Требования к менеджерам и их роли

1. Требования к менеджерам позволяют определить структуру основных знаний, необходимых для их подготовки. Их перечень обусловлен особенностями труда менеджера.

2. Главная отличительная черта работы менеджера связана с совмещением знаний специалиста и знаний управленца (руководителя). Системный подход такую возможность предоставляет в полной мере, поскольку позволяет менеджеру:

• увидеть проблему в целом;

• структурировать и гармонизировать цели организации;

• структурировать субъекты внешней среды по группам, силе и характеру воздействия на организацию;

• понять логику, цель, предмет и продукт труда менеджера;

• структурировать функции и задачи управления;

• определить варианты и оптимальный способ решения задачи.

Владение системным подходом является основным требованием, которое должно предъявляться к менеджеру. Основатель автомобильной корпорации Г. Форд однажды сказал, что он может решить любую проблему, если сумеет представить ее в виде системы.

3. Большинство требований могут быть определены как профессиональные (или инструментальные), поскольку связаны с освоением менеджерами специальных знаний в следующих областях:

• обработка большего объема информации;

• принятие управленческих решений;

• работа с персоналом;

• исполнение управленческих или производственных процессов.

3.1. Работа с большими объемами информации предполагает:

— умение ее структурировать;

— владение персональным компьютером, средствами телекоммуникации.

3.2. Принятие управленческих решений предполагает:

— знание теории менеджмента;

— инициативный подход;

— умение работать в условиях дефицита времени;

— ответственность за принятые решения.

3.3. Работа с персоналом предполагает:

— знание теории менеджмента и социальной психологии;

— терпение, поскольку люди могут оказаться не готовыми к переменам;

— стрессоустойчивость.

3.4. Исполнение управленческих процессов предполагает владение специальными знаниями: экономиста, нормировщика, контролера, бухгалтера, финансиста, кадровика и т. д.

3.5. Исполнение производственных процессов предполагает:

— знание производственных технологий на своем участке работы;

— знание используемого производственного оборудования;

— ответственность за результаты деятельности на своем участке.

4. Отдельная часть требований обусловлена публичным характером труда менеджера. В этой связи менеджер также должен обладать поведенческими знаниями:

• общего характера;

• по взаимодействию с руководством;

• по взаимодействию с подчиненными; t

• по взаимодействию с внешними организациями.

4.1. К требованиям общего характера относятся:

— респектабельная внешность, хорошие манеры;

—достойная одежда, адаптированная к характеру работы,

 —рабочая, официальная, праздничная («встречают по одежке»);

—хорошая организация рабочего места

—ничего лишнего.

4.2. При взаимодействии с руководством менеджеру важно:

—демонстрировать уважение. Не допускать критики взглядов руководителя при посторонних;

— демонстрировать уважение к фирме, особенно в ходе встреч и переговоров с организациями из внешней среды;

—при обсуждении проблемы не уклоняться от предложения собственных вариантов ее решения. Отсутствие предложений может служить признаком слабой компетенции;

— если решение принято руководством, его не обсуждать, а исполнять без комментариев;

— уметь «держать удар». При собственных ошибках не ссылаться на других лиц.

4.3. При взаимодействии с подчиненными менеджеру важно:

— уважать людей независимо от их положения в организации;

— обсуждать стоящие задачи с активными членами своей команды;

— спокойно реагировать на суждения людей;

— предварительно проверять свои решения на реакции членов своей команды.

4.4. При взаимодействии с внешними организациями менеджеру важно:

— демонстрировать уважение к мнению заказчика. Если уверен, что заказчик ошибается, то предлагай заказчику компромиссный вариант решения;

— протоколировать переговоры. Ответственные встречи записывать на магнитофон.

5. Основные требования к менеджерам представлены в таблице 4.1 в структурированном виде.

Перечень требований, предъявляемых к менеджерам

№ п/п Требования к менеджерам
  I. К образу мышления:
1.1 Системный подход
  II. Профессионального характера (инструментальные):
2.1 В части работы с информацией:
  • умение ее структурировать на системной основе;
  • владение персональным компьютером и средствами телекоммуникации
2.2 В части принятия управленческих решений:
  • знание теории менеджмента в части методов принятия решений;
  • инициативный подход;
  • умение работать в условиях дефицита времени;
  • ответственность за принятые решения
2.3 В части работы с людьми:
  • знание теории менеджмента в части управления персоналом;
  • терпение;
  • стрессоустойчивость
2.4 В части прямого участия в производственных процессах:
  • владение соответствующими технологиями;
  • знание используемого производственного оборудования
  III. Поведенческие знания
3.1 Общего характера:
  • хорошие манеры;
  • одежда, адаптированная к характеру работы;
  • порядок на рабочем месте — ничего лишнего
3.2 При взаимодействии с руководством:
  • демонстрация уважения к руководителю;
  • демонстрация уважения к фирме;
  • активное участие при обсуждении вариантов решения проблемы;
  • исполнение решения, принятого руководством, без комментариев;
  • умение «держать удар»
3.3 При взаимодействии с подчиненными:
  • уважение людей независимо от их статуса;
  • обсуждение стоящих задач с активными членами своей команды;
  • проверка своих решений на реакции членов своей команды
3.4 При взаимодействии с внешними организациями:
  • демонстрация уважения мнения заказчика;
  • протоколирование переговоров

6. Требования к менеджерам являются ориентирами для специалистов. Они помогают ответить на вопросы: «Есть ли способности для того, чтобы быть руководителем?», «Может, лучше оставаться хорошим специалистом, чем слабым управленцем?»

 Роли менеджеров

    В литературе для характеристики деятельности менеджера в организации также используют такое понятие, как роли менеджера. Роли менеджера раскрывают поведенческие образы, которым целесообразно следовать в практической деятель ности. Знание ролей помогает менеджеру понять многогранность его труда в организации, овладеть менеджментом как искусством. Комплексная характеристика ролей менеджера в качестве руководителя была предложена канадским профессором Г. Минцбергом. Он рассматривал 10 ролей в составе трех взаимосвязанных групп (табл. 4.2):

• межличностные роли, которые охватывают сферу взаимодействия руководителя с людьми с учетом его главенствующего положения в организации;

• информационные роли, которые возникают при исполнении межличностных ролей и связаны с использованием руководителем получаемой информации;

• роли, связанные с принятием решений, которые возникают при исполнении руководителем информационных ролей и направлены на развитие организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: