Древнегреческие Олимпийские игры

Первые известные истории Олимпийские игры отмечены 776 г. до н. э. Эта дата взята за основу по­тому, что удалось установить именно с этого времени первого и последую­щих победителей на Играх. Некото­рые авторы отмечают, что в 776 г. до н. э. состоялись уже 28-е Игры. Местом проведения Игр была Олим­пия, расположенная в северо-запад­ной части Пелопоннесского полуост­рова, в долине реки Алфей, у под­ножия горы Кронос. В Олимпии, кроме храмов, имелись гимнасий, палестра, стадион и ипподром. Олим­пийские игры проходили один раз в четыре года. Периоды между Играми назывались Олимпиадами; по ним греки некоторое время вели летоис­числение.

Программа Олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на один стадий (192 м 27 см), впоследствии расширялась за счет состязаний в пентатлоне, беге с ору­жием (меч и щит), панкратионе, ку­лачном бою, состязаний колесниц и в верховой езде. С 37-й Олимпиа­ды (632 г. до н. э.) в Играх стали принимать участие и дети.

В период с VII до II в. до н. э. в Олимпийских играх могли участво­вать только свободнорожденные гре­ки. Рабы и люди негреческого про­исхождения («варвары», как их на­зывали греки), а также женщины к Играм не допускались. Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к Играм дома, а затем в течение месяца в Олим­пии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовла­дельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.

Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Руково­дили Играми судьи-распорядители (элланодики). В ранний период Иг­ры проходили в один день, в период расцвета (VI – IV вв. до н. э.) – в пять дней. Перед началом Игр все участники давали клятву, что они честно готовились и будут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители Игр (олимпионики) пользовались боль­шой славой, уважением, почестями. В их честь слагались хвалебные оды, пелись гимны, ставились памятники.

На Олимпийские празднества собиралось до 45 – 50 тыс. зрителей, среди которых были знаменитые фи­лософы, историки, поэты. Игры не­однократно посещали Пифагор, Пла­тон, Аристотель и историк Геро­дот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях.

В дни проведения Игр Олимпия превращалась в центр экономи­ческой, политической и культурной жизни Греции. В это время здесь шла бойкая торговля, заключались торговые сделки, гости знакомились с представителями других стран, с развитием ремесел и земледелия, с разнообразными обычаями и рели­гиозными обрядами, слушали фило­софов, историков, поэтов, музыкан­тов и служителей религиозного культа.

В общественно-политической и культурной жизни Греции периода расцвета Олимпийские праздники играли очень большую роль. Они способствовали объединению поли­сов. За месяц до Игр по всей тер­ритории Греции объявлялось свя­щенное перемирие (экехирия), пре­кращались всякие распри между по­лисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в ру­ках. Наряду с философскими систе­мами, театром, музыкой, изобрази­тельным искусством Олимпийские игры выполняли важную роль во «внешкольном» образовании и вос­питании населения. Господствующий класс Греции использовал широкий интерес народа к Олимпийским играм в целях подчинения своим идеоло­гическим установкам и политической власти,

Начиная с IV в. до н. э. рабовла­дельческие отношения в Греции нача­ли клониться к упадку. Постепенно приходила в упадок греческая куль­тура и вместе с ней физическая культура и спорт. В эпоху эллинизма мусическое образование усиливалось за счет гимнастического. Изменялся характер физического воспитания в гимнасиях и эфебии. Это было вызвано тем, что Греция, потеряв свою независимость в результате завоеваний Македонией, а потом Ри­мом, не нуждалась более в само­стоятельной армии. Отпала необхо­димость в той совершенной трениров­ке, какую давали старые палестры, гимнасии и эфебия. Хотя занятия гимнастикой и военными упражнени­ями в палестрах, гимнасиях и эфебии продолжались, но объем этих заня­тий уменьшался с каждым годом. Глубокие перемены в экономиче­ской, политической и культурной жизни оказали влияние на характер проведения гимнастических агонов, в том числе и Олимпийских игр. К уча­стию в Играх стали допускаться ат­леты негреческого происхождения. На Играх выступали профессиональ­ные борцы, кулачные бойцы и панкратисты. Вместо почетного олив­кового венка победителей стали на­граждать материальными ценностя­ми. В программе Игр основное место заняли мусические агоны в области музыки, танцев, песни. Римские кон­сулы и императоры (Сулла, Нерон и др.) стремились распространить Олимпийские игры на территории Рима, но их попытки не имели ус­пеха.

К концу IV в. н. э. кризис рабо­владельческой системы приводит к разложению всей античной культу­ры. Появление и распространение христианской религии, боровшейся против языческой веры и пропове­довавшей аскетизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских праздников. В 394 г. римский импера­тор Феодосии I издал эдикт о запре­щении Олимпийских игр.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: