Реферат
По физической культуре
Колокольчиковой Софьи 5 класс
Тема: «Олимпийские игры Древней Греции»
В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику – специальную подготовку и участие в состязаниях. Агонистика распадалась на гимнастические игры и состязания и мусические соревнования (в области музыки, танцев, поэзии).
Из гимнастических агонов (агон – состязание, турнир, праздник) боль-шой популярностью пользовались Немейские игры (в Арголиде), Истмийские игры (на Коринфском перешейке), Пифийские игры (в Дельфах), Панафинейские игры (в Афинах). Однако из всех игр, проводимых в Древней Греции, наибольшее значение имели Олимпийские игры.
Проблемы возникновения и развития древнегреческих Олимпийских игр издавна интересовали ученых разных стран. В течение многих лет изучением древних Олимпийских игр, их происхождением занималась историография. Основную причину возникновения Игр ученые видели в культовых обрядах, легендах и мифах, созданных фантазией древних греков. Они усматривали основные причины проведения подобных состязаний (агонов) в умиротворении богов (согласно мифам и легендам), или в выборе достойного на брак с дочерью царя или вождя, или в честь почетных гостей.
|
|
Однако, одной из главных причин возникновения общественных Игр явилась потребность в подготовленных воинах, демонстрации превосходства военной и аристократической знати в области военно-физической подготовки. Эта потребность вызывалась тем, что в древнегреческом обществе отдельные племена, а затем и города-полисы вели беспрерывные войны за обладание лучшими землями, а также ради военной добычи. С развитием рабовладельческих отношений происходили перемены и в культурной жизни Греции. Устанавливались более тесные связи между племенами, а позднее и городами. Постепенно возникали мифы и легенды о Зевсе, Геракле, Гермесе и других божествах, обитавших, по преданию, на вершине Олимпа. Но общественные игры появились задолго до того, как стали складываться мифы и легенды о языческих божествах. В течение многих лет древние агоны проводились и там, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских.
Физическая культура в Древней Греции
Древнегреческая физическая культура стала складываться в условиях распада родового строя и образования классового общества в крито-микен-ский (Ш – II тыс. до н. э.) и гомеровский (XII – IX вв. до н. э.) периоды. Однако своего наивысшего развития физическая культура достигла в VIII – IV вв. до н. э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции. Разделение труда между промышленностью и земледелием и рост торговли, с одной стороны, закабаление свободных членов общины и эксплуатация масс рабов – с другой, привели к изменению в общественных отношениях и культурной жизни Греции. В то же время постоянные войны между отдельными городами (полисами) еще более способствовали скоплению рабов и богатств в руках отдельных людей. В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины, в которых возникли два различных подхода к решению задач физического воспитания. Подчеркивая эту особенность, Ф. Энгельс в работе «Армия» пишет: «Если общее физическое воспитание афинян развивало ловкость наравне с физической силой, то спартанцы направляли свое внимание преимущественно на развитие силы, стойкости и выносливости воинов».
|
|
Лаконика с главным городом Спартой образовалась в IX в. до н. э. Спарта имела натуральное хозяйство, внешней торговли почти не вела. Около десяти тысяч семей рабовладельцев (спартиатов) жестоко эксплуатировали и угнетали свыше 250 тыс. рабов (илотов). Спартиаты как господствующий класс, опасаясь восстаний рабов и ведя многочисленные войны, создали суровую систему воспитания. До 7 лет дети воспитывались в семье. Уже в этом возрасте детей приучали не бояться темноты, не плакать, не быть разборчивыми в пище, хорошо закаляли. С 7 до 18 лет молодые спартиаты находились в государственных воспитательных учреждениях, в которых занимались в основном физическими упражнениями. Их закаляли, приучали переносить холод, голод, жажду и выносить боль. В воспитании юношей большое место занимали упражнения в метании копья и диска, в беге и борьбе, прыжках, а также военные игры, охота на диких зверей. На умственное воспитание обращалось мало внимания. Много времени отводилось пению хоровых песен, музыке, танцам. Руководители (педономы) юных спартиатов, назначаемые государством, особое внимание уделяли воспитанию мужества и находчивости, боевого, воинственного характера, презрения к рабам. В этих целях организовывались ночные облавы на рабов, называемые криптиями, во время которых спартиаты убивали илотов, казавшихся им подозрительными.
Юноши 18 – 20 лет зачислялись в отряды эфебов, где продолжали физическую и военную подготовку. Затем их определяли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до старости. В Спарте большое внимание обращалось на физическое воспитание девушек. По сообщению древних писателей – Ксенофонта, Павсания и Плутарха, девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, метать диск, копье, чтобы их будущие дети рождались и росли здоровыми. Им запрещалось вести изнеженный образ жизни. Нередко вооруженные спартанские женщины несли охрану и держали рабов в повиновении. В результате спартанской государственной воспитательной системы и военной организации спартиаты создали одну из сильнейших армий в Греции, которая долгое время была непобедимой. Атлеты Спарты участвовали во многих Олимпийских, Пифийских и других играх и часто выходили победителями.
По-иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике с центром в Афинах. В V – IV вв. до н. э. Афины представляли собой типичную рабовладельческую республику с резко выраженным классовым расслоением общества. Бурное развитие ремесел и торговли, культуры и науки сделали Афины центром всей греческой жизни. Каждый рабовладелец имел право и возможность активно заниматься общественной деятельностью. Воспитательная и образовательная система в этом обществе распространялась на полноправных состоятельных афинских граждан. Эта система не ограничивалась только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давала разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. К этому они стремились. Но такое воспитание было доступно только гражданам, занимающим господствующее положение в рабовладельческом обществе.
|
|
В Афинах дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. Много внимания в этом возрасте уделялось играм. Затем мальчиков отправляли в школу, а девочек продолжали воспитывать дома. Афинская женщина не принимала участия в общественной жизни. На нее не распространялось и физическое воспитание.
С 7 до 16 лет юноши посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической и гимнастической школах.
Гимнастическую школу, называемую палестрой (от слова «пале» — борьба), подростки начинали посещать с 12 – 14 лет. Начиная с 14 лет, занятия в мусической школе отступали на второй план и на первое место выдвигалась школа гимнастическая.
Греческая гимнастика как система упражнений состояла из трех основных разделов: палестрики, орхестрики и игр. В палестрику входили основные виды упражнений: бег, прыжки, метания копья и диска, борьба. Кроме этого пентатлона (пятиборья), в палестрику включались панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука и другие физические упражнения. Орхестрика состояла в основном из танцевальных упражнений, выполняемых под музыку. Игры составляли раздел гимнастики, куда относились упражнения с палкой, колесом, клюшкой, шаром, мячом и другие.
В возрасте 16 лет юноши наиболее обеспеченных родителей после окончания занятий в мусической и гимнастической школах поступали в гимнасий. В Афинах насчитывалось три гимнасия, содержащихся за государственный счет: Академия, Ликей и Киносарг. В гимнасий наряду с занятиями физическими упражнениями молодые рабовладельцы изучали политику, философию, литературу.
|
|
С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию эфебию. В отрядах эфебов они в течение двух лет несли военную службу. На первом году эфебы занимались гимнастикой и изучали военное дело. На втором году они, вооружившись щитом и копьем, охраняли границы страны.
В Древней Греции происходило зарождение педагогической теории физического воспитания. В литературе древних философов и ученых — Платона, Аристотеля и других — высказано немало суждений и ценных мыслей о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования.
Платон (427 – 347 до н. э.) – представитель афинской аристократии, философ-идеалист – обосновывал теорию гармонического развития духовных и физических качеств рабовладельцев. Платон был сторонником спартанской системы воспитания молодежи со значительным расширением в ее рамках умственного образования. В труде «Государство» он писал: «Хорошая гимнастика тоже будет простой, и прежде всего гимнастикой военной». По системе Платона дети дошкольного возраста занимаются играми на площадках, с 12 до 16 лет посещают школу гимнастики – палестру, последующие два года проходят военно-гимнастическую подготовку в эфебии. Система Платона преследовала цель всестороннего воспитания социальных групп философов и воинов, с презрением относящихся к физическому труду. Их должны обслуживать ремесленники и землепашцы. Дети рабов в мусические и гимнастические школы не допускались. Вместе с тем Платон высказал ценные мысли о дошкольном воспитании, о последовательности государственной системы воспитания. Он считал, что умственное и физическое воспитание дает положительный эффект тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера и т.д.
Аристотель (384 – 322 до н. э.) – крупнейший ученый и философ, воспитатель Александра Македонского, ученик Платона. Он выдвинул идею о единстве формы и содержания, о развитии всего сущего. По Аристотелю, тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Физическое воспитание предшествует умственному. В трактате «Политика» Аристотель указывал, что «мальчиков должно (прежде всего) отдавать в руки учителей гимнастики и педотрибов: первые приведут в надлежащее состояние их организмы, а вторые будут направлять соответствующим образом их занятия гимнастикой». Аристотель, в отличие от Платона, порицал спартанскую систему воспитания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гимнастическому образованию придавали «атлетическое» направление, что, по его мнению, мешает естественному развитию детей. Аристотель справедливо считал, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».
Философ-материалист Демокрит (460 – 370 до н. э.) отмечал, что упражнения тела имеют большее значение для формирования человека, чем его природные данные.
Сократ (469 – 399 до н. э.) указывал на то, что крепкое здоровье гарантирует от многих невзгод.
Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 до н. э.) считал, что занятия физическими упражнениями важны для профилактики и лечения разных болезней.