double arrow

Достоевский Федор Михайлович

(1821 - 1881)

Родился в семье лекаря, ставшего небольшим помещиком. Погиб о руки своих крестьян. Окончил в Санкт-Петербурге кадетский корпус. Первое произведение "Бедные люди" Затем "Двойник". Поссорился с Белинским на почве религии, Белинский не признавал во Христе Бога. Разойдясь с Белинским, сблизился с петрашевцами. Тяготел к кружку Дурова. В обществе петрашевцев несколько раз читал "Письмо Белинского Гоголю". Арест, каторга, 4,%года в омском остроге. Служил в качестве рядового в географической партии. Офицерский чин. Женился и вышел в отставку. Выезжал за рубеж. Издавал два журнала. Сначала "Время", потом "Эпоха", где напечатал "Записки из подполья".

"Идиот". Мышкин прообраз Христа. В России во всех видит братьев и сестер, стремление делать благо. Среди его окружения он выступил по поведению, а не по происхождению идиотом. Мышкин - Рогожин = Иисус - Иуда. Это единые, но противоположные начала. Связующим звеном является Настасья Филипповна. Метание между добром и злом. Рогожин - неодухотворенная любовь, неодухотворенная стихия.

Любовь Достоевского к изображению критического момента жизни человека. В борьбе бесконечного и конечного всегда на стороне живого человека. Разрушение жизни высшее преступление против свободы. Евангельский характер (Евангелие построено на переходе от жизни к смерти и воскресении).

Ипполит (через два месяца умрет от чахотки). Природа вскрывает тайну смерти. Можно ли следовать эстетическим нормам и моральным общества, отсюда Бог.

Аглая Епанчина - сильный, но не определенный характер. Ее полюбил князь Мышкин. Она выступила в какой-то момент его судьею. "У вас справедливости много, но у вас правды нет". Делать добро всем подряд не правда. Добра абстрактного, отвлеченного не может быть.

"Бесы". Религиозно-нравственный характер. Основывается на реальной истории. Кружок Нечаева, в основе пять человек. Фикция, что кружки существуют повсюду. Нечаев стремился к распространению своей власти, Иванову надоело, его убили.

Проблема сверхчеловека и человеко-Бога. Главный кандидат Ставрогин. Ему свойствен бес неверия и скептицизма. Он сам себе бог, кроме себя ничего не знает. Обладает необыкновенной силой воли. Все человеческое ему не свойственно. В конце концов, он повесился и весь его окружающий мир разрушился. Моментом посвящения в бесы было соблазнение 12 летней девочки, которая потом повесилась, а он все так обставил, что никто на него и не подумал. Его преступление оказалось несоизмеримым с его идеей замены Бога, и он гибнет.

Шатов - вариант решения славянофильства народа.

Шигалев - развивает проекты переустройства общества и мира на основе разумных начал. Общество строил для достижения пользы. В нем существовали руководители и исполнительная сила. Все строилось на доносах, на лагерях.

"Братья Карамазовы". Часть большого труда "Житие великого грешника". Кто? Вопрос. Три брата законных и один незаконный (Смердяков), отец, Груша - раздор между вторым сыном и отцом. Катерина Ивановна между двумя братьями.

Иван Карамазов приходит с кантовской антиномией: Бог может быть и может не быть. Атеист. Дал согласие на убийство отца, которое совершает Смердяков. Вопрос о Боге так и не решил. Этот путь нигилизма, скептицизма привел его к сумасшествию на суде.

Алеша - нравственный спаситель России. Он поражает своей беспомощностью. Он оказывается неспособным сейчас делать добро. В конце романа уходит к детям, отсюда сюжет дети и праведник (Мышкин и дети в Швейцарии).

Старец Зосима, к которому пришли Карамазовы за судом, кому должна достаться Грушенька, папе или Дмитрию? Это некая возможность, которая существует. Восточнославянский тип православного мышления. Возвышается на основе верного умозрения, гармонии духа и тела. Не может указать выход и умирает.

В основе романа лежит "Легенда о Великом Инквизиторе". Инквизитор вариант антихриста. Из христианского учения взял то, что способствует утверждению господства одного над другим. Это форма исполнения дел утверждения свободы избранных. Все остальные - это младенцы. Это соответствует состоянию обычного человека, так как он свободу не любит. Свобода не только благо, но и тяжелое иго. Это есть разрушение человеческой личности. В конце новеллы Христос подходит к инквизитору и целует его - загадка.

Достоевский занимался разрешением вопросов жизненных, социальных.

Христианство предполагает духовную индивидуальную работу, веру. Эта вера живет в народе, в нем основа нравственного спасения. Суть христианства - преодоление обособления человека от другого человека. Наше разрешение вопросов русское. Русский народ должен исполнить мессианскую роль относительно других народов и всего человечества. Мы должны возродиться на религиозной, национальной почве. В русской вере общечеловеческие черты.

"Дневник писателя": Католицизм зло, которое развращает Европу и уничтожает. Папа стремится к социализму, следовательно, католический социализм. Характерная черта русского народа - всех прощать. Любовь к заключенным - в них видят несчастного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: