Роли менеджера как руководителя по Г. Минцбергу

Роли менеджера как руководителя

I. Межличностные роли

1.1

Выполнение обычных обязанностей руководителя — правового и социального характера (роль символического главы)

1.2

Мотивация подчиненных на достижение целей организации, формирование команды, решение поставленных задач, координация усилий (роль лидера)

1.3

Организация источников информации, необходимой для управления, во внутренней и внешней среде (роль связующего звена)

II. Информационные роли

2.1

Сбор разнообразной информации о внешней и внутренней среде организации для использования в интересах своего дела (роль сборщика информации)

2.2

Распределение полученной информации в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъяснение политики и основных целей организации (роль распределителя информации)

2.3

Передача информации для внешних контактов организации (в том числе для СМИ) относительно планов, политики, действий, результатов работы организации (роль передатчика информации)
     

III. Роли, связанные с принятием решений

3.1 Изыскание возможностей развития организации, разработка и управление проектами развития
3.2 Корректировка действий организации
3.3 Распределение ресурсов организации
3.4 Представление организации на всех значительных и важных совещаниях и переговорах

    Роли менеджера как руководителя иерархичны. Это, во-первых, проявляется в том, что каждая последующая группа ролей может быть исполнена менеджером при условии, что им   освоены предыдущие роли. Так, информационные роли можно исполнять только после освоения межличностных ролей. И в частности, когда менеджером организованы коммуникации между его подчиненными и с подчиненными. Во-вторых, роли менеджера иерархичны внутри каждой группы. В частности, роль передатчика информации эффективно реализуется только после ее сбора и распределения внутри организации (трудового коллектива). Иерархия ролей, предложенных Г. Минцбергом, по существу раскрывает путь совершенствования менеджера как руководителя.

1. Связующей характеристикой различных ролей менеджера как руководителя является информация, которая, как отмечалось ранее, является предметом его труда. В частности:

— при исполнении межличностных ролей руководитель формирует источники информации;

— при исполнении информационных ролей руководитель распределяет информацию из этих источников во внутренней и внешней среде;

— при исполнении ролей, связанных с принятием решений, руководитель использует информацию для принятия управленческих решений.

2. Роли менеджера в таблице 4.2 характеризуют его поведенческие образы только с одной стороны — как руководителя

или как управленца. Для полноты также важно отметить роли менеджера как специалиста. К ролям менеджера как специалиста следует отнести:

—роль постановщика, при исполнении которой менеджер раскрывает подчиненным ее актуальность, место в планах организации, связь с уже решенными задачами, роль в достижении целей и реализации стратегии организации;

—роль системного аналитика, при исполнении которой менеджер структурирует задачу на составные части и распределяет работу по ее выполнению между подчиненными;

—роль консультанта, при исполнении которой менеджер помогает подчиненным найти лучший вариант решения задачи;

роль контролера, при исполнении которой менеджер обеспечиваег регулярный текущий контроль исполнения работы подчиненными;

роль приемщика работы, при исполнении которой менеджер осуществляет прием выполненной работы подчиненными по объему, качеству и срокам, а также дает оценку их труда.

3. Поведенческие образы менеджера на практике целесообразно регламентировать в должностных инструкциях и контрактах. В полном объеме деятельность менеджера характеризуют его функции и задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: