Физическая культура в Древней Греции

Реферат

По физической культуре

Колокольчиковой Софьи 5 класс

Тема: «Олимпийские игры Древней Греции»

В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику – специальную подготовку и участие в состязаниях. Агонистика распадалась на гимнастические игры и состязания и мусические соревно­вания (в области музыки, танцев, поэзии).

Из гимнастических агонов (агон – состязание, турнир, празд­ник) боль-шой популярностью поль­зовались Немейские игры (в Арголиде), Истмийские игры (на Ко­ринфском перешейке), Пифийские игры (в Дельфах), Панафинейские игры (в Афинах). Однако из всех игр, проводимых в Древней Греции, наи­большее значение имели Олимпий­ские игры.

Проблемы возникновения и раз­вития древнегреческих Олимпийских игр издавна интересовали ученых разных стран. В течение многих лет изучением древних Олимпийских игр, их происхождением занималась историография. Ос­новную причину возникновения Игр ученые видели в куль­товых обрядах, легендах и мифах, созданных фантазией древних гре­ков. Они усматривали основные при­чины проведения подобных состяза­ний (агонов) в умиротворении богов (согласно мифам и легендам), или в выборе достойного на брак с дочерью царя или вождя, или в честь почет­ных гостей.

Однако, одной из главных причин воз­никновения общественных Игр яви­лась потребность в подготовленных воинах, демонстрации превосходства военной и аристократической знати в области военно-физической подго­товки. Эта потребность вызывалась тем, что в древнегреческом обществе отдельные племена, а затем и города-полисы вели беспрерывные войны за обладание лучшими землями, а так­же ради военной добычи. С развити­ем рабовладельческих отношений происходили перемены и в куль­турной жизни Греции. Устанавлива­лись более тесные связи между пле­менами, а позднее и городами. Постепенно возникали мифы и легенды о Зевсе, Геракле, Гермесе и других бо­жествах, обитавших, по преданию, на вершине Олимпа. Но общественные игры появились задолго до того, как стали складываться мифы и ле­генды о языческих божествах. В те­чение многих лет древние агоны про­водились и там, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских.

Физическая культура в Древней Греции

Древнегреческая физическая культура стала складываться в условиях рас­пада родового строя и образования классового общества в крито-микен-ский (Ш – II тыс. до н. э.) и гоме­ровский (XII – IX вв. до н. э.) перио­ды. Однако своего наивысшего раз­вития физическая культура достигла в VIII – IV вв. до н. э. во время расцвета рабовладельческих отноше­ний в Греции. Разделение труда между промышленностью и земледе­лием и рост торговли, с одной стороны, закабаление свободных членов общины и эксплуатация масс ра­бов – с другой, привели к изменению в общественных отношениях и куль­турной жизни Греции. В то же время постоянные войны между отдельны­ми городами (полисами) еще более способствовали скоплению рабов и богатств в руках отдельных людей. В зависимости от экономического, политического и культурного разви­тия, военной организации и системы воспитания в том или ином грече­ском государстве определялись зада­чи, средства, формы и методы физи­ческого воспитания. Наиболее типич­ными в этом отношении были Спарта и Афины, в которых возникли два раз­личных подхода к решению задач физического воспитания. Подчерки­вая эту особенность, Ф. Энгельс в работе «Армия» пишет: «Если об­щее физическое воспитание афинян развивало ловкость наравне с фи­зической силой, то спартанцы на­правляли свое внимание преимуще­ственно на развитие силы, стойкости и выносливости воинов».

Лаконика с главным городом Спартой образовалась в IX в. до н. э. Спарта имела натуральное хозяйст­во, внешней торговли почти не вела. Около десяти тысяч семей рабо­владельцев (спартиатов) жестоко эксплуатировали и угнетали свыше 250 тыс. рабов (илотов). Спартиаты как господствующий класс, опасаясь восстаний рабов и ведя многочислен­ные войны, создали суровую систему воспитания. До 7 лет дети воспиты­вались в семье. Уже в этом возрасте детей приучали не бояться темноты, не плакать, не быть разборчивыми в пище, хорошо закаляли. С 7 до 18 лет молодые спартиаты находились в государственных воспитательных учреждениях, в которых занимались в основном физическими упражне­ниями. Их закаляли, приучали пере­носить холод, голод, жажду и вы­носить боль. В воспитании юношей большое место занимали упражнения в метании копья и диска, в беге и борьбе, прыжках, а также военные игры, охота на диких зверей. На умственное воспитание обращалось мало внимания. Много времени от­водилось пению хоровых песен, музы­ке, танцам. Руководители (педономы) юных спартиатов, назначаемые государством, особое внимание уде­ляли воспитанию мужества и наход­чивости, боевого, воинственного ха­рактера, презрения к рабам. В этих целях организовывались ночные об­лавы на рабов, называемые криптиями, во время которых спартиаты уби­вали илотов, казавшихся им подо­зрительными.

Юноши 18 – 20 лет зачислялись в отряды эфебов, где продолжали физическую и военную подготовку. Затем их определяли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до старости. В Спар­те большое внимание обращалось на физическое воспитание девушек. По сообщению древних писателей – Ксенофонта, Павсания и Плутарха, девушки должны были для укреп­ления тела бегать, бороться, метать диск, копье, чтобы их будущие дети рождались и росли здоровыми. Им запрещалось вести изнеженный об­раз жизни. Нередко вооруженные спартанские женщины несли охрану и держали рабов в повиновении. В результате спартанской государст­венной воспитательной системы и военной организации спартиаты со­здали одну из сильнейших армий в Греции, которая долгое время была непобедимой. Атлеты Спарты участ­вовали во многих Олимпийских, Пифийских и других играх и часто выходили победителями.

По-иному осуществлялось физи­ческое воспитание в Аттике с центром в Афинах. В V – IV вв. до н. э. Афины представляли собой типичную рабо­владельческую республику с резко выраженным классовым расслоением общества. Бурное развитие ремесел и торговли, культуры и науки сделали Афины центром всей греческой жиз­ни. Каждый рабовладелец имел пра­во и возможность активно заниматься общественной деятельностью. Воспи­тательная и образовательная систе­ма в этом обществе распространя­лась на полноправных состоятельных афинских граждан. Эта система не ограничивалась только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давала разносторон­нее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физи­ческого воспитания. К этому они стремились. Но такое воспитание было доступно только гражданам, за­нимающим господствующее положе­ние в рабовладельческом обществе.

В Афинах дети до 7 лет воспиты­вались в семье под наблюдением раба или рабыни. Много внимания в этом возрасте уделялось играм. Затем мальчиков отправляли в шко­лу, а девочек продолжали воспиты­вать дома. Афинская женщина не принимала участия в общественной жизни. На нее не распространялось и физическое воспитание.

С 7 до 16 лет юноши посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической и гимнастичес­кой школах.

Гимнастическую школу, называе­мую палестрой (от слова «пале» — борьба), подростки начинали посе­щать с 12 – 14 лет. Начиная с 14 лет, занятия в мусической школе отсту­пали на второй план и на первое место выдвигалась школа гимнасти­ческая.

Греческая гимнастика как система упражнений состояла из трех основных разделов: палестрики, орхестрики и игр. В палестрику входили основные виды упражне­ний: бег, прыжки, метания копья и диска, борьба. Кроме этого пентат­лона (пятиборья), в палестрику включались панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, стрель­ба из лука и другие физические упражнения. Орхестрика состояла в основном из танцевальных упражне­ний, выполняемых под музыку. Игры составляли раздел гимнастики, куда относились упражнения с палкой, колесом, клюшкой, шаром, мячом и другие.

В возрасте 16 лет юноши наиболее обеспеченных родителей после окон­чания занятий в мусической и гим­настической школах поступали в гимнасий. В Афинах насчитыва­лось три гимнасия, содержащихся за государственный счет: Академия, Ликей и Киносарг. В гимнасий наря­ду с занятиями физическими упраж­нениями молодые рабовладельцы изучали политику, философию, лите­ратуру.

С 18 лет молодых людей опреде­ляли в государственную военную организацию эфебию. В отрядах эфебов они в течение двух лет несли военную службу. На первом году эфебы занимались гимнастикой и изучали военное дело. На втором году они, вооружившись щитом и копьем, охраняли границы страны.

В Древней Греции происходило зарождение педагогической теории физического воспитания. В литерату­ре древних философов и ученых — Платона, Аристотеля и других — высказано немало суждений и цен­ных мыслей о физическом воспита­нии как составной части общего воспитания и образования.

Платон (427 – 347 до н. э.) – представитель афинской аристокра­тии, философ-идеалист – обосновывал теорию гармонического развития духовных и физических качеств рабо­владельцев. Платон был сторонником спартанской системы воспитания молодежи со значительным расшире­нием в ее рамках умственного обра­зования. В труде «Государство» он писал: «Хорошая гимнастика тоже будет простой, и прежде всего гимнастикой военной». По системе Платона дети дошкольного возраста занимаются играми на площадках, с 12 до 16 лет посещают школу гимнастики – палестру, последую­щие два года проходят военно-гимнастическую подготовку в эфебии. Система Платона преследовала цель всестороннего воспитания со­циальных групп философов и воинов, с презрением относящихся к физиче­скому труду. Их должны обслужи­вать ремесленники и землепашцы. Дети рабов в мусические и гимна­стические школы не допускались. Вместе с тем Платон высказал цен­ные мысли о дошкольном воспита­нии, о последовательности государст­венной системы воспитания. Он счи­тал, что умственное и физическое воспитание дает положительный эф­фект тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера и т.д.

Аристотель (384 – 322 до н. э.) – крупнейший ученый и философ, вос­питатель Александра Македонского, ученик Платона. Он выдви­нул идею о единстве формы и содер­жания, о развитии всего сущего. По Аристотелю, тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и ра­зумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравствен­ное и умственное. Физическое воспи­тание предшествует умственному. В трактате «Политика» Аристотель указывал, что «мальчиков должно (прежде всего) отдавать в руки учителей гимнастики и педотрибов: первые приведут в надлежащее со­стояние их организмы, а вторые будут направлять соответствующим образом их занятия гимнастикой». Аристотель, в отличие от Платона, порицал спартанскую систему воспи­тания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гимнастическому образованию придавали «атлетическое» направле­ние, что, по его мнению, мешает естественному развитию детей. Ари­стотель справедливо считал, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользова­ние ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».

Философ-материалист Демокрит (460 – 370 до н. э.) отмечал, что упражнения тела имеют большее значение для формирования чело­века, чем его природные данные.

Сократ (469 – 399 до н. э.) ука­зывал на то, что крепкое здоровье гарантирует от многих невзгод.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 до н. э.) считал, что занятия физическими упражнениями важны для профилактики и лечения разных болезней.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: