Исследование развития коммуникативных навыков дошкольников

Методы исследования

 

Для проведения обследования коммуникативных навыков у дошкольников была выбрана диагностика, описанная в мониторинге программы «Детство». Диагностика построена на методе наблюдения.

Обследование проводилось на ДОУ № 120. Данная диагностика способствует более детальному, подробному раскрытию особенностей коммуникативных навыков дошкольников. Наблюдение помогает в естественных условиях общения детей друг с другом увидеть и проанализировать состояние коммуникативных навыков.

Наблюдение проводилось в течение двух недель.

Диагностика проводилась с детьми старшей группы.

Списочный состав группы 20 человек, из которых 11 мальчиков и 9 девочек

Цель диагностики: выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности, за общением детей с педагогами и родителями в течение всего дня ребёнка в ДОУ.

Схема фиксации результатов наблюдения включала следующие показатели:

- имя ребёнка, возраст на момент диагностики;

- дата и время коммуникации;

- поводы общения, собеседник;

- степень участия ребёнка в общении: инициация общения или ответ на предложение общения или пассивное участие в коллективном разговоре;

- владение речевыми умениями: слушать и правильно понимать мысль собеседника, формулировать в ответ своё суждение, правильно выражать мысль посредством языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контролировать её нормативность, вносить изменения при необходимости;

- владение умениями речевого этикета: умение вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать своё отношение к предмету разговора, приводить примеры, возражать, оценивать), умение обращения к собеседнику; знакомство, приветствие, приглашение к разговору, привлечение внимания, просьба, согласие, отказ, жалоба, сочувствие, одобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.;

- владение невербальными средствами общения: уместное использование мимики, жестов.

Количественная характеристика оценки результатов выражалась в следующем:

36 - высокий уровень показателя;

26 - средний уровень показателя;

16 - низкий уровень показателя.

Шкала оценки показателей (уровневая характеристика особенностей общения ребёнка).

Высокий уровень речевой коммуникации (186 - 146). Ребёнок в течение всего дня испытывает потребность в общении со сверстниками и взрослыми и успешно реализует её, выступая инициатором при любой возможности. С удовольствием участвует в коллективных диалогических формах общения, может занимать разные позиции активности. Поводы общения со сверстниками и взрослыми разнообразны, присутствуют познавательные и социальноличностные мотивы. Свободно владеет основными речевыми и коммуникативными умениями, использует их адекватно ситуации, умеет пользоваться формами речевого этикета. Допускает негрубые лексические ошибки и проявляет нетерпение. Не использует вульгарных слов.

Средний уровень речевой коммуникации (136 -96). Ребёнок в течение дня больше испытывает потребность в общении со взрослыми, чем со сверстниками и реализует её, отвечая на предложенное общение. Поводы общения со сверстниками деловые и эмоциональные, со взрослыми - ситуативные. При общении правильно понимает мысль собеседника, отвечает, используя простые предложения, фразы. Затрудняется в монологическом изложении мыслей. Знает много правил речевого этикета, но чаще пользуется ими по напоминанию взрослого.В речи детей встречаются грубые аграмма- тизмы, используются вульгарные выражения.

Низкий уровень речевой коммуникации (ниже 96) Ребёнок в течение дня не испытывает потребности в общении со сверстниками. Со взрослыми общается по их инициативе или в случае крайней необходимости. В разговорах участвует в роли пассивного слушателя. Поводы общения с окружающими редко выходят за рамки бытовых проблем ребёнка. Затрудняется в использовании речевых и коммуникативных умений: суждения выражает в простых нераспространённых предложениях, часто теряет общую нить разговора. Формами речевого этикета пользуется редко. Часто проявляется негативизм в общении. Интересы сверстников полностью игнорируются.

Результаты уровня развития коммуникативных навыков мы представляем в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты уровня развития коммуникативных навыков

Уровень Количество человек Проценты
Высокий 6 30%
Средний 9 45%
Низкий 5 25%

Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что у большинства детей неразвиты такие коммуникативные умения как: умение слушать собеседника, формулировать в ответ собственное суждение, грамотно оформлять собственный ответ, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контролировать её нормативность, вносить изменения при необходимости. Также у детей в недостаточной мере сформированы умения речевого этикета: дети могут начать беседу, но не всегда её завершают, не доказывают свою точку зрения или доказывают свою, но не принимают во внимание мнение других собеседников. Все дети здороваются и благодарят, но большинство не умеют обращаться с просьбой.

В общении друг с другом дети часто проявляют агрессивность, ссорятся, не могут договориться об игре. Некоторые дети дразнят других, разрушают чужие постройки, мешают играм, дерутся. Большая часть детей не понимает эмоционального состояния сверстника, не обращает внимания на чувства других людей.

Во время игр дети часто спорят, не идут на компромиссы, сюжеты игр однообразны и бедны, речевое сопровождение также однообразно.

В связи с этим возникает потребность в разработке проекта по формированию коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: