Первые известные истории Олимпийские игры отмечены 776 г. до н. э. Эта дата взята за основу потому, что удалось установить именно с этого времени первого и последующих победителей на Играх. Некоторые авторы отмечают, что в 776 г. до н. э. состоялись уже 28-е Игры. Местом проведения Игр была Олимпия, расположенная в северо-западной части Пелопоннесского полуострова, в долине реки Алфей, у подножия горы Кронос. В Олимпии, кроме храмов, имелись гимнасий, палестра, стадион и ипподром. Олимпийские игры проходили один раз в четыре года. Периоды между Играми назывались Олимпиадами; по ним греки некоторое время вели летоисчисление.
Программа Олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на один стадий (192 м 27 см), впоследствии расширялась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), панкратионе, кулачном бою, состязаний колесниц и в верховой езде. С 37-й Олимпиады (632 г. до н. э.) в Играх стали принимать участие и дети.
В период с VII до II в. до н. э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы и люди негреческого происхождения («варвары», как их называли греки), а также женщины к Играм не допускались. Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к Играм дома, а затем в течение месяца в Олимпии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовладельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.
|
|
Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Руководили Играми судьи-распорядители (элланодики). В ранний период Игры проходили в один день, в период расцвета (VI – IV вв. до н. э.) – в пять дней. Перед началом Игр все участники давали клятву, что они честно готовились и будут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители Игр (олимпионики) пользовались большой славой, уважением, почестями. В их честь слагались хвалебные оды, пелись гимны, ставились памятники.
На Олимпийские празднества собиралось до 45 – 50 тыс. зрителей, среди которых были знаменитые философы, историки, поэты. Игры неоднократно посещали Пифагор, Платон, Аристотель и историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях.
В дни проведения Игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции. В это время здесь шла бойкая торговля, заключались торговые сделки, гости знакомились с представителями других стран, с развитием ремесел и земледелия, с разнообразными обычаями и религиозными обрядами, слушали философов, историков, поэтов, музыкантов и служителей религиозного культа.
|
|
В общественно-политической и культурной жизни Греции периода расцвета Олимпийские праздники играли очень большую роль. Они способствовали объединению полисов. За месяц до Игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие (экехирия), прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в руках. Наряду с философскими системами, театром, музыкой, изобразительным искусством Олимпийские игры выполняли важную роль во «внешкольном» образовании и воспитании населения. Господствующий класс Греции использовал широкий интерес народа к Олимпийским играм в целях подчинения своим идеологическим установкам и политической власти,
Начиная с IV в. до н. э. рабовладельческие отношения в Греции начали клониться к упадку. Постепенно приходила в упадок греческая культура и вместе с ней физическая культура и спорт. В эпоху эллинизма мусическое образование усиливалось за счет гимнастического. Изменялся характер физического воспитания в гимнасиях и эфебии. Это было вызвано тем, что Греция, потеряв свою независимость в результате завоеваний Македонией, а потом Римом, не нуждалась более в самостоятельной армии. Отпала необходимость в той совершенной тренировке, какую давали старые палестры, гимнасии и эфебия. Хотя занятия гимнастикой и военными упражнениями в палестрах, гимнасиях и эфебии продолжались, но объем этих занятий уменьшался с каждым годом. Глубокие перемены в экономической, политической и культурной жизни оказали влияние на характер проведения гимнастических агонов, в том числе и Олимпийских игр. К участию в Играх стали допускаться атлеты негреческого происхождения. На Играх выступали профессиональные борцы, кулачные бойцы и панкратисты. Вместо почетного оливкового венка победителей стали награждать материальными ценностями. В программе Игр основное место заняли мусические агоны в области музыки, танцев, песни. Римские консулы и императоры (Сулла, Нерон и др.) стремились распространить Олимпийские игры на территории Рима, но их попытки не имели успеха.
К концу IV в. н. э. кризис рабовладельческой системы приводит к разложению всей античной культуры. Появление и распространение христианской религии, боровшейся против языческой веры и проповедовавшей аскетизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских праздников. В 394 г. римский император Феодосии I издал эдикт о запрещении Олимпийских игр.