1. Требования к менеджерам позволяют определить структуру основных знаний, необходимых для их подготовки. Их перечень обусловлен особенностями труда менеджера.
2. Главная отличительная черта работы менеджера связана с совмещением знаний специалиста и знаний управленца (руководителя). Системный подход такую возможность предоставляет в полной мере, поскольку позволяет менеджеру:
• увидеть проблему в целом;
• структурировать и гармонизировать цели организации;
• структурировать субъекты внешней среды по группам, силе и характеру воздействия на организацию;
• понять логику, цель, предмет и продукт труда менеджера;
• структурировать функции и задачи управления;
• определить варианты и оптимальный способ решения задачи.
Владение системным подходом является основным требованием, которое должно предъявляться к менеджеру. Основатель автомобильной корпорации Г. Форд однажды сказал, что он может решить любую проблему, если сумеет представить ее в виде системы.
3. Большинство требований могут быть определены как профессиональные (или инструментальные), поскольку связаны с освоением менеджерами специальных знаний в следующих областях:
|
|
• обработка большего объема информации;
• принятие управленческих решений;
• работа с персоналом;
• исполнение управленческих или производственных процессов.
3.1. Работа с большими объемами информации предполагает:
— умение ее структурировать;
— владение персональным компьютером, средствами телекоммуникации.
3.2. Принятие управленческих решений предполагает:
— знание теории менеджмента;
— инициативный подход;
— умение работать в условиях дефицита времени;
— ответственность за принятые решения.
3.3. Работа с персоналом предполагает:
— знание теории менеджмента и социальной психологии;
— терпение, поскольку люди могут оказаться не готовыми к переменам;
— стрессоустойчивость.
3.4. Исполнение управленческих процессов предполагает владение специальными знаниями: экономиста, нормировщика, контролера, бухгалтера, финансиста, кадровика и т. д.
3.5. Исполнение производственных процессов предполагает:
— знание производственных технологий на своем участке работы;
— знание используемого производственного оборудования;
— ответственность за результаты деятельности на своем участке.
4. Отдельная часть требований обусловлена публичным характером труда менеджера. В этой связи менеджер также должен обладать поведенческими знаниями:
• общего характера;
• по взаимодействию с руководством;
• по взаимодействию с подчиненными; t
• по взаимодействию с внешними организациями.
|
|
4.1. К требованиям общего характера относятся:
— респектабельная внешность, хорошие манеры;
—достойная одежда, адаптированная к характеру работы,
—рабочая, официальная, праздничная («встречают по одежке»);
—хорошая организация рабочего места
—ничего лишнего.
4.2. При взаимодействии с руководством менеджеру важно:
—демонстрировать уважение. Не допускать критики взглядов руководителя при посторонних;
— демонстрировать уважение к фирме, особенно в ходе встреч и переговоров с организациями из внешней среды;
—при обсуждении проблемы не уклоняться от предложения собственных вариантов ее решения. Отсутствие предложений может служить признаком слабой компетенции;
— если решение принято руководством, его не обсуждать, а исполнять без комментариев;
— уметь «держать удар». При собственных ошибках не ссылаться на других лиц.
4.3. При взаимодействии с подчиненными менеджеру важно:
— уважать людей независимо от их положения в организации;
— обсуждать стоящие задачи с активными членами своей команды;
— спокойно реагировать на суждения людей;
— предварительно проверять свои решения на реакции членов своей команды.
4.4. При взаимодействии с внешними организациями менеджеру важно:
— демонстрировать уважение к мнению заказчика. Если уверен, что заказчик ошибается, то предлагай заказчику компромиссный вариант решения;
— протоколировать переговоры. Ответственные встречи записывать на магнитофон.
5. Основные требования к менеджерам представлены в таблице 4.1 в структурированном виде.
Перечень требований, предъявляемых к менеджерам
№ п/п | Требования к менеджерам |
I. К образу мышления: | |
1.1 | Системный подход |
II. Профессионального характера (инструментальные): | |
2.1 | В части работы с информацией: |
• умение ее структурировать на системной основе; | |
• владение персональным компьютером и средствами телекоммуникации | |
2.2 | В части принятия управленческих решений: |
• знание теории менеджмента в части методов принятия решений; | |
• инициативный подход; | |
• умение работать в условиях дефицита времени; | |
• ответственность за принятые решения | |
2.3 | В части работы с людьми: |
• знание теории менеджмента в части управления персоналом; | |
• терпение; | |
• стрессоустойчивость | |
2.4 | В части прямого участия в производственных процессах: |
• владение соответствующими технологиями; | |
• знание используемого производственного оборудования | |
III. Поведенческие знания | |
3.1 | Общего характера: |
• хорошие манеры; | |
• одежда, адаптированная к характеру работы; | |
• порядок на рабочем месте — ничего лишнего | |
3.2 | При взаимодействии с руководством: |
• демонстрация уважения к руководителю; | |
• демонстрация уважения к фирме; | |
• активное участие при обсуждении вариантов решения проблемы; | |
• исполнение решения, принятого руководством, без комментариев; | |
• умение «держать удар» | |
3.3 | При взаимодействии с подчиненными: |
• уважение людей независимо от их статуса; | |
• обсуждение стоящих задач с активными членами своей команды; | |
• проверка своих решений на реакции членов своей команды | |
3.4 | При взаимодействии с внешними организациями: |
• демонстрация уважения мнения заказчика; | |
• протоколирование переговоров |
6. Требования к менеджерам являются ориентирами для специалистов. Они помогают ответить на вопросы: «Есть ли способности для того, чтобы быть руководителем?», «Может, лучше оставаться хорошим специалистом, чем слабым управленцем?»
Роли менеджеров
В литературе для характеристики деятельности менеджера в организации также используют такое понятие, как роли менеджера. Роли менеджера раскрывают поведенческие образы, которым целесообразно следовать в практической деятель ности. Знание ролей помогает менеджеру понять многогранность его труда в организации, овладеть менеджментом как искусством. Комплексная характеристика ролей менеджера в качестве руководителя была предложена канадским профессором Г. Минцбергом. Он рассматривал 10 ролей в составе трех взаимосвязанных групп (табл. 4.2):
|
|
• межличностные роли, которые охватывают сферу взаимодействия руководителя с людьми с учетом его главенствующего положения в организации;
• информационные роли, которые возникают при исполнении межличностных ролей и связаны с использованием руководителем получаемой информации;
• роли, связанные с принятием решений, которые возникают при исполнении руководителем информационных ролей и направлены на развитие организации.