему Соня отправилась в Сибирь вместе с Раскольниковым? _________________________________________________________________________________

Глава 2

  1. «Он стыдился именно того, что…» - продолжите цитату.

_________________________________________________________________________________

  1. «Зачем ему жить? К чему стремиться?» - ответьте цитатой.  _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

  1. Как относились к Раскольникову арестанты? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как отнеслись арестанты к Соне? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. «В глазах ее засветилось бесконечное счастье…»- почему?

___________________________________________________________________________________

Напишите сочинение-рассуждение на тему:

«Каковы истинные причины преступления Раскольникова?»

Используйте при рассуждении различные точки зрения. Установите, какая из них более точно интерпретирует авторскую концепцию.

Н.Н. Страхов: «Главный корень, из которого выросло чудовищное намерение Раскольникова, заключается в некоторой теории, которую он неоднократно и последовательно развивает; само же убийство произошло из непременного желания приложить к делу свою теорию».

Д.И. Писарев: «Эту теорию никак нельзя считать причиною преступления…Эта теория отразила только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей…Настоящею единственною причиною являются тяжелые обстоятельства».

В.В. Кожинов: «Поначалу…можно еще полагать, что Раскольников стремится, убив богатую старуху, добыть средства для окончания своего образования и помощи семье…его деяние по своим глубоким внутренним мотивам не преступление в юридическом смысле, которое всегда подразумевает ответ на вопрос: кому (и почему?) это выгодно?... Но в то же время деяние Раскольникова есть преступление в самом глубоком и остром смысле…его деяние страшнее всякого обыкновенного преступления, ибо он не просто убил, а хотел утвердить правоту убийства, утвердить само право на преступление».

В.Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность…Во- вторых, Раскольников хочет…решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон. И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью…Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова. Автор все время подменяет один мотив другим».

В.В. Набоков: «Почему Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру? Очевидно, чтобы избавить свою семью от бедности…

Но он совершает это убийство еще и для того, чтобы доказать себе, что он не обыкновенный человек…а личность, способная создать свой собственный закон, выдержать всю тяжесть моральной ответственности, муки совести и во имя благой цели избирающая злодейские средства (убийство) без ущерба для душевного равновесия и достойной жизни.

Он убивает еще и потому, что, согласно излюбленной идее Достоевского, распространение материалистических идей нравственно опустошает молодого человека и может сделать убийцей даже положительного юношу, т.к. он легко пойдет на преступление при неудачном стечении обстоятельств».

Помните:

1. В рассуждении необходимо соблюдать четкую структуру: тезис, доказательство, вывод.

2. Доказательства тезиса должны быть аргументированы текстом романа.

3. Не увлекайтесь пересказом содержания произведения, используйте только необходимые мысли для доказательства собственной версии.

4. Вывод должен быть связан с тезисом, т.к. это результат ваших рассуждений.


 

 

Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) Русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900—1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: